Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние теории Ч.Дарвина на развитие психологии




Рассмотрим подробнее то влияние, которое оказала эволюционная теория Ч. Дарвина на развитие психологии.

1. Изменение предмета психологии. Благодаря введению в психологию принципа соотношения «организм – среда» происходит изменение и ее предмета с изучения сознания индивида на изучение его поведения во внешней среде, которая является фактором, детерминирующим его психическую жизнь. Таким образом, новый предмет изучения психологии — поведение индивида.

2. Введение фактора изменчивости организма под действием внешней среды. Благодаря учению Дарвина происходит поворот в понимании организма от пассивной неизменной машины со сформированными физическими и психологическими функциями к повышению его активности и возможности развиваться под действием внешней среды. Таким образом, организм отныне рассматривается как активная, постоянно меняющаяся под действием внешних факторов сущность.

3. Возникновение зоопсихологии. Дарвинизм, указывая на происхождение человека от животного, стимулировал изучение различий психики человека и животного и возникновение еще одного нового для Психологии направления – зоопсихологии. В ее русле возникает два противоположных направления – антропоморфизм и механистическое направление.

• Антропоморфизм изучает психику человека и животных больше с точки зрения их сходств, чем различий, говоря о том, что все различия имеют скорее количественный, чем качественный характер. Более того, установление у животных наличия некоторых «социальных» качеств, таких, например, как взаимовыручка, ставит их на более высокую по сравнению с человеком ступень. При этом были сделаны попытки объяснения поведения и психики животных с точки зрения действия механизмов более низкого, чем у человека, уровня, например механизма научения с помощью метода «проб и ошибок». Тем не менее, антропоморфизм приписывает животным наличие сознания.

• Механистическое направление отрицает наличие у животных любого вида психики и определяет их поведение как результат воздействия внешних стимулов. Все изменения в реакциях обусловлены не психическим, а физиологическим состоянием животного. У животных есть способность к научению, однако она формируется по другим принципам — не через осознавание, а через механическое запоминание. Результаты исследований в этом направлении обусловили возникновение в дальнейшем бихевиоризма.

4. Возрастная психология. Дарвиновское учение обусловило понимание развития ребенка с точки зрения законов общей эволюции человечества.

Одной из ведущих теорий развития ребенка стала разработанная Ст. Холлом (1844–1924) и Дж. Болдуином (1861–1934) теория рекапитуляции, основанная на биогенетическом законе Геккеля и выдвигающая положение а, том, что развитие ребенка происходит в строгом соответствии с определенными стадиями, которые, в свою очередь, соответствуют стадиям общей эволюции человечества.

Дальнейшее развитие этого направления привело к возникновению «теории двух факторов» В. Штерна, которая объясняет особенности развития ребенка с точки зрения взаимовлияния на него двух факторов: внутренних, передающихся генетическим путем, т. е. наследственных, и внешних, исходящих от окружающей его природной и общественной среды. При этом для наиболее продуктивного развития способностей ребенка необходимо знание так называемых сензитивных периодов в формировании каждой функции психики, и внешнее воздействие на нее именно в этот период обеспечивает наиболее высокую степень развития.

5. Возникновение дифференциальной психологии. Понятие об индивидуальных вариациях является составной частью эволюционной теории Ч. Дарвина. Стало быть, к ним относятся и вариации в сфере психики. Это придало импульс разработке нового направления в психологии, предметом которого стало изучение индивидуальных различий между людьми. В качестве факторов, обусловливающих эти различия, рассматриваются: во-первых, внутренние факторы – законы наследственности; во-вторых, внешние факторы – влияние условий окружающей среды.

 

ВЫВОДЫ

 

В качестве естественно-научных предпосылок, обусловивших в середине XIX в. становление психологии как самостоятельной науки, можно выделить следующие направления и особенности развития науки в тот период.

 

1. Постепенное отделение психологии от философии явилось одной из важных предпосылок ее становления как самостоятельной науки. Это объясняется тем, что для психологии назрела необходимость разделения предметов и методов, в частности ориентация на эмпирические способы познания, тогда как философия, будучи больше теоретической наукой, нежели практической, не могла дать психологии необходимые инструменты.

2. Внедрение в психологию новых методов исследования. Исходя из исторической необходимости обрести свой, отличный от философского метод познания, в середине XIX в. в психологию вводится заимствованный из естествознания метод эксперимента, а также математические методы подсчетов результатов опытов. Именно благодаря эксперименту и математике психология получила возможность по-новому взглянуть на уже известные, но только с теоретической точки зрения, явления и феномены, осмыслить и изменить их общепринятое понимание.

3. Активное развитие физиологии в начале XIX столетия. В этот период развитие психологических знаний стимулировалось открытиями не в области механики, что было свойственно веку Просвещения, а в области физиологии, которая, обладая конкретным предметом исследования — человеческим телом — и изучая строение его органов, ставила психические функции человека в зависимость от особенностей его анатомии.

4. Активное опытное изучение организма человека в русле естествознания, в частности физиологии, стимулирующее огромное количество открытий, по-новому объясняющих причины и механизмы его функционирования. Более того, благодаря опытному изучению механизмов работы человеческого тела, физиология сумела объяснить казавшиеся фантастическими в эпоху Просвещения идеи. Причины человеческого поведения стали объяснять не влиянием некоей бестелесной и божественной субстанции – души а, особенностями анатомии и физиологии человека.

Методологическое значение произведенных в этот период открытий заключается в том, что не на уровне теоретических изысканий, а непосредственно в опыте была доказана зависимость некоторых аспектов поведения человека от физиологических, т. е. материальных, факторов работы организма. Более того, первые в этой области эмпирические открытия дали повод к более глубокому изучению строения головного мозга человека. К тому же в русле самого естествознания были накоплены некоторые сугубо психологические факты, открытия, теории. Приведем примеры таких открытий.

• В XIX в. врачам и натуралистам: чеху Г. Прахазке, французу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу – удалось опытным путем, через обнаружение различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг, доказать и объяснить суть рефлекторной схемы, открытой Рене Декартом.

• В другом исследовании изучались механизмы влияния стимулов внешней среды на органы чувств. Результатом этого открытия явилось утверждение о том, что независимо от качеств и силы воздействующих на нервы стимулов эффект (но его сущность, а не сила) будет одинаковым, например любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света. Более того, такая зависимость между объективными физическими стимулами и производимыми ими психическими эффектами была математически исчисляема.

• На основе этого исследования был сформулирован закон «специфической энергии органов чувств», который определял энергию, известную в физике как основополагающую в формировании нервной ткани.

• Австрийский анатом Ф. Галь, изучавший зависимость ощущений от нервного субстрата, опроверг принятое положение о локализации мышления в мозговых желудочках. Он утверждал, что извилины коры больших полушарий головного мозга являются местом локализации психической энергии и ума.

5. Возникновение эволюционного подхода к пониманию природы человека, в частности теория эволюционного развития Ч. Дарвина и эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера. Именно влияние внешней среды и естественного отбора на развитие у вида необходимых для выживания функций обусловили изменение взглядов на понимание психики человека и вытекающие отсюда задачи психологии.

Такое положение дел в науке не могло не сказаться и на основополагающих для психологии взглядах и идеях, в частности на принятом представлении о душе как субстанции, управляющей телом или, по крайней мере, имеющей некую нетленную сущность.

Открытия физиологии ставили психику в зависимость от тела, и это полностью переворачивало представления о человеке, господствующие до указанного периода. Названные предпосылки сыграли решающую роль в превращении психологии в самостоятельную экспериментальную науку.

 

Контрольные вопросы к теме

1. Каковы основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина?

2. Какое влияние на развитие психологии оказал эволюционный подход Чарльза Дарвина?

3. Какие основные теории разрабатывались в психофизике и психометрии?

4. В чем суть закона Вебера – Фехнера? Какое значение для психологии имела теория Г. Фехнера?

5. Каковы взгляды Г. Гельмгольца на природу психического и как они повлияли на развитие психологии?

6. Как психометрия развивалась в исследованиях Ф. Дондерса и какое значение его опыты имели для психологии?

7. Какие исследования проводил Э. Пфлюгер, и каково влияние результатов этих исследований на развитие психологии?

8. Каковы естественно-научные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.