Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5

Очерк

Вопрос 4

Исследователь публицистики Евгения Журбина в книге «Устойчивые темы» приводит мысль М.Горького о том, что в своем названии очерк исходит от глагола «чертить», «очерчивать». Это значит создавать правдивое и цельное представление, схватив в явлении существенное, главное. Очертить – значит и оценить связь с реальностью, действительностью. Эта связь здесь прямая, непосредственная, ведь очертить можно то, что стоит перед взором как виденное, пережитое. Очерк – это стремление создать в общих чертах цельное представление о чем-либо, создать образ предмета своего повествования. Очерк – это публицистический жанр, в образной форме исследующий закономерности социально- нравственного бытия человека и развития общественных процессов, а также конкретные ситуации реальной действительности. Чаще всего в основе очерка – личность как социально-нравственная целостность. Через нее создается и образ типичного представителя действительности, и образ злободневной проблемы. Это исследование героя и автора-повествователя в их поступках и переживаниях. Восприятие такого текста во многом определяется убедительностью личности повествователя, включая психологическую достоверность его собственных чувств, и правдивостью его переживаний. Автор и герой вместе создают психологический фон для восприятия идей, заложенных в материале. Исследователи выделяют два способа типизации, чаще всего использующиеся в очерках, - собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже (событии) обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей и событий. В том и другом случае факты и ситуации преобразуются в систему художественно-публицистических образов. Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит от цели и предмета исследования. Так, если предметом исследования является проблемная ситуация, то целесообразным для ее исследования будет теоретический метод. Если же предметом журналистского интереса стала личность, то более подходящим для выявления ее характера будет художественный метод, позволяющий более естественным путем проникнуть в психологию героя, без представления о которой трудно судить о достоинствах и недостатках любого человека.

Портретный очерк. Предметом такого материала выступает личность. Задача журналиста – дать аудитории определенное представление о герое. Как правило, он стремится раскрыть самое главное – каким ценностям служит это герой, в чем видит смысл своего существования. Это является исключительно важным в жизни каждого человека.Герой публикации выступает не сам по себе. Он важен в том смысле, насколько соответствует тому представлению о ситуации, времени, событиям, о которых хочет поведать журналист. Это герой своего времени, своего поколения, своего окружения и т.д. И для читателя он необходим постольку, поскольку позволяет сверить свои цели, ценности, понимание окружающих процессов, помогает лучше ориентироваться в этом мире, корректировать свои действия, образ жизни. Важен не столько сам человек, сколько его образ, влияющий на мировосприятие многих других людей. Конечно, можно просто перечислить, какими качествами обладает тот или иной герой, какие ценности и идеалы он исповедует. Такие материалы часто появляются из-под пера начинающего журналиста. Но они, как правило, малоинтересны для читателя. Чтобы заинтересовать – важно показать, как он отстаивает эти ценности, какие трудности преодолевает, описать действия и поступки героя в борьбе с тем, что мешает, что не соответствует его представлениям об окружающей действительности. Это и есть показ, раскрытие характера героя.Как правило, герой дается в нетривиальной ситуации. Автор должен найти в его биографии такие моменты, которые связаны с трудностями, драматическими событиями, серьезными конфликтами. Только в таких условиях может ярко проявиться характер героя, его высокие человеческие качества, такие, как упорство, трудолюбие, талант. На бесконфликтном же материале сделать интересный материал о человеке, судьбе очень сложно. Хотя талантливый журналист может найти что-то интересное и в такой ситуации (условности, ассоциации, подобные образы и события). К сожалению, часто вместо серьезного исследования жизни и характера героя встречается описание заурядных мыслей и действий, изложение его биографии, описание карьеры или некоторых деловых качеств, общие рассуждения о важности и значимости и самой личности, и событий из его жизни. Такие публикации не имеют ничего общего с образным осмыслением жизни и судьбы заслуживающего читательского внимания человека. Это исследование, как показывает практика, может привести автора к несколько иным выводам, нежели анализ его деловых, интеллектуальных, политических характеристик. Художественный метод позволяет сделать образ более типичным, очистить его от случайного, поверхностного, дает возможность выявить глубинные, духовные начала личности.

