Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общенаучные методы, присущие теоретическому уровню познания

Эмпирическому уровню познания.

Вопрос 2. Методы и формы научного знания

Метод познания – это система методов, способов получения знания об исследуемом объекте. Метод должен соответствовать природе, сущности изучаемого объекта. Метод познания вырастает из теории об объекте, а теория строится с использованием определенного метода познания.

Методология – это учение о методе, а также совокупность методологических принципов.

В современном научном познании различают три группы методов:

1) Частные, или частнонаучные, методы, которые применяются в границах одной науки.

2) Общие, или общенаучные, методы, которые применяются всеми или почти всеми науками, но только на отдельных этапах познавательного процесса.

3) Всеобщие, или философские, методы познания. Они применяются во всех областях исследования и на всех этапах познавательного процесса.

1. Общенаучные методы, присущие

· Наблюдение – целенаправленное, преднамеренное восприятие

явления. Ведущую роль здесь играют органы чувств человека. Наблюдение – это активный, избирательный способ исследования. Здесь могут использоваться различные технические средства, приборы (опосредованное наблюдение).

· Эксперимент – такой метод исследования, в котором объект или воспроизводится искусственно, или ставится в специально созданные контролируемые и управляемые условия. Он представляет собой активное вмешательство субъекта в исследуемое явление. Различают качественный, измерительный и мысленный эксперимент.

· Измерение – это познавательная процедура, связанная с определением отношения величины исследуемого объекта с эталонной величиной. Измерение может быть прямым и косвенным.

· Сравнение – это познавательная операция, заключается в сопоставлении одного объекта с другим с целью выявления сходства или различия. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов.

· Обобщение – это переход от отдельных фактов и мыслей к их отождествлению в более общих мыслях.

· Идеализация – это выделение исследуемого явления в чистом виде, с отвлечением от определенных его свойств. Идеализированными объектами, например, являются: точка, прямая, абсолютно черное тело, идеальный газ и т.п.

· Формализация – это переход от оперирования понятиями к оперированию символами. Она связана с использованием искусственных языков (математических, химических, компьютерных и других символик).

· Исторический метод воспроизводит все детали действительного исторического развития.

· Логический метод воспроизводит историю в главных, существенных чертах.

Исторический метод без логического слеп, а логический метод без

исторического беспредметен (Гегель). Это положение требует учета на эмпирическом уровне.

Общенаучные методы, применяемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания.

· Абстрагирование – это процесс получения абстракций, когда отвлекаются от одних свойств и отношений и выделяют другие, необходимые для исследования.

· Конкретизация – это процедура, ведущая к представлению об объекте о всех его связях и отношениях.

· Анализ – это фактическое или мысленное расчленение предмета на его составные части.

· Синтез – это фактическое или мысленное воссоединение целого из частей, которые были выделены с помощью анализа.

· Индукция – это переход от частного к общему.

· Дедукция – это переход от общего к частному.

· Моделирование – это метод создания объектов, воспроизводящих определенные свойства и связи исследуемого объекта с целью получения новой информации об исследуемом объекте.

Модели бывают материальные и идеальные. Примерами материальных моделей может служить модель моста, самолета. Примеры идеальных моделей – мысленные конструкции, теоретические схемы, которые фиксируются при помощи определенных знаков, рисунков и других материальных средств.

Особенность модели – ее сходство с оригиналом. Это обстоятельство позволяет переносить знания, полученные при исследовании модели, на сам оригинал. Указанный перенос знаний осуществляется в форме аналогии.

Аналогия – умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов в одних свойствах делается вывод об их сходстве в других свойствах. Аналогия не гарантирует от ошибок. Поэтому полученное таким способом знание является вероятностным знанием.

II. Формы научного знания (или познания) – это способы его существования, организации и развития. Рассмотрим некоторые важные формы научного знания. (Такие формы, как понятие, суждение, умозаключение, были рассмотрены в лекции «Теория познания»).

· Научный факт – это особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Важнейшей особенностью фактов является их истинность, допускающая опытную проверку. Факты составляют эмпирический базис науки, они служат основой для выдвижения гипотез и создания теорий.

· Вопрос – это предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте и требующее ответа или объяснения. Вопрос не выражает суждения, но в его основе лежат суждения. Вопросы играют большую роль в познании, т.к. в форме вопросов формулируются проблемы и задачи, решая которые, наука получает новое знание.

· Проблема – это возникающий в ходе развития науки комплекс вопросов, решение которых имеет существенный теоретический или практический интерес. Например, проблема полета в безвоздушном пространстве, экологическая проблема и др.

· Гипотеза – это научно обоснованное предложение, форма вероятностного знания. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) опираться на все факты, касающиеся исследуемой области явлений;

2) учитывать установленные наукой и подтвержденные практикой положения;

3) объяснять неизвестные факты;

4) быть способной предсказывать новые факты;

5) допускать возможность экспериментальной проверки.

Гипотеза является истинной, если предсказанные ей явления наблюдаются опытным путем. Доказанная на практике гипотеза превращается в теорию.

· Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление закономерностях и существенных связях определенной области действительности. Научная теория – это система достоверного знания, доказанного и проверенного практикой.

В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты теории:

1. Исходный эмпирический базис, включающий множество фактов в данной области знания.

2. Исходную теоретическую основу, включающую множество допущений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих идеализированный объект.

3. Логику теории – совокупность правил логического вывода и доказательства.

4. Совокупность выведенных теоретических утверждений с их доказательствами, что составляет основной массив теоретического знания.

Теория может строиться двумя противоположными путями: индуктивным и дедуктивным.

Индуктивный способ построения теории – это переход от отдельных эмпирических фактов к обобщенным выводам о свойствах и отношениях предметов исследуемой области (теории ХХ века, теории в геологии, истории, медицине и др.).

Дедуктивный способ построения теории – это вывод из общих исходных положений (аксиом, постулатов) всей системы знаний по определенным правилам. Такой метод теории называется аксиоматическим (теория математики, логики, физики и др.).

Конкретная область научного знания, кроме собственных теоретических оснований, имеет также философские основания в виде философских принципов мировоззренческого, гносеологического, логического, а также аксиоматического характера.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1. Специфика и уровни научного знания | Вопрос 3. Философская методология и рост научного знания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.