Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социс. – 2007. - №02. –С. 22-42.
13. ФЗ РФ О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 1 (Ч. 1). – Ст. 19.
14. Фомченкова Г.А. Семейная социализация как один из факторов формирования духовной безопасности молодежи // Теория и практика общественного развития. – 2011. - № 1. С. 110- 113
15. Шаров В.Д. Социология семьи и брака / В.Д. Шаров // Социология семьи: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2008. – С. 233 – 251.
№ п/п
Этап занятия
Содержание раздела
Время
Дидактика, наглядность
Технические средства обучения
Организационный момент
Здравствуйте. Староста, назовите отсутствующих. Тема нашего сегодняшнего семинарского занятия «Семейная социализация и социализационное поведение». План нашего занятия:1. Понятие семейной социализации, ее признаки, функции, этапы, агенты и модели. Особенности семейной социализации в РФ. 3. Социализационное поведение: понятие, признаки и типы.
минут
Понятие семейной социализации, ее признаки, функции, этапы, агенты и модели.
3. рассмотрение второго вопроса.
Стадии социализации
Агенты социализации
Механизмы социализации
Тенденции современной социализации
Особенности семейной социализации в России
На предыдущих занятиях мы с вами рассматривали репродуктивное поведение, результатом репродуктивного поведения должна стать социализация.
Что вы понимаете под социализацией?
Существуют различные трактовки понятия семейная социализация. В западной социологии семейная социализация –составная часть социальной жизни людей, подготовка к будущим социальным ролям, имеющим социальное значение(Лукман Т., Л. Бергер).
Семейная социализация –с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям, с другой, формирование социально-компетентной зрелой личности(Антонов А.И., Медков В.М.)
В целом семейная социализация рассматривается в двух контекстах:
В широком смысле: как процесс адаптации индивида в семье и обществе в течении всей его жизни.
В узком смысле: процесс подготовки к будущим семейным ролям, как формирование социально-значимой личности.
В реальной социальной практике социализация – семейное воспитание.
Социологические исследования, проведенные студентами МаГУ в 2007 в Коркино, 100 респондентов.
50% опрошенных отождествляют понятие семейное воспитание и социализацию.
33% подготовка к будущим семейным ролям.
18,1% формирование компетентно-зрелой личности.
Признаки социализации:
1.преднамеренный, целенаправленный характер воздействия как супругов друг на друга, так и родителей на личность ребенка, при помощи привития ему норм.
2. двухканальный характер воздействия:
Нормативное влияниеприменяемое индивидом для того, чтобы получить одобрение от других членов семьи, сохраняя свой статус.
Информационное воздействие на индивида в семье с помощью семейной картины мира, которая воспринимается как абсолютная. Если слабое информационное влияние, то получается замедленное интеллектуальное развитие, ложное представление об обществе и в целом, это может привести к краху личности.
Ослабление нормативного влияния ведет к ослаблению информационного воздействия, значит к ослаблению надежности и устроенности ребенка в обществе.
Ребенок должен научиться в семье обладать кодом поведения среди своих и кодом поведения среди чужих.
Информационное влияние на индивида в семье с помощью семейной картины мира, которая воспринимается как абсолютная. Если слабое информационное влияние, то получается замедленное интеллектуальное развитие, ложное представление об обществе и в целом, это может привести к краху личности.
Ослабление нормативного влияния ведет к ослаблению информационного воздействия, значит к ослаблению надежности и устроенности ребенка в обществе.
Ребенок должен научиться в семье обладать кодом поведения среди своих и кодом поведения среди чужих.
В разных типах семей нормативное и информационное влияние различны.
Недостаточное нормативное и информационное влияние семьи на ребенка приводит к явлению депрвации.
Депривация – социальный процесс ограничения и изоляции возможности удовлетворения основных жизненных потребностей.
3. семейная социализация подвержена воздействию ряда факторов:
А) социокультурные факторы: образованность родителей, педагогическая культура, ответственность за результат, культура семейных образцов, микроклимат семьи;
Б) социально – экономические: материальное благосостояние семьи;
В) технико – гигиенические: наличие жилого помещения;
Г) демографическая структура и состав семьи
Д) личностный фактор: когнитивные особенности ребенка, генетический код.
4. социализация осуществляется только в лоне семьи, имеет четкое целеполагание в формировании социально зрелой личности.
5.поэтапность - неравные по времени и интенсивности стадии прохождения.
6. Социализация имеет определенную пространственную локализацию;
7. имеет своеобразные механизмы, формирующие гибкую систему перехода с кода среди своих на код среди чужих.
8. Социализация обладает свойством инклюзивности (распространяется на всех детей в семье, также на супругов).
9.обладает свойством моноцентричности
10. обладает гибкостью, вариативностью, способностью к коррекции цели
11. имеет результативность и эффективность.
В совокупности данных признаков проявляется сущность семейной социализации.
Функции семейной социализации:
Коммуникативная связана с распространением информации внутри института и между институтами(ведущая функция)
Познавательная направлена на получение ребенком знаний об окружающем мире.
Практически – преобразовательная направлена освоение социальных ролей.
Адаптивная направлена на приспособление ребенка к социальной среде.
Регулирующая обеспечивает предсказуемое поведение, согласно семейным нормам.
Ценностно-ориентационая с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним.
Статусно-ролевая направлена на выработку личностных свойств, которая происходит в ходе перемещения человека по различным статусным позициям.
Поведенческая формирует в сознании индивида модели поведения.
Функция физического и эмоционального развития
Функция умственного, психического развития ребенка
Функция социально-психологической поддержки
Культурологическая заключается в том, что культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие поведением людей.
Трудовая направлена на процесс включения индивида в систему общественного разделения труда
Гуманистическая выражается в участии в процессах, определяющих развитие личности и ее самореализацию.
Какие стадии социализации вы можете назвать? 20 минут
Первичная социализация (начинается с рождения и заканчивается, когда ребенок заканчивает школу)– освоение детьми детских ролей. Нельзя ускорять этот процесс, он должен быть сбалансирован. На этот этап уходит треть жизни, на этом этапе ребенок получает информацию от родителей о семье, об обществе и формирует модели социального и семейного поведения в целом. Включает в себя стадии:
А) стадия элементарной социализации ребенка;
Б) нормативно – фрагментарная, маргинальная социализация подростков.
Вторичная социализация (от завершения школы до смерти)
Имеет стадии:
А) концептуально-целостная - результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости(17-25лет).
Кто влияет на социализацию?
Родители осуществляют передачу культурных ценностей от одного поколения к другому, приучают к дисциплине и послушанию, обучают элементарным навыкам повседневной жизни и личной гигиены, прививают культурные нормы межличностного общения с чужими и своими людьми, помогают овладеть ролями, принятыми в большом обществе. Поскольку родители уже прошли значительную часть социализации и накопили жизненный опыт, они должны передать его тем, кто не имеет данного опыта. Таким образом они передают детям не только сумму решений проблем, но и технологию избежания ошибок.
Братья, сестры (сибилинги) как агенты социализации выступают в процессе обучения, воспитания не только как группа родственников, но и как группа ровесников, поскольку она способны производить в семейном взаимодействии между собой те структуры и типы отношений, которые существуют в группе подростков, товарищей. Братья и сестры не только защитники и опекуны, но еще и критики. Конкурируя между собой за родительскую ласку и любовь, они помогают избавиться от пережитков эгоизма.
Воспитатели детского сада как агенты социализации
Основными функциями воспитателя в процессе социализации можно считать следующие:
приобщение ребенка к культуре общества;
создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностных ориентации;
автономизация подрастающих поколений от взрослых;
дифференциации воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.
В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.
Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, их образования и индивидуальной помощи им.
Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп; организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы.
В исследованиях Микляевой А. В., Румянцевой П. В. проведенном в 2006 г.
В ходе интервью выяснилось, что сами младшие школьники воспринимают своих родителей в качестве идентификационных эталонов менее чем в четверти случаев (21,9 %). В этой связи родители существенно «проигрывают» известным актерам и певцам (31,7%), а также героям мультфильмов и кинофильмов (30,9 %), причем доля социальных идентификаций составляет менее 1 %. Это позволяет в определенной мере подтвердить предположение о том, что влияние родителей на становление социальной идентичности в младшем школьном возрасте происходит не на основе механизма подражания, а в процессе вольного или невольного создания ими определенного ценностно-смыслового пространства семьи.
Наиболее интенсивное влияние родителей, в той или иной степени осознаваемое ими, направлено на формирование гендерной (26,5%), профессиональной (19,5%) и этнической (19,3 %) идентичности ребенка.
Профессиональный компонент социальной идентичности ребенка, связанный с представлениями о его будущей профессии, транслируется ему преимущественно посредством прямых родительских посланий соответствующего содержания (45,9 %): «Хотелось бы, чтобы дочка в будущем стала музыкантом», «Надеюсь увидеть сына архитектором» и т.д.
