КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие психофизиологии в XIX веке
Выделения психологии в самостоятельную науку Лекция 10 Раздел Ш. Выделение психологии в самостоятельную науку
Тема 8. Формирование естественно-научных предпосылок План
1. Развитие психофизиологии в XIX веке. 2. Возникновение психофизики и психометрии (Вебер, Фехнер, Дондерс). 3. Эволюционные идеи в биологии.
Во второй половине XIX века создаются следующие объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку: 1) заимствование эксперимента из естествознания, а именно – из физиологии органов чувств и нервной системы; 2) развитие самого естествознания (механико-физико-химическая теория жизни, концепция о гомеостазе – механизме саморегуляции организма); 3) возникновение психофизики и психометрии; 4) эволюционное учение Ч.Дарвина о естественном отборе в происхождении видов.
Накопленный эмпирический материал нуждался в обобщении и анализе, объяснении, систематизации и структурировании. Складывались объективные предпосылки для построения нового научного предмета, новой науки, отличной от физиологии, в рамки которой не укладывались накопленные знания. Такой областью знаний стала психология. Мы знаем, что психология как наука начинается с физиологической психологии В. Вундта. В последние 20 лет девятнадцатого века эта теория была самой популярной и Вундт был признанным теоретиком и экспериментатором. Однако в психологии были не менее выдающиеся предшественники Вунда. К их числу относятся немецкие физиологи Иоганнес Мюллер и Эдуард Пфлюгер, голландец Франс Дондерс, англичанин Чарльз Белл, русский ученый И.М.Сеченов. Одним из самых видных физиологов XIX в. был Иоганнес Мюллер (1801-1858), основатель новейшей физиологии. Его главный труд «Руководство по физиологии человека». А в психологию он вошел с тем, что создал теорию «Специфической энергии органов чувств», в которой построил модель того, как и почему психические процессы реализуются. И объяснил это через деятельность головного мозга. Особое место он отводил механизму восприятия. Основной тезис такой: Каждый анализатор имеет свою специфическую энергию – и какой бы не был раздражитель, анализатор будет реагировать только так, как он может. Пример: Ухо воспринимает только звук, глаз свет и цвет и т.д. Если на глаз надавить, то все равно мы видим световое пятно. Эта модель разводила реагирующую физиологическую систему (специальным образом устроенную, со своими энергиями) и внешний (объективный раздражитель) не находя в них никакого тождества. То есть органы чувств практически способны неадекватно отражать объективный мир, так как в принципе не дифференцируют раздражители. Но эта модель объясняла различие в чувственных модальностях и стала основанием для трехкомпонентной теории цветового зрения Юнга-Гельмгольца. Эта модель показывала зависимость психических образов от физиологических механизмов.
Немецкий физиолог Эдуард Пфлюгер (1829–1910) проводил опыты на лягушке, не имеющей переднего мозга, целью которых было изучение причин и факторов, регулирующих поведение организма. Результаты опытов показали, что отсутствие как таковой нервно-мышечной связи между органом и мозгом не изменяет специфики поведения организма в пространстве, так как при помещении лягушки в воду она плыла, а на столе ползала. Это означало, что причиной приспособительных действий организма служит не сама по себе нервно-мышечная связь, а сенсорная функция, позволяющая различать условия и сигналы внешней среды и в соответствии с ними изменять поведение. Опыты Э. Пфлюгера открывали особую причинность – психическую. Чувствование (то, что Пфлюгер называл «сенсорной функцией») – это, считал он, не физиологическая, а психологическая сущность; «сенсорная функция» заключается в различении условий, в которых находится организм, и в регуляции в соответствии с ними ответных действий. В различении того, что происходит во внешней среде, и реагировании на происходящее в ней и состоит фундаментальное предназначение психики, ее главный жизненный смысл. Опыты исследователя подрывали принятое мнение о том, что психика и сознание — одно и то же, и доказывали, что наряду осознанием имеется огромная область неосознаваемой психики (бессознательного), которая не сводится ни к нервной системе, ни к системе сознания. Среди крупнейших физиологов того времени следует упомянуть имена чеха Георгия Прохазки, австрийца Франца Галя, французов Поля Флуранса, Жана Буйо и Клода Бернара, англичан Маршалла Холла, Томаса Лейкока и Чарльза Белла.
Чарльз Белл (1774–1842) экспериментально установил различия между передними и задними корешками спинного мозга по функциям: передние – моторные нервы с двигательной функцией, задние – моторные нервы с чувствительной функцией. Данное открытие раскрывало анатомическую основу рефлекторной дуги. Ч.Белл выделил регулирующую роль мышечного чувства в осуществлении движения – нашел нервы, которые ведут от мышц в мозг и сигнализируют о характере мышечного сокращения, что явилось основой идеи «нервного кольца»: раздражение – мозг – мышца – мозг. Нарушения в «круге» ведут к нарушениям движения, координации и параличу. Эта идея была сформулирована Беллом в 1826 г., но введена в оборот лишь в середине ХХ века в виде понятия обратной связи в кибернетике.
Выдающийся вклад в физиологию, а также в психологию восприятия внес немецкий естествоиспытатель Герман Гельмгольц (1821-1894). Отталкиваясь от теории Мюллера, Г.Гельмгольц создает свою «теорию бессознательных умозаключений». Эта теория объясняла механизмы пространственного восприятия через связь образа на сетчатке глаза (величина) и степенью напряжения мышц глаза, производящих приспособительные мышечные действия. Кроме того, он, следуя идеи сохранения единства природы, обосновал математически закон сохранения энергии и положение о том, что живой организм из физико-химической среды и закон сохранения энергии там работает. Гельмгольц измерил скорость распространения возбуждения по нервному волокну и показал ошибочность представлений, что нерно-психические акты (мысли) совершаются мгновенно. Их можно измерять! В 1850 г. он опубликовал результаты экспериментов, в которых показал, что скорость распространения возбуждения по нерву составляет примерно 120 м/с. Это послужило началом исследования «времени реакции», что стало началом психофизики и в экспериментальной психологии имело большое значение. В ходе своих опытов Гельмгольц создал теорию восприятия и бессознательных умозаключений, суть которой заключается в следующем: 1) восприятие подчинено закону соединения и в дальнейшем сопоставления конкретного стимула, т. е. внешнего объекта, вызывающего то или иное ощущение в настоящем, с определенным опытом в прошлом, когда в ходе бессознательных умозаключений делается вывод о соответствии или несоответствии первого и второго; 2) бессознательные умозаключения имеют ряд отличительных особенностей • возникают бессознательно, т. е. без участия сознания и мышления, и соответственно не управляются ими; • имеют опытное происхождение через многократное повторение; • возникают из сенсомоторных связей между зрительным ощущением и ощущением от движений глаза в процессе восприятия. Созданная Гельмгольцем теория восприятия повлияла на выделение психологии в самостоятельную науку тем, что разделила психику и сознание, доказав, что образ в сознании индивида возникает через воздействие на него внешнего объекта, не зависящего от самого субъекта и его сознания и вообще лежащего вне организма. Г.Гельмгольц был учеником И.Мюллера, а учеником Г.Гельмгольца является русский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов – создатель рефлекторной теории психики.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |