КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шпоночные и зубчатые (шлицевые) соединения
План лекции:
1. Шпоночные соединения – это соединения типа «вал – ступица», где крутящий момент с одной детали на другую передается через специальный элемент – шпониз. Основные виды шпонок: клиновые и призматические. Основные виды шпоночных соединений: · Напряженные с клиновыми шпонками; · Ненапряженные с призматическими шпонками. Особенности конструкций · Соединения с клиновыми шпонками характеризуются свободной посадкой (с зазором) и расположением шпонки в вале с зазором по боковым граням. Момент от вала предается в основном силами трения, которые образуются в соединении от запрессовки шпонки. Рис.1 В связи с рядом недостатков конструкции, негативно влияющих на работу соединения, как например возможный перенос детали при больших частотах вращения из – за типа соединения значительно сокращается и далее не рассматривается. · Наиболее распространены из – за простоты конструкции и дешевизны. Соединения с призматическими шпонками ненапряженные. Они требуют большой точности изготовления вала и отсутствия в ступице детали, так как часто здесь используется посадка с натягом. Момент передается с вала на ступицу боковыми гранями шпонки. При этом в ней возникает смятие и срез . Рис. 2 Тогда проверочный расчет на прочность соединения сводится к проверке прочности шпонки по и . Для стандартных шпонок расчет ведется лишь по первой формуле, так как их размеры по ГОСТ обеспечивают большую прочность по , чем, по . При проведении проектного расчета этого вида соединений из справочных таблиц ГОСТа 23360-78 для известного диаметра вала d определяют размеры шпонки b и h. Затем ее длины рассчитываются как: .
Разновидностями призматических шкивов являются сегментные и цилиндрические, прочность которых рассчитывается по формулам: Рис. 3 Во всех приведенных зависимостях - допускаемые напряжения смятия, которые составляют: Для неподвижных соединений 80…150МПа; Для подвижных соединений 20…30МПа. Шлицевые соединения – это соединения типа «вал – ступица», в котором момент с вала на ступицу передается через шлица (зубья), т.е. продольные выступы соответствующие ступицы и наоборот. Все размеры зубчатых соединений, а также допуски на них стандартизованы. По форме профили шлицов в поперечном сечении различают три типа шлицевых соединений: - С прямообычными шлицами (рис. 4); - С эвольвентными шлицами (рис. 5); - С треугольными шлицами (распространены в основном в приборостроении, нестандартизированы и далее не рассматриваются). Рис. 4 Рис. 5
Основные данные по названным двум видам шлицевых соединений:
Прочность по напряжением смятия равных (боковых) поверхностей зубьев и их коррозийно – механическая износостойкость. Проверочный расчет на прочность по напряжениям смятия ведется в соответствие с: , или , где удельный суммарный статический момент площади рабочих поверхностей щлицов; - зависит от подвижности соединения, условий эксплуатации, твердости зубьев. Проверочный расчет на износостойкость шлицов выполняют условие: , где - условное допускаемое напряжение. - коэффициент числа зубьев соединения за полный срок службы. N=60*t*n – число оборотов за время t, n – частота вращения вала. - коэффициент режима; - коэффициент осевой подвижности, для неподвижного соединения, для подвижного без нагрузки и с нагрузкой; - коэффициент условной смазки подвижных соединений. При проектных расчетах шлицевых соединений: Задаются их типом; По справочным таблицам соответствующих ГОСТов определяют стандартизованные параметры в зависимости от d (вала) или m и z (для эвольвентных шлицов) в зависимости от D (вала); Рассчитывают значения и h; Из формулы определяет l для заданного T, как Проводится проверка на изнашивание.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |