КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Россия и Латинская Америка: модернизационные процессы и геополитика
Упражнения. 1. Найти пределы: 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) ; 7) ; 8) Ответы: 1) ; 2)0; 3) 0; 4); 5) ; 6) 6; 7) ; 8) .
Интеграционная эйфория в латиноамериканском регионе. Латинской Америкой обычно называют регион, расположенный в Западном полушарии между южной границей США на севере и Антарктидой на юге. Он включает в себя южную часть Северной Америки, Центральную Америку, острова Вест-Индии и Южную Америку. Здесