Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 17. Лекция № 17. Феномен российской культуры в мировом

План.

Культурном процессе.

Лекция № 17. Феномен российской культуры в мировом

 

1. Киевская Русь: культура европейского типа.

2. Московское предвозрождение.

3. Формирование культуры нового времени.

4. Золотой век российской культуры (XIX в.).

5. Культура советского периода.

6. Проблемы и противоречия современного культурного процесса.

 

Вопрос. 1. Киевская Русь: культура европейского типа.

Под культурой человеческого общества принято понимать сово­купность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики. Культура каждого народа предстает как часть мировой культуры, как результат его творческих усилий, включающий все, что было создано умом и ру­ками людей.

Условно, для удобства изучения, в культуре выделяют материаль­ную и духовную сферы. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие техники, орудий труда, а также жилье, одежду, быт и т. п. К духовной культуре относятся идеологические представле­ния, система образования, наука, литература, искусство и т. д. На са­мом же деле обе эти сферы взаимосвязаны. Материальная культура не может возникнуть без творческой деятельности человека, в то же время произведения духовной культуры, как правило, имеют матери­альное воплощение.

Периодизация истории русской культуры в основном совпадает с общеисторической периодизацией. Обычно выделяют в качестве отдель­ных периодов культуру Руси домонгольского времени, культуру ХШ—-XV вв.— времени формирования Русского централизованного го­сударства, культуру XVI и культуру XVII вв. Русскую культуру до конца XVII в. обычно характеризуют как средневековую. С петровских преобразований утверждается новая русская культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры. Как отдельные пе­риоды развития новой культуры рассматриваются: культура первой чет­верти ХУШ в., середины — второй половины XVTII в., первой полови­ны XIX в., второй половины XIX в., начала XX в.

Особенности развития русской культуры IX—XVII вв. Это вре­мя господства средневековой культуры. Для нее, во-первых, характер­на общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуют­ся производительные силы, господствует натуральное хозяйство, кон­сервирующее существующий уровень общественных отношений.

Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движе­ние по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным га­рантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что много­кратно повторялось; следование образцам.

В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры являет­ся господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские ра­ционалистические (от лат. «рацио» — разум) представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народ­ной, бытовой культуре.

В-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западно-европейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европей­ских стран, сходством социальной структуры. Наконец, общими были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.

К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства спо­собствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. И действительно, братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы IX в. Евангелие, написанное славян­скими буквами.

Основными центрами обучения грамоте были школы при мона­стырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалекти­ку, риторику и т. п.).

От домонгольского вре­мени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них — «Остромирово Евангелие». Оно было написано в 1056—1057 гг. для новгород­ского посадника Остромира, по имени которого и получило свое назва­ние. В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех).

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые Предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси — «Повести временных лет», составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

 

Вопрос 2. Московское предвозрождение.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормози­ли темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашест­вия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремеслен­ники были уведены в рабство.

Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоял в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольской: завоевания, русская культура сохранила традиционный характер Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опы­та сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя иподчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными час­тями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на ко­торой складывались великорусская (русская), белорусская и украин­ская народности и их культуры.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так на­зываемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного сво­да. В основе их — идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преем­ственность традиций Киева и Владимира.

Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью лето­писного текста. Широкую известность до Куликовской победы полу­чили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Ба­тыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с твор­чеством современника Феофана Грека — гениального русского ху­дожника Андрея Рублева. К сожалению, почти не Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше

общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т. п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимир­ских» Российское государство, по мнению автора сочинения, продолжало традиции Рима, Византин и Киевской державы.

В церковной среде был выдвинут тезис о Москве — «третьем Риме». Здесь исторический процесс выступал как смена мировых царств. Первый Рим — «вечный город» — погиб из-за ереси; «второй Рим» — Константинополь — из-за унии с католиками; «третий Рим» — истинный хранитель веры.

Началом русского книгопечатания при­нято считать 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты из­дания. Это так называемые анонимы — книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из та­лантливейших русских людей XVI в.— Иван Федоров.

Одним из выдающихся проявлений расцвета рус­ской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являют­ся церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь ро­ждения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих рус­ских монастырях и как главные соборы — в крупнейших русских го­родах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом мо­настыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.

Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежа­щим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собо­ра Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др.

Вопрос 3. Формирование культуры нового времени.

В XVII. в. начинается складывание всероссийского рынка. С раз­витием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских эле­ментов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщения» культуры (от слова «мирской» — светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей — в специально отведенной для них Немецкой слободе. Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси.

Во второй половине XVII в. было создано не­сколько государственных школ. Работала школа по подготовке слу­жащих для центральных учреждений, для Печатного двора. Аптекар­ского приказа и др.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлени­ем в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вы­мышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную служ­бу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дво­рец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был по­строен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайло­вым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с раз­витием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление зна­ний дало возможность перейти к открытию законов развития приро­ды и общества.

Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика отдель­ных сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский революционер А. Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и са­модержавия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. «Окно в Европу» через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы.

Так, на смену средневековой; традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX—XVII вв. в XVIII в. при­ходит «новая культура». Ее отличительные черты — светскость, рационалистическое начало.

 

Вопрос 4. Золотой век российской культуры (XIX в.).

 

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время ее «золотым веком». Если в эко­номическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Алек­сандра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало воз­можности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению.

Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII —начале XIX в. он был крайне невысок. На­селение, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Университеты и институты стали основными центрами, пропаган­дировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание.

Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на раз­витие культуры. Сложился новый социальный слой — российская ин­теллигенция, для которой стала характерной не только принадлеж­ность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокуль­турных потребностей государства. Около 10% государственного бюд­жета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и соци­альное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование об­щественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования.

Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золо­того века» предшествующего времени. На рубеже ХГХ—XX вв. в ду­ховной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX в. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложил­ся своеобразный историко-художественный период, который его со­временники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Художественная литература второй половины ХК — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гу­манизм, народность и гражданственность. В произве­дениях М. Горького наиболее явственно проявилась связь реалисти­ческого метода с постановкой острых социально-политических про­блем России начала XX в.

Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выраже­ний, неожиданность рифм и образов. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузьмин. К футуристам принадлежали Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия рус­ских поэтов начала XX в- позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.

В России был создан передвижные художественные выставки. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И. Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В шко­ле передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В. И. Су­риков, В. М. Васнецов). Близкий к передвижникам В.В. Верещагин известен как мастер батальной живописи.

На рубеже XIX—XX вв. модернистские поиски привели к скла­дыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» провоз­гласили новые художественно-эстетические принципы, противостояв­шие и реалистическим воззрениям передвижников, и академизму.

 

5. Культура советского периода.

Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвида­ции культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглав­лял А. В. Луначарский — видный деятель РКП(б), литературный кри­тик и публицист.

Революционные события 1917 г. и гражданская война не останови­ли процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неод­нозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В об-

ласти культуры появились новые тенденции. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобра­зительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров.

Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем поли­тические и социально-экономические изменения. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в кругах интеллигенции по-разному. Разгон Учредительного собрания, система чрезвычаек от­толкнули от большевиков многих представителей культуры.

С завершением гра­жданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные дис­путы по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объе­динения — научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи люден участвовали, например, в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организаци­ях, обществе друзей радио и т. п.

Процесс либерализации общественной жизни был непоследова­тельным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности против­ников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуни-верситеты1. Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих ма­териалистов (1924 г.). С середины 20-х годов работа частных изда­тельств, так же как и общественных организаций, стала ограничи­ваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью изда­тельств, репертуаром кино и театров.

С конца 20-х годов усилился кон­троль со стороны органов государственной власти за развитием ду­ховной жизни общества. В деятельности партийно-государственных ор­ганов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борь­бы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Во время Великой Отечественной войны были внесены новые элементы в методы пропаганды. Классовые, социалистические ценности заменялись обобщающими понятиями «Родина» и «Отечество». В пропаганде перестали делать особый упор на принцип пролетарского интернационализма (в мае 1943 г. был распущен Коминтерн). В ее основе теперь лежал призыв к единству всех стран в общей борьбе против фашизма независимо от характера их общественно-политических систем.

В годы войны состоялось примирение и сближение советской власти с русской православной церковью, которая 22 июня 1941 г. благословила народ «на защиту священных рубежей Родины». В 1942 г. крупнейшие иерархи были привлечены к участию в работе Комиссии по расследованию фашистских преступлений. В 1943 г. по разрешению И. В. Сталина Поместный Собор избрал митрополита Сергия патриархом всея Руси.

Главными темами всех произведений искусства (литературы, му­зыки, кино и др.) стали сюжеты из героического прошлого России, а также факты, свидетельствовавшие о мужестве, верности и преданно­сти Родине советских людей, боровшихся с врагом на фронте и на оккупированных территориях.

Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало напра­вить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве.

Оживлению духовной жизни общества способствовало возникнове­ние новых творческих союзов. В столице был открыт новый драма­тический театр «Современник», основу труппы которого составили выпускники школы-студии МХАТ. Проводились литературные вечера известных писателей и поэтов. Отношения главы госу­дарства с деятелями литературы и искусства складывались непросто. Работа по восстановлению законности, по реабилитации невинно осужденных лиц принесла Н. С. Хрущеву широкую популярность. Однако его попытки вмешательства в творческую лабораторию ра­ботников культуры, некомпетентность и категоричность в оценках их творчества привели к потере им авторитета. Определенную роль в этом сыграла организованная не без ведома Н. С. Хрущева травля талантливого писателя и поэта Б. Л. Пастернака.

В целом годы «оттепели» благотворно отразились на развитии отечественной культуры. Общественный подъем этого времени со­действовал становлению творчества деятелей литературы и искусства нового поколения. Расширение контактов в области науки, литерату­ры и искусства с зарубежными странами обогащало культурную жизнь страны.

Развитие культуры в период после хрущевской «оттепели» носило противоречивый харак­тер. Открывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культу­ры, создавались научно-исследовательские институты. Только за пе­риод с 1965 по 1980 г. начали действовать свыше 570 новых музеев. Развивались средства массовой информации: радио, телевидение. На 89 языках народов СССР и 66 языках народов других стран издава­лась художественная и научная литература.

Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета постоянно было недостаточным; к началу 80-х годов оно велось по «остаточно­му» принципу. Усилилось административное воздействие на культу­ру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры. В постановлениях ЦК КПСС («О литературно-художественной критике», «О работе с творческой молодежью» и др.) определялись задачи литературы, искусства и науки, оценивались успехи и просчеты в их развитии. Опека со сто­роны партийно-государственных органов вызывала протесты многих деятелей культуры.

В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государ­ственным руководством и представителями науки, литературы и ис­кусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интел­лигенции.

На рубеже 80—90-х годов произош­ли изменения правительственной политики в духовной жизни обще­ства. Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой. Годы «перестройки» преобразили художественную жизнь страны. На страницах журналов «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и других периодических изданий появились произведения поэтов и прозаиков, погибших в годы революции, во время репрессий.

Итоги «перестройки» для отечественной культуры оказались мно­госложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и раз­нообразнее. В то же время существенными потерями обернулись «перестроечные» процессы для науки, системы образования. Рыноч­ные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства.

 

6. Проблемы и противоречия современного культурного процесса.

 

Становление новых со­циально-экономических отношений оказывало глубокое воздействие на развитие российской культуры.

Исчез идеологический диктат, была отменена цензура печати. Резко сократились размеры государственных ассигнований на нужды культурной сферы. Законодательство Российской Федерации закрепи­ло за культурой 2% средств федерального и около 6% местного бюджета. Однако реально для нее выделялось значительно меньше средств.

Во всех сферах культурной жизни прочно утвердилось частное предпринимательство.

Новшества в системе высшего и среднего образования имели противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных педаго­гов в негосударственных учебных заведениях приводила к падению образовательной подготовки у части выпускников школ и вузов.

В тяжелом состоянии находилась отечественная наука. Россий­ская АН — преемница бывшей АН СССР — испытывала острую не­хватку средств, необходимых для поддержания фундаментальных ис­следований. Были прерваны контакты с бывшими союзными акаде­миями наук и научными учреждениями бывших соцстран. В такой обстановке российскими учеными были разработаны и начали осу­ществляться несколько десятков федеральных программ в области науки и культуры.

С начала 90-х годов стала претворяться в жизнь федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства». Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов националь­ной культуры. В соответствии с программой проводились реставра­ционные работы по сохранению н восстановлению памятников про­шлого в Новгороде, Великом Устюге и других российских городах.

Особенно широкий размах приобрели работы по реконструкции архитектурно-исторических памятников в Москве, столице РФ. Был реставрирован Гостиный двор — памятник архитектуры конца XIX—начала XX в., жилые н культовые здания, представляющие историческую ценность. К концу 90-х годов завершились работы по реставрации Большого Кремлевского Дворца — резиденции россий­ского президента. Для реставрации памятников прошлого широко привлекались средства частных инвесторов.

Новые моменты появились в художественной культуре. Демокра­тизация общества и идеологический плюрализм способствовали появ­лению разнообразных течений и стилей в литературе, живописи, скульптуре. Но нередко в художественное творчество проникала культура повседневности, что снижало и обедняло уровень создавае­мых произведений.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Управление стрессом | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.