Социализация осуществляется посредством специфических механизмов
Механизмы социализации по Г. Тарду:
А) Воздействие;
Б) подражание.
Н. Смелзервыделяет механизмы социализации по критерию их позитивности.
Позитивные, формирующие желательные качества социального субъекта: имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель
поведения; идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения (а также других значимых взрослых), установок и ценностей как своих собственных. Негативные, т.е. препятствующие появлению у человека социально нежелательных форм поведения: чувство стыда, чувство вины.
В.С.Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности
А.В. Мудрик
Импринтинг(запечатление — впечатывание) — фиксирование человеком особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно впечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.
ПРИМЕР: травматический опыт, полученный в раннем или дошкольном детстве (до 6 лет) — унижение, жестокое обращение и пр., — оставляя свой отпечаток в эмоциональной сфере личности, может сказаться в отсроченном эффекте», породив жестокое или агрессивное попечение, эмоциональную холодность и т.п. Другой пример — запечатленный в подростковом или юношеском возрастах (а иногда и раньше) образ «прекрасной дамы» может помешать нормальным отношениям с женщинами и отрицательно сказаться в супружестве, ибо определяет завышенный уровень требований к партнерше. Подражание— произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми.
Экзистенциональный нажим— влияние условий бытия человека, следование нормам в его социуме, необходимым для выживания в нем. Идентификация(отождествление) — процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами. Рефлексия— внутренний диалог, в котором ребенок рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности.
Тенденции семейной социализации:
1. По результатам исследования Н.К. Бинеевой, семейная жизнь родителей является показателем определённой стабильности брака у детей, причем у мальчиков в большей степени, чем у девочек.
2. отсутствие благоприятных отношений в семье способствуют формированию благополучных установок на брак.
3. профессиональный и образовательный уровень отцов влияет на процесс семейной социализации больше, чем уровень матерей.
4. сложность взаимоотношений между родителями усиливает социальную дистанцию между родителями и детьми.
5. существенное сокращение функций семьи в индустриальном и постиндустриальных обществах, в результате нуклеаризации, распада двухпоколенной семьи.
6. сведение триединства только к супружескому партнерству, утрата родственных связей;
7. перехват семейных функций другими социальными институтами, отстранение семьи от социализации.
8. смещение агентов семейной социализации(социализация в результате глобального кризиса утратила изначально ведущую роль агента).
Особенности семейной социализации в России
1. Старые механизмы семейной социализации разрушены, новые формируются сложно и противоречиво.
2. Семейная социализация происходит на фоне кризиса семьи.
3. Усложнение брачно-семейных отношений, которое ведет к нарастанию отчуждения и столкновения между родителями и детьми.
4. Налицо депривация семейного образа жизни, ориентация на одного или двух детей.
5. Перехват социализации другими социальными институтами.
6. Замена семейной социализации просто социализацией, что ведет к ухудшению качества семейной социализации.
7. усиление педагогической неграмотности родителей и самоустранения с процесса воспитания с 7-летнего возраста.
8. Изменились сроки первичной семейной социализации. Они протянулись до 25 лет (синдром социальной молодости), это связано со сроками учебы, затягивается взросление детей. Это отличает порог брачности в России и на Западе.
Деформация семейной социализации объективно ведет к семейному кризису в России.
20 минут
Социализационное поведение: понятие, признаки и типы
По мнению А.И. Антонова:
Социализационное поведение представляет собой систему действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально компетентной личности.
В социологии семьи акцент делается на исследование фактически используемых родителями приемов заботы о детях, организации их учебного и свободного времени, участия в домашней работе и семейных делах. Из конкретных действий родителей по выполнению социальных ролей отца и матери социологом извлекаются «педагогические системы» семьи.
Общая задача социализационного поведения в семье заключается в приобщении ребенка к нормам и ценностям социальных общностей и групп, в формировании социально зрелой личности (с учетом того, что в разных социальных группах социальная зрелость или компетентность интерпретируется различным образом вплоть до форм криминального поведения).
Бригитта и Питер Бергеры называют семью местом, где ребенок пребывает в ожидании, дожидается своего часа соприкосновения с макромиром, в котором ему предстоит проложить свой путь.
Важно, какова атмосфера семьи, как интерпретируется родителями роль семьи — трактуют ли ее как убежише от внешнего мира или как трамплин к будущему завоеванию его. Отсюда идут и стратегии обращения с детьми:
строгая дисциплина вплоть до суровых наказаний;
акцент на поддержание чистоты и телесного здоровья;
роли советчиков и наставников, когда родители, скорее, товарищи и друзья, чем властители, и избегают ситуаций, в которых требуется проявить авторитет и власть.