Проблемный очерк. Предметом отображения в очерках такого типа выступает проблема – конкретная жизненная ситуация, требующая своего разрешения. За ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист. Потому в проблемном очерке доминирует исследовательское начало, что сближает его с таким жанром, как статья. Автор выясняет причины возникновения проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения. Только в статье ситуация предстает в виде прямых рассуждений, выявления закономерностей и суждений, ведущих к определенным выводам. В очерке же проблема предстает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На поверхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, проблема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения интересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы.

В очерке на первый план выходит образное начало. Ведь наблюдение за развитием конфликта сопровождается описанием всевозможных переживаний со стороны героев очерка, личных эмоций автора. Для этого часто используются различные ассоциации, исторические и биографические параллели, отступления от темы. Все это помогает как можно точнее воспроизвести сложную ситуацию, дать возможность читателю не просто увидеть ее, но и глубоко прочувствовать всю ее важность и общезначимость. Проблемный очерк – очень сложный жанр журналистики. Он требует особенно глубокого проникновения в суть дела, точного понимания проблемы, которая лежит в основе описываемой ситуации, особого умения передать все это в тексте.

В журналистике выделяется как самостоятельный жанр еще и путевой очерк. Он представляет собой описание событий, происшествий, встреч с людьми в ходе поездки, путешествия автора. Причем это не просто нечто увиденное журналистом, а опять же связанное с какой-то общезначимой темой. Автор, описывая последовательность событий и встреч, исследует, изображает, раскрывает какую-либо сложную проблему, описывает поиск ее решения. Эта форма текста, благодаря тому, что в основе лежит перемещение автора в пространстве и времени, дает возможность придать повествованию особую динамичность, привлечь внимание читателя описанием интересных и памятных мест, сделать его соучастником своих исследований и рассуждений.

Сатирические жанры

Эта группа журналистских текстов имеет ряд особенностей, которые четко выделяют ее на фоне других. Еще в Древнем Риме понятие «сатира» помимо того, что обозначало «смесь, всякую всячину, смешанное блюдо», имело еще одно вполне определенное значение – «произведение обличительного характера».

Сатира – это один из способов отражения действительности в литературе и искусстве, при помощи которых высмеиваются и обличаются отрицательные общественные явления. Пафос подобных произведений – отрицание зла, осуждение всего того, что мешает, сковывает развитие. Цель – уничтожение зла во имя торжества положительных идеалов.

Все эти положения целиком и полностью можно отнести и к сатирическим приемам отображения действительности и в журналистике. Эти приемы широко используются как при создании материалов традиционных жанров, так и самостоятельных сатирических текстов. Сатирическими методами широко пользовались в своем творчестве такие известные публицисты, как Н.И.Новиков, И.А.Крылов, М.Е.Салтыков-Щедрин, М.Горький, В.Дорошевич, М.Кольцов и другие.

Чтобы добиться своих целей, журналист-сатирик в своем тексте создает особый образ события, явления, человека – сатирический. Путем особого подбора образных средств, композиционных и иных приемов автор заостряет внимание читателя на негативной стороне явления, вызывая осуждение, негодование, а вслед за тем и стремление искоренить, исправить сложившееся положение.

Широко известны такие формы сатирических текстов, как фельетон, памфлет. Однако в последнее время популярность приобрели так называемые малые сатирические жанры текстов. К ним можно отнести небольшие по размеру публикации сатирического характера, в которых осуждаются отдельные негативные моменты, явления. Иногда для создания необходимого сатирического образа бывает достаточно нескольких умелых фраз, одной яркой мысли. Часто встречаются такие тексты, как микрофельетон, сатирическая реплика, анекдот, другие разновидности этого жанра.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Слово «эссе» в переводе с французского (essai) означает «опыт», «сочинение», «набросок» | Фельетон, памфлет. Методика работы над фельетоном
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.