Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция. Семейная социализация и социализационное поведение




Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социс. – 2007. - №02. –С. 22-42.

13. ФЗ РФ О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 1 (Ч. 1). – Ст. 19.

14. Фомченкова Г.А. Семейная социализация как один из факторов формирования духовной безопасности молодежи // Теория и практика общественного развития. – 2011. - № 1. С. 110- 113

15. Шаров В.Д. Социология семьи и брака / В.Д. Шаров // Социология семьи: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2008. – С. 233 – 251.

 

 

№ п/п Этап занятия Содержание раздела Время Дидактика, наглядность Технические средства обучения
  Организационный момент Здравствуйте. Староста, назовите отсутствующих. Тема нашего сегодняшнего семинарского занятия «Семейная социализация и социализационное поведение». План нашего занятия:1. Понятие семейной социализации, ее признаки, функции, этапы, агенты и модели. Особенности семейной социализации в РФ. 3. Социализационное поведение: понятие, признаки и типы.   минут    
  Понятие семейной социализации, ее признаки, функции, этапы, агенты и модели. 3. рассмотрение второго вопроса. Стадии социализации Агенты социализации Механизмы социализации Тенденции современной социализации Особенности семейной социализации в России На предыдущих занятиях мы с вами рассматривали репродуктивное поведение, результатом репродуктивного поведения должна стать социализация. Что вы понимаете под социализацией? Существуют различные трактовки понятия семейная социализация. В западной социологии семейная социализация –составная часть социальной жизни людей, подготовка к будущим социальным ролям, имеющим социальное значение(Лукман Т., Л. Бергер). Семейная социализация –с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям, с другой, формирование социально-компетентной зрелой личности(Антонов А.И., Медков В.М.) В целом семейная социализация рассматривается в двух контекстах: В широком смысле: как процесс адаптации индивида в семье и обществе в течении всей его жизни. В узком смысле: процесс подготовки к будущим семейным ролям, как формирование социально-значимой личности. В реальной социальной практике социализация – семейное воспитание. Социологические исследования, проведенные студентами МаГУ в 2007 в Коркино, 100 респондентов. 50% опрошенных отождествляют понятие семейное воспитание и социализацию. 33% подготовка к будущим семейным ролям. 18,1% формирование компетентно-зрелой личности. Признаки социализации: 1.преднамеренный, целенаправленный характер воздействия как супругов друг на друга, так и родителей на личность ребенка, при помощи привития ему норм. 2. двухканальный характер воздействия: Нормативное влияниеприменяемое индивидом для того, чтобы получить одобрение от других членов семьи, сохраняя свой статус. Информационное воздействие на индивида в семье с помощью семейной картины мира, которая воспринимается как абсолютная. Если слабое информационное влияние, то получается замедленное интеллектуальное развитие, ложное представление об обществе и в целом, это может привести к краху личности. Ослабление нормативного влияния ведет к ослаблению информационного воздействия, значит к ослаблению надежности и устроенности ребенка в обществе. Ребенок должен научиться в семье обладать кодом поведения среди своих и кодом поведения среди чужих. Информационное влияние на индивида в семье с помощью семейной картины мира, которая воспринимается как абсолютная. Если слабое информационное влияние, то получается замедленное интеллектуальное развитие, ложное представление об обществе и в целом, это может привести к краху личности. Ослабление нормативного влияния ведет к ослаблению информационного воздействия, значит к ослаблению надежности и устроенности ребенка в обществе. Ребенок должен научиться в семье обладать кодом поведения среди своих и кодом поведения среди чужих. В разных типах семей нормативное и информационное влияние различны. Недостаточное нормативное и информационное влияние семьи на ребенка приводит к явлению депрвации. Депривация – социальный процесс ограничения и изоляции возможности удовлетворения основных жизненных потребностей. 3. семейная социализация подвержена воздействию ряда факторов: А) социокультурные факторы: образованность родителей, педагогическая культура, ответственность за результат, культура семейных образцов, микроклимат семьи; Б) социально – экономические: материальное благосостояние семьи; В) технико – гигиенические: наличие жилого помещения; Г) демографическая структура и состав семьи Д) личностный фактор: когнитивные особенности ребенка, генетический код. 4. социализация осуществляется только в лоне семьи, имеет четкое целеполагание в формировании социально зрелой личности. 5.поэтапность - неравные по времени и интенсивности стадии прохождения. 6. Социализация имеет определенную пространственную локализацию; 7. имеет своеобразные механизмы, формирующие гибкую систему перехода с кода среди своих на код среди чужих. 8. Социализация обладает свойством инклюзивности (распространяется на всех детей в семье, также на супругов). 9.обладает свойством моноцентричности 10. обладает гибкостью, вариативностью, способностью к коррекции цели 11. имеет результативность и эффективность. В совокупности данных признаков проявляется сущность семейной социализации. Функции семейной социализации: Коммуникативная связана с распространением информации внутри института и между институтами(ведущая функция) Познавательная направлена на получение ребенком знаний об окружающем мире. Практически – преобразовательная направлена освоение социальных ролей. Адаптивная направлена на приспособление ребенка к социальной среде. Регулирующая обеспечивает предсказуемое поведение, согласно семейным нормам. Ценностно-ориентационая с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним. Статусно-ролевая направлена на выработку личностных свойств, которая происходит в ходе перемещения человека по различным статусным позициям. Поведенческая формирует в сознании индивида модели поведения. Функция физического и эмоционального развития Функция умственного, психического развития ребенка Функция социально-психологической поддержки Культурологическая заключается в том, что культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие поведением людей. Трудовая направлена на процесс включения индивида в систему общественного разделения труда Гуманистическая выражается в участии в процессах, определяющих развитие личности и ее самореализацию.   Какие стадии социализации вы можете назвать? 20 минут Первичная социализация (начинается с рождения и заканчивается, когда ребенок заканчивает школу)– освоение детьми детских ролей. Нельзя ускорять этот процесс, он должен быть сбалансирован. На этот этап уходит треть жизни, на этом этапе ребенок получает информацию от родителей о семье, об обществе и формирует модели социального и семейного поведения в целом. Включает в себя стадии: А) стадия элементарной социализации ребенка; Б) нормативно – фрагментарная, маргинальная социализация подростков. Вторичная социализация (от завершения школы до смерти) Имеет стадии: А) концептуально-целостная - результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости(17-25лет).   Кто влияет на социализацию? Родители осуществляют передачу культурных ценностей от одного поколения к другому, приучают к дисциплине и послушанию, обучают элементарным навыкам повседневной жизни и личной гигиены, прививают культурные нормы межличностного общения с чужими и своими людьми, помогают овладеть ролями, принятыми в большом обществе. Поскольку родители уже прошли значительную часть социализации и накопили жизненный опыт, они должны передать его тем, кто не имеет данного опыта. Таким образом они передают детям не только сумму решений проблем, но и технологию избежания ошибок. Братья, сестры (сибилинги) как агенты социализации выступают в процессе обучения, воспитания не только как группа родственников, но и как группа ровесников, поскольку она способны производить в семейном взаимодействии между собой те структуры и типы отношений, которые существуют в группе подростков, товарищей. Братья и сестры не только защитники и опекуны, но еще и критики. Конкурируя между собой за родительскую ласку и любовь, они помогают избавиться от пережитков эгоизма. Воспитатели детского сада как агенты социализации Основными функциями воспитателя в процессе социализации можно считать следующие: приобщение ребенка к культуре общества; создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностных ориентации; автономизация подрастающих поколений от взрослых; дифференциации воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества. В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации. Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, их образования и индивидуальной помощи им. Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп; организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы. В исследованиях Микляевой А. В., Румянцевой П. В. проведенном в 2006 г. В ходе интервью выяснилось, что сами младшие школьники воспринимают своих родителей в качестве идентификационных эталонов менее чем в четверти случаев (21,9 %). В этой связи родители существенно «проигрывают» известным актерам и певцам (31,7%), а также героям мультфильмов и кинофильмов (30,9 %), причем доля социальных идентификаций составляет менее 1 %. Это позволяет в определенной мере подтвердить предположение о том, что влияние родителей на становление социальной идентичности в младшем школьном возрасте происходит не на основе механизма подражания, а в процессе вольного или невольного создания ими определенного ценностно-смыслового пространства семьи. Наиболее интенсивное влияние родителей, в той или иной степени осознаваемое ими, направлено на формирование гендерной (26,5%), профессиональной (19,5%) и этнической (19,3 %) идентичности ребенка. Профессиональный компонент социальной идентичности ребенка, связанный с представлениями о его будущей профессии, транслируется ему преимущественно посредством прямых родительских посланий соответствующего содержания (45,9 %): «Хотелось бы, чтобы дочка в будущем стала музыкантом», «Надеюсь увидеть сына архитектором» и т.д. Социализация осуществляется посредством специфических механизмов Механизмы социализации по Г. Тарду: А) Воздействие;   Б) подражание. Н. Смелзервыделяет механизмы социализации по критерию их позитивности. Позитивные, формирующие желательные качества социального субъекта: имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения; идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения (а также других значимых взрослых), установок и ценностей как своих собственных. Негативные, т.е. препятствующие появлению у человека социально нежелательных форм поведения: чувство стыда, чувство вины. В.С.Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности А.В. Мудрик Импринтинг(запечатление — впечатывание) — фиксирова­ние человеком особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом воз­расте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно впечатление каких-либо образов, ощущений и т.п. ПРИМЕР: травматический опыт, полученный в раннем или дошкольном детстве (до 6 лет) — унижение, жестокое обращение и пр., — оставляя свой отпечаток в эмоциональной сфере личности, может сказаться в отсроченном эффекте», породив жестокое или агрессивное по­печение, эмоциональную холодность и т.п. Другой пример — за­печатленный в подростковом или юношеском возрастах (а иног­да и раньше) образ «прекрасной дамы» может помешать нор­мальным отношениям с женщинами и отрицательно сказаться в супружестве, ибо определяет завышенный уровень требований к партнерше. Подражание— произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми чело­век сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми. Экзистенциональный нажим— влияние условий бытия человека, следование нормам в его социуме, необходимым для выживания в нем. Идентификация(отождествление) — процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами. Рефлексия— внутренний диалог, в котором ребенок рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нор­мы, ценности.   Тенденции семейной социализации: 1. По результатам исследования Н.К. Бинеевой, семейная жизнь родителей является показателем определённой стабильности брака у детей, причем у мальчиков в большей степени, чем у девочек. 2. отсутствие благоприятных отношений в семье способствуют формированию благополучных установок на брак. 3. профессиональный и образовательный уровень отцов влияет на процесс семейной социализации больше, чем уровень матерей. 4. сложность взаимоотношений между родителями усиливает социальную дистанцию между родителями и детьми. 5. существенное сокращение функций семьи в индустриальном и постиндустриальных обществах, в результате нуклеаризации, распада двухпоколенной семьи. 6. сведение триединства только к супружескому партнерству, утрата родственных связей; 7. перехват семейных функций другими социальными институтами, отстранение семьи от социализации. 8. смещение агентов семейной социализации(социализация в результате глобального кризиса утратила изначально ведущую роль агента). Особенности семейной социализации в России 1. Старые механизмы семейной социализации разрушены, новые формируются сложно и противоречиво. 2. Семейная социализация происходит на фоне кризиса семьи. 3. Усложнение брачно-семейных отношений, которое ведет к нарастанию отчуждения и столкновения между родителями и детьми. 4. Налицо депривация семейного образа жизни, ориентация на одного или двух детей. 5. Перехват социализации другими социальными институтами. 6. Замена семейной социализации просто социализацией, что ведет к ухудшению качества семейной социализации. 7. усиление педагогической неграмотности родителей и самоустранения с процесса воспитания с 7-летнего возраста. 8. Изменились сроки первичной семейной социализации. Они протянулись до 25 лет (синдром социальной молодости), это связано со сроками учебы, затягивается взросление детей. Это отличает порог брачности в России и на Западе. Деформация семейной социализации объективно ведет к семейному кризису в России. 20 минут    
  Социализационное поведение: понятие, признаки и типы По мнению А.И. Антонова: Социализационное поведение представляет собой систему действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально компетентной личности. В социологии семьи акцент дела­ется на исследование фактически используемых родителями приемов заботы о детях, организации их учебного и свободного времени, учас­тия в домашней работе и семейных делах. Из конкретных действий родителей по выполнению социальных ролей отца и матери социологом извлекаются «педагогические систе­мы» семьи. Общая задача социализационного поведения в семье заключается в приобщении ребенка к нормам и ценностям социальных общностей и групп, в формировании социально зрелой личности (с учетом того, что в раз­ных социальных группах социальная зрелость или компетентность интерпретируется различным образом вплоть до форм криминально­го поведения). Бригитта и Питер Бергеры называют семью местом, где ребенок пребывает в ожидании, дожидается своего часа соприкосно­вения с макромиром, в котором ему предстоит проложить свой путь. Важно, какова атмосфера семьи, как интерпретируется родителями роль семьи — трактуют ли ее как убежише от внешнего мира или как трамплин к будущему завоеванию его. Отсюда идут и стратегии обра­щения с детьми: строгая дисциплина вплоть до суровых наказаний; ак­цент на поддержание чистоты и телесного здоровья; роли советчиков и наставников, когда родители, скорее, товарищи и друзья, чем властители, и избегают ситуаций, в которых требуется проявить авторитет и власть. Модели социализационного поведения, предложенные Дианой Бомбринд: Авторитетный стиль родительского поведения – образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Бомринд отмечала, что дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой. Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) – образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. По мнению Бомринд, многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми. Позднее к этим стилям прибавился еще один. Индифферентный стиль родительского поведения по Н. Маккоби и Мартин К., отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойственен индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает оттого, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению. В эмпирическом исследовании Дж. Болдуина выделено два стиля родительского воспитания — демократический и контролирующий. Демократический определяетсяследующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом ихмнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим — верой в успех самостоятельной деятельности ребенка иограничением собственной субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствиеразногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. В концепции идеальных исторических типов семьи С.И. Голод выделяет три соответствующие этим типам модели отношений между родителями и детьми. В патриархальной семье, отмечает автор, эти отношения строятся по принципу строгой дисциплины, безусловного подчинения младших старшим. В детоцентристской семье – дети главный смысл ее существования, в сравнении с предыдущим типом здесь материальный и духовный вклад родителей в воспитание неизмеримо больше. Автор выделяет «авторитарную», «амбивалентную» и «квазиавтономную» модификации этого типа. В супружеском типе семьи отношения родителей и детей строятся на тех же принципах, что и между супругами, то есть помимо интимности во взаимоотношениях должна присутствовать и необходимая степень автономии Три типа неэффективного родительского поведения выделены В. И. Гарбузовым, А. И. Захаровым и Д. Н. Исаевым: — отвергающий (чрезмерная требовательность, жесткая регламентация, контроль либо недостаток контроля на почве попустительства);— гиперсоциализирующий (чрезмерная озабоченность и тревожность родителей будущим ребенка, его статусом, успехами и неудачами);— эгоцентрический (наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я — большой» в качестве самодовлеющей ценности). Данные по родительским стилям имеют обобщенный характер как стиль родителей в целом. Однако рассмотрения стилей воспитания самих по себе – теоретический взгляд, не учитывающий множественность наличия в семье всех ухаживающих за ребенком лиц. Следует учитывать не только стиль воспитания, присущий родителям, но и то, кто является основным агентом социализации, посвящающим ребенку больше времени. По мнению теоретиков эпохи индустриализации и распространения семей с «комплиментарным» разделением ролей, Т. Парсонс и Р. Бейлс, отмечают, содержание «функций» отцов и матерей различно. Первые должны создавать материальную базу для воспроизводства и социализации, матери же должны выполнять экспрессивные функции: создавать домашний комфорт, ухаживать за детьми. Несколько позже А. Коллонтай в русле идеологии марксизма представляла, что, поскольку оба родителя вынуждены работать, воспитание детей должно стать «делом государства». Она всячески ратовала за коллективные формы воспитания и ухода за детьми. Особенно важной такая помощь представлялась для «одиноких, брошенных девушек-матерей, покинутых жен с младенцами на руках». Авторы психоаналитического феминизма этого направления проблематизировали возложение родительской обязанности исключительно на женщин с точки зрения формирования идентичности девочек и мальчиков. Так, по мнению Н. Чодоров отделение от матери является более важным и одновременно более трудным для мальчиков, чем для девочек. Базовая потребность мужчин доминировать над женщинами вытекает из необходимости в раннем детстве противопоставить себя матери и подавить свою привязанность к ней. Постструктуралистский подход, рассматривая родительское поведение, оперирует, понятиями дискурса и власти. Субъективность формируется из совокупности изначально заданных дискурсов, которые циркулируют как в обществе в целом, так и в специфическом социальном контексте, «ближайшем социальном окружении» индивида. Кроме того, «рассматривать мужчин, как «угнетателей» женщин при решении семейных, трудовых и прочих вопросов, означает смотреть на вещи упрощенно. И мужчины, и женщины активно участвуют в воспроизводстве моделей поведения в сфере родительства, а также хорошо осознают их противоречия и иногда пытаются видоизменить их». Дифференциация семей по социально-экономическому положению и по наличию семейной па­мяти, семейных традиций ведет к дифференциации результатов социализационного поведения.Степень выраженности намерений родите­лей по передаче детям семейного дела и собственности, по наследова­нию детьми их профессии — еще один аспект интереса социологии к семейной социализации. При этом надо учитывать конкретные обсто­ятельства времени и места, исторические изменения семьи. Рост раз­водов, например, отчасти связан с повторными браками, с возникно­вением весьма своеобразного положения, когда кровные отцы стано­вятся приемными по отношению к детям новой жены и «приходящи­ми» по воскресеньям отцами по отношению к собственным детям, оставшимся с первой женой. Следует четко различать социологический и социально-психологи­ческий подходы к изучению социализационного поведения. Социолога волнуют процессы социализации и взаимодействия родителей и детей в связи с институциональными изменениями семьи и динамики семей­ных состояний в ходе жизненного цикла. Как семьи стремятся сохра­нить или повысить свой социальный статус, специфику семейного сти­ля жизни, как осуществляется социальная мобильность семейных по­колений в контексте изменения соотношений между социокультурны­ми семейными ролями и проявлением всего этого своеобразия в меж­личностных и внутрисемейных взаимоотношениях — вот угол зрения социолога. В области исследо­ваний социализации - измерение иерархии жизненных ценностей и места в ней ценности семьи и детей. Исследование ценностей обзаведения детьми связано с предположением, что высокая ценность их сопровож­дается сильной любовью к ним, которая есть главный механизм воспи­тания, т. к. считается, что у любящих родителей (при прочих равных условиях) вырастают счастливые и хорошие дети. Э. Фромм в известной книге «Искусство любить», написанной в 1956 г., обосновывает разницу в материнской и отцовской любви. По его мнению, материнская любовь безусловна, мать любит ребенка за то, что он есть. Такую любовь «не нужно заслуживать, тем более ее нельзя контролировать». Отцовская любовь – это обусловленная любовь. «Отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где − мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия, приключения. Отец − это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир. С этой отцовской функцией тесно связана и другая, которую можно назвать социально-экономической». Различия в ценности детей при одной и той же потребности семьи в детях и при одинаковых примерно условиях жизни ведут к различиям результатов воспитания. При высокой ценности детей проявляются в полной мере любовь к де­тям и все связанные с этим способы поведения и воспитания детей. Думается, что необходимо поддерживать не только традиционные семейные ценности и установки, но и не сбрасывать со счетов те новые подходы и нормы, которые складываются как в практике, так и в теории семейно-брачных отношений, что позволит более адекватно оценивать складывающийся институт родительства, всоответствии с изменившимися условиями.   20 минут    
  Выводы, подведение итогов   Таким образом, сегодня мы с вами рассмотрели основные теоретические и методологические подходы к социологическому исследованию социализации и социализационного поведения. В результате чего узнали: 1. Семейная социализация –с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям, с другой, формирование социально-компетентной зрелой личности. 2. по мнению большинства ученых, семейная социализация имеет два этапа: Первичная социализация (начинается с рождения и заканчивается, когда ребенок заканчивает школу)– освоение детьми детских ролей. Нельзя ускорять этот процесс, он должен быть сбалансирован. На этот этап уходит треть жизни, на этом этапе ребенок получает информацию от родителей о семье, об обществе и формирует модели социального и семейного поведения в целом. Вторичная социализация (от завершения школы до смерти) Главным здесь выступает, прежде всего (а) социализация в статусе супругов, (б) в качестве родителей, (в) в качестве бабушки и дедушки. Главное на этом этапе – многоаспектность (триада модели семейного поведения), овладение ролями. 3. сущность семейной социализации проявляется в совокупности одиннадцати признаков. 4. Деформация семейной социализации объективно ведет к семейному кризису в России. 5. основными агентами социализации являются: родители, учебные заведения, СМИ, группа сверстников, армия, религия. 6. Социализационное поведение представляет собой систему действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально компетентной личности.   10 минут    
  Экспресс контроль знаний 1. Семейная социализация –составная часть социальной жизни людей, подготовка к будущим социальным ролям, имеющим социальное значение. Кто авторы данного определения? А) А.И. Антонов, В.М. Медков. Б) Лукмат Т., Л. Бергер. В) Добреньков В.И., А.И. Кравченко. 2. В каком смысле это определение социализации: процесс подготовки к будущим семейным ролям, как формирование социально-значимой личности. А) в узком; Б) в широком. 3. Какая из функций семейной социализации в социологии является наиболее важной? А) Поведенческая Б) Ценностно-ориентационая В) Коммуникативная 4. главными агентами социализации выступают: А) Родители Б) референтная группа В) религия 5. одной из тенденций Российской семейной социализации является: А) передача социализации другим институтам Б) новые, четко сформулированные, механизмы социализации В) процесс социализации происходит на фоне расширения семьи Спасибо за внимание!!!   5 минут    

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.