Модели социализационного поведения, предложенные Дианой Бомбринд:
Авторитетный стиль родительского поведения – образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Бомринд отмечала, что дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) – образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. По мнению Бомринд, многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
Позднее к этим стилям прибавился еще один.
Индифферентный стиль родительского поведения по Н. Маккоби и Мартин К., отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойственен индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает оттого, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению.
В эмпирическом исследовании Дж. Болдуина выделено два стиля родительского воспитания — демократический и контролирующий. Демократический определяетсяследующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом ихмнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим — верой в успех самостоятельной деятельности ребенка иограничением собственной субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствиеразногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. В концепции идеальных исторических типов семьи С.И. Голод выделяет три соответствующие этим типам модели отношений между родителями и детьми. В патриархальной семье, отмечает автор, эти отношения строятся по принципу строгой дисциплины, безусловного подчинения младших старшим. В детоцентристской семье – дети главный смысл ее существования, в сравнении с предыдущим типом здесь материальный и духовный вклад родителей в воспитание неизмеримо больше. Автор выделяет «авторитарную», «амбивалентную» и «квазиавтономную» модификации этого типа. В супружеском типе семьи отношения родителей и детей строятся на тех же принципах, что и между супругами, то есть помимо интимности во взаимоотношениях должна присутствовать и необходимая степень автономии
Три типа неэффективного родительского поведения выделены В. И. Гарбузовым, А. И. Захаровым и Д. Н. Исаевым: — отвергающий (чрезмерная требовательность, жесткая регламентация, контроль либо недостаток контроля на почве попустительства);— гиперсоциализирующий (чрезмерная озабоченность и тревожность родителей будущим ребенка, его статусом, успехами и неудачами);— эгоцентрический (наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я — большой» в качестве самодовлеющей ценности). Данные по родительским стилям имеют обобщенный характер как стиль родителей в целом. Однако рассмотрения стилей воспитания самих по себе – теоретический взгляд, не учитывающий множественность наличия в семье всех ухаживающих за ребенком лиц.
Следует учитывать не только стиль воспитания, присущий родителям, но и то, кто является основным агентом социализации, посвящающим ребенку больше времени.
По мнению теоретиков эпохи индустриализации и распространения семей с «комплиментарным» разделением ролей, Т. Парсонс и Р. Бейлс, отмечают, содержание «функций» отцов и матерей различно. Первые должны создавать материальную базу для воспроизводства и социализации, матери же должны выполнять экспрессивные функции: создавать домашний комфорт, ухаживать за детьми.
Несколько позже А. Коллонтай в русле идеологии марксизма представляла, что, поскольку оба родителя вынуждены работать, воспитание детей должно стать «делом государства». Она всячески ратовала за коллективные формы воспитания и ухода за детьми. Особенно важной такая помощь представлялась для «одиноких, брошенных девушек-матерей, покинутых жен с младенцами на руках».
Авторы психоаналитического феминизма этого направления проблематизировали возложение родительской обязанности исключительно на женщин с точки зрения формирования идентичности девочек и мальчиков. Так, по мнению Н. Чодоров отделение от матери является более важным и одновременно более трудным для мальчиков, чем для девочек. Базовая потребность мужчин доминировать над женщинами вытекает из необходимости в раннем детстве противопоставить себя матери и подавить свою привязанность к ней.
Постструктуралистский подход, рассматривая родительское поведение, оперирует, понятиями дискурса и власти. Субъективность формируется из совокупности изначально заданных дискурсов, которые циркулируют как в обществе в целом, так и в специфическом социальном контексте, «ближайшем социальном окружении» индивида. Кроме того, «рассматривать мужчин, как «угнетателей» женщин при решении семейных, трудовых и прочих вопросов, означает смотреть на вещи упрощенно. И мужчины, и женщины активно участвуют в воспроизводстве моделей поведения в сфере родительства, а также хорошо осознают их противоречия и иногда пытаются видоизменить их».
Дифференциация семей по социально-экономическому положению и по наличию семейной памяти, семейных традиций ведет к дифференциации результатов социализационного поведения.Степень выраженности намерений родителей по передаче детям семейного дела и собственности, по наследованию детьми их профессии — еще один аспект интереса социологии к семейной социализации. При этом надо учитывать конкретные обстоятельства времени и места, исторические изменения семьи. Рост разводов, например, отчасти связан с повторными браками, с возникновением весьма своеобразного положения, когда кровные отцы становятся приемными по отношению к детям новой жены и «приходящими» по воскресеньям отцами по отношению к собственным детям, оставшимся с первой женой.
