Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расходы бюджетов разных уровней

Лекция № 20

Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами и поста­новлениями о бюджетах на соответствующий финансовый год. Формирование расходов бюдже­тов всех уровней бюджетной системы базируется на единых методологических основах, норма­тивах минимальной бюджетной обеспеченности, нормативах финансовых затрат на оказание го­сударственных услуг. Указанные нормативы устанавливаются Правительством Российской Фе­дерации. В то же время, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного са­моуправления могут увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в пределах своих финансовых возможностей.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капиталь­ные и текущие. Эта группировка устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов. В расходах бюджетов указываются со знаком минус средства от возврата государст­венных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, связанных с расширен­ным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муни­ципальных образований. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели и т.п.

В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития. Он имеет целевое назначение и предназначен для финансирования приоритетных инвестиционных проектов и программ. Однако в последние годы в связи с необходимостью направления значи­тельных средств на погашение государственного долга бюджет развития в составе федерального бюджета не выделяется.

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую ра­боту органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказа­ние государственной поддержки другим бюджетам и предприятиям отдельных отраслей эконо­мики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Предоставление бюджетных средств на текущие нужды осуществляется в следующих формах:

• ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

• средств на оплату товаров, работ, услуг, производимых или выполняемых по государ­ственным или муниципальным контрактам;

• трансфертов населению;

• бюджетных кредитов юридическим лицам;

• субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

• инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;

• бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджет­ной системы, государственным внебюджетным фондам;

 

• кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

• кредитов иностранным государствам;

• средств на обслуживание долговых обязательств, включая государственные и муниципальные гарантии.

Расходы бюджетов подразделяются также на процентные и непроцентные. Процентные расходы — это расходы, направляемые на обслуживание государственного долга. Непроцентные расходы представляют собой расходы бюджета за вычетом процентных расходов. Процентные расходы обусловлены наличием государственного внутреннего и внешнего долга. Они носят не­производительный характер и зависят от объема заимствований, сроков займов, процентов по займам. Значительное воздействие на процентные расходы оказывает курс рубля по отношению к валютам, в которых произведены заимствования и производятся выплаты процентов. Поэтому при девальвации рубля расходы на обслуживание внешних займов возрастают, и, наоборот, при укреплении рубля они сокращаются. Текущие и капитальные расходы бюджета — это часть не­процентных расходов.

Значительный удельный вес в расходах бюджетов занимают расходы бюджетных учре­ждений. Они включают: оплату труда работников этих учреждений; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению; командировочные и другие компенсационные выплаты; оплату товаров, работ, услуг по заключенным государствен­ным или муниципальным контрактам, а также в соответствии с утвержденными сметами без за­ключения контрактов.

Закупки товаров, работ, услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются бюджетными учреждениями только на основании государственных или муни­ципальных контрактов. Государственный или муниципальный контракт представляет собой до­говор, заключенный органом государственной власти, местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией с физическими и юридическими ли­цами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в рас­ходах соответствующего бюджета. Совокупность государственных или муниципальных контрак­тов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета образует государственный или муниципальный заказ.

Большая роль в бюджетных расходах отводится трансфертам населению. Это бюджет­ные средства, выделяемые на безвозмездной и безвозвратной основах и предназначенные для финансирования обязательных выплат населению, предусмотренных законом или решением ор­гана местного самоуправления. Трансферты населению включают: пенсии, стипендии, пособия, компенсации, другие социальные выплаты.

Из бюджета выделяются также средства на возвратной и платной основе в форме бюд­жетного кредита юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальны­ми унитарными предприятиями.

Бюджетный кредит предоставляется на основании заключенного договора при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения обязательства по возврату кредита, имею­щего высокую степень ликвидности. Способами обеспечения исполнения обязательств по воз­врату бюджетного кредита служат: банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

Перед предоставлением бюджетного кредита проводится предварительная проверка фи­нансового состояния получателя кредита финансовым органом или по его поручению уполномо­ченным органом, а также целевого использования бюджетного кредита. Возврат бюджетного кредита и плата за пользование им приравниваются к платежам в бюджет.

Процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на основании договора предоставля­ются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующими бюджетами. Органы, исполняющие бюджет, ве­дут реестры предоставленных бюджетных кредитов по их получателям.

Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетные ссуды расширяют возможности перераспределения средств в рам­ках бюджетной системы. За их счет покрывается временная потребность в денежных средствах, вызванная временным лагом между поступлением доходов и финансированием расходов, — кас­совый разрыв.

Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюд­жетной системы, физическим или юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюд­жетной системы, юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществле­ния определенных целевых расходов.

Особое значение в бюджетных расходах имеют расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Они предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную или региональную целевую программу либо на основании решения государствен­ного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам — хозяйственным товари­ществам и обществам означает возникновение права государственной или муниципальной собст­венности на эквивалентную часть уставного капитала и имущества этих организаций и оформля­ется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных обра­зований в их уставном капитале. Долями участия Российской Федерации, ее субъектов и муни­ципальных образований в уставном капитале и имуществе управляют соответствующие органы управления государственным или муниципальным имуществом.

Для финансирования непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычай­ных ситуаций, в составе расходной части бюджетов создаются резервные фонды органов испол­нительной власти и местного самоуправления. Кроме того, в составе федерального бюджета об­разуется резервный фонд Президента РФ. Его средства расходуются на финансирование непред­виденных и дополнительных расходов в соответствии с указами Президента.

Бюджет развития — это составная часть бюджета, относящаяся к капитальным расхо­дам и используемая для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестици­онных проектов.

Важнейшими принципами выделения государственных инвестиций через бюджет разви­тия являются:

1) высокая экономическая эффективность реализуемых проектов;

2) софинансирование и диверсификация риска государства с частным капиталом;

3) конкурсность, срочность, возвратность и платность выделяемых на инвестиционные
нужды средств.

Средства бюджета развития формируются за счет внутренних и внешних заимствований на инвестиционные цели, а также части доходов бюджетов. Они аккумулируются на специ­альных счетах органов Главного управления Федерального казначейства Министерства финан­сов Российской Федерации в учреждениях Банка России. Средства бюджета развития направля­ются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, и испол­нение обязательств по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств бюджета развития.

Денежные средства бюджета развития используются на финансирование инвестиционных проектов на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности.

Государственные гарантии за счет средств бюджета развития являются обязательством органа исполнительной власти возместить кредитору за счет средств этого бюджета часть факти­чески предоставленных им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае невоз­врата заемщиком основного долга в срок, установленный кредитным договором.

Денежные средства за счет средств бюджета развития выделяются путем кредитования инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и другими источ­никами финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам, а также за счет прямых ин­вестиций в имущество коммерческих организаций, реализующих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставном капитале этих организаций.

Кредитование инвестиционных проектов осуществляется посредством оплаты счетов за товары, работы, услуги, необходимые для реализации этих проектов, в объемах и по графикам, которые согласованы с уполномоченными органами исполнительной власти. Для каждого инве­стиционного проекта разрабатывается индивидуальная схема финансового обеспечения, в том числе график перечисления денежных средств всеми соинвесторами, объем и формы государст­венного участия в финансировании и обеспечение возвратности получаемых денежных средств через залоговые схемы, безусловные контргарантии финансовых институтов и др. Возмещение вложенных за счет средств бюджета развития денежных средств обеспечивается путем возврата кредитов и уплаты процентов заемщиками, а также возврата средств от реализации имущества, используемого в качестве предмета залога, в случае прекращения реализации инвестиционного проекта по вине заемщика и в других случаях, предусмотренных условиями кредитного согла­шения.

Таким образом, бюджет развития является важным источником инвестиций в расширен­ное воспроизводство, позволяет решать проблемы совершенствования государственного финан­сирования.

Оценка бюджетных потребностей, закрепление доходных источников, оказание финансо­вой помощи нижестоящим бюджетам базируются на разграничении расходных полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы.

Проведена инвентаризация расходных полномочий федерального, регионального и мест­ных бюджетов, конкретизировано разграничение расходов и бюджетной ответственности орга­нов власти и управления разных уровней.

В настоящее время применяется метод нормативной оценки бюджетных потребностей органов власти и управления разных уровней, соответствующих их расходным полномочиям и ответственности. Разработаны следующие нормативы, утверждаемые Правительством РФ:

• финансирования расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, начальное и общее среднее образование, здравоохранение, государственное управление, выплату пособий семьям, имеющим детей;

• затрат на финансирование общественного транспорта, правоохранительной деятельности, учреждений культуры, физической культуры и спорта, другие нормативы, необходимые для определения обоснованных бюджетных потребностей субъектов Российской Федерации.

Оценка расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации прово­дится на нормативной основе. Субъекты переходят к нормативной оценке бюджетных потребно­стей бюджетов муниципальных образований.

Значения бюджетных нормативов базируются на минимальных государственных стандар­тах и социальных нормативах с учетом реальных возможностей консолидированного бюджета Российской Федерации по их финансированию в данном финансовом году. Нормативы диффе­ренцируются по регионам согласно единой методике с учетом объективно обусловленных географических, природно-климатических и социально-экономических особенностей.

Бюджетные нормативы используются для расчетов финансовой помощи регионам и не предопределяют уро­вень и структуру бюджетных расходов субъектов Российской Федерации.

При распределении финансовой помощи субъектам Российской Федерации учитывается отношение обоснованной нормативной бюджетной потребности региона в расчете на душу насе­ления к средней (минимальной) обоснованной потребности по субъектам РФ — индекс бюджет­ных расходов. Он показывает, насколько больше или меньше необходимо затратить бюджетных средств в расчете на душу населения в данном регионе по сравнению со средними или мини­мальными по Российской Федерации затратами для обеспечения сопоставимого уровня финанси­рования основных бюджетных расходов.

Рассмотрим разграничение бюджетных полномочий в сфере финансирования расходов из бюджетов разных уровней.

Только из федерального бюджета финансируются расходы на следующие мероприятия:

• общегосударственное управление;

• функционирование федеральной судебной системы;

• международную деятельность в общефедеральных интересах;

• национальную оборону и обеспечение безопасности государства, конверсию оборон­ных отраслей промышленности;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

• государственную поддержку железнодорожного, воздушного и морского транспорта, а также атомной энергетики;

• ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

• исследование и использование космического пространства;

• содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении ор­ганов государственной власти Российской Федерации;

• формирование федеральной собственности;

• компенсацию государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государ­ственных пенсий и пособий, других социальных выплат из федерального бюджета;

• обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

• пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней,государственного материального резерва;

• проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

• федеральную инвестиционную программу;

• обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, при­ведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

• обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

• финансовую поддержку субъектов Российской Федерации;

• официальный статистический учет;

• прочие расходы.

Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Фе­дерации и местных бюджетов финансируются следующие расходы:

• государственная поддержка отраслей промышленности, кроме атомной энергетики, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транс­порта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

• обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности;

• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские рабо­ты, обеспечивающие научно-технический прогресс;

• социальную защиту населения;

• охрану окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов, гидро­метеорологическую деятельность;

• предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• развитие федеративных и национальных отношений;

• обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации;

• обеспечение деятельности средств массовой информации. Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней производится по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Россий­ской Федерации и утверждается соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправ­ления.

Если в законодательных или других правовых актах установлены бюджетные обязатель­ства, реализуемые из бюджетов различных уровней, то имеет место разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств между бюджетами различных уров­ней.

За счет средств федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целе­вых программ могут финансироваться объекты государственной собственности субъектов Феде­рации и муниципальной собственности. При исполнении федерального * бюджета ассигнования передаются бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам.

Из средств бюджетов субъектов Федерации финансируются расходы на следующие цели:

• функционирование органов законодательной (представительной) и исполнительно власти субъектов Федерации;

• обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;

• проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;

• реализацию региональных целевых программ;

• формирование государственной собственности субъектов Федерации;

• осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

• содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в веде­нии органов государственной власти субъектов Федерации;

• обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

• оказание финансовой помощи местным бюджетам;

• осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на муници­пальный уровень;

• компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Только из средств местных бюджетов финансируются расходы на следующие цели:

• содержание органов местного самоуправления;

• формирование и управление муниципальной собственностью;

• организацию, содержание и развитие учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

• содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

• организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хо­зяйства;

• муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

• благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; организацию утилизации и переработки бытовых отходов, кроме радиоактивных;

• содержание мест захоронения;

• организацию транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

• обеспечение противопожарной безопасности;

• охрану окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

• реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

• обслуживание и погашение муниципального долга;

• целевое дотирование населения;

• содержание муниципальных архивов;

• проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

• прочие расходы.

Таким образом, расходы бюджетов различных уровней имеют серьезные различия, обу­словленные разграничением полномочий и предметов ведения между различными органами вла­сти и управления. Они определяются функциями и задачами, которые выполняют законодатель­ные и исполнительные органы власти того или иного уровня. Общая тенденция в области расхо­дов бюджетов направлена на их сокращение путем рационализации, отказа от финансирования неэффективных мероприятий, расширения принципа субсидиарности, адресности и прозрачно­сти.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Россия и Латинская Америка: модернизационные процессы и геополитика | Лекция 20. ФК в различные периоды жизни людей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.