Следует четко различать социологический и социально-психологический подходы к изучению социализационного поведения. Социолога волнуют процессы социализации и взаимодействия родителей и детей в связи с институциональными изменениями семьи и динамики семейных состояний в ходе жизненного цикла. Как семьи стремятся сохранить или повысить свой социальный статус, специфику семейного стиля жизни, как осуществляется социальная мобильность семейных поколений в контексте изменения соотношений между социокультурными семейными ролями и проявлением всего этого своеобразия в межличностных и внутрисемейных взаимоотношениях — вот угол зрения социолога.
В области исследований социализации - измерение иерархии жизненных ценностей и места в ней ценности семьи и детей. Исследование ценностей обзаведения детьми связано с предположением, что высокая ценность их сопровождается сильной любовью к ним, которая есть главный механизм воспитания, т. к. считается, что у любящих родителей (при прочих равных условиях) вырастают счастливые и хорошие дети.
Э. Фромм в известной книге «Искусство любить», написанной в 1956 г., обосновывает разницу в материнской и отцовской любви. По его мнению, материнская любовь безусловна, мать любит ребенка за то, что он есть. Такую любовь «не нужно заслуживать, тем более ее нельзя контролировать». Отцовская любовь – это обусловленная любовь. «Отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где − мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия, приключения. Отец − это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир. С этой отцовской функцией тесно связана и другая, которую можно назвать социально-экономической».
Различия в ценности детей при одной и той же потребности семьи в детях и при одинаковых примерно условиях жизни ведут к различиям результатов воспитания. При высокой ценности детей проявляются в полной мере любовь к детям и все связанные с этим способы поведения и воспитания детей.
Думается, что необходимо поддерживать не только традиционные семейные ценности и установки, но и не сбрасывать со счетов те новые подходы и нормы,
которые складываются как в практике, так и в теории семейно-брачных отношений, что позволит более адекватно оценивать складывающийся институт родительства, всоответствии с изменившимися условиями.
20 минут
Выводы, подведение итогов
Таким образом, сегодня мы с вами рассмотрели основные теоретические и методологические подходы к социологическому исследованию социализации и социализационного поведения. В результате чего узнали:
1. Семейная социализация –с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям, с другой, формирование социально-компетентной зрелой личности.
2. по мнению большинства ученых, семейная социализация имеет два этапа:
Первичная социализация (начинается с рождения и заканчивается, когда ребенок заканчивает школу)– освоение детьми детских ролей. Нельзя ускорять этот процесс, он должен быть сбалансирован. На этот этап уходит треть жизни, на этом этапе ребенок получает информацию от родителей о семье, об обществе и формирует модели социального и семейного поведения в целом.
Вторичная социализация (от завершения школы до смерти) Главным здесь выступает, прежде всего (а) социализация в статусе супругов, (б) в качестве родителей, (в) в качестве бабушки и дедушки. Главное на этом этапе – многоаспектность (триада модели семейного поведения), овладение ролями.
3. сущность семейной социализации проявляется в совокупности одиннадцати признаков.
4. Деформация семейной социализации объективно ведет к семейному кризису в России.
5. основными агентами социализации являются: родители, учебные заведения, СМИ, группа сверстников, армия, религия.
6. Социализационное поведение представляет собой систему действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально компетентной личности.
10 минут
Экспресс контроль знаний
1. Семейная социализация –составная часть социальной жизни людей, подготовка к будущим социальным ролям, имеющим социальное значение. Кто авторы данного определения?
А) А.И. Антонов, В.М. Медков.
Б) Лукмат Т., Л. Бергер.
В) Добреньков В.И., А.И. Кравченко.
2. В каком смысле это определение социализации: процесс подготовки к будущим семейным ролям, как формирование социально-значимой личности.
А) в узком;
Б) в широком.
3. Какая из функций семейной социализации в социологии является наиболее важной?
А) Поведенческая
Б) Ценностно-ориентационая
В) Коммуникативная
4. главными агентами социализации выступают:
А) Родители
Б) референтная группа
В) религия
5. одной из тенденций Российской семейной социализации является:
А) передача социализации другим институтам
Б) новые, четко сформулированные, механизмы социализации
В) процесс социализации происходит на фоне расширения семьи
Спасибо за внимание!!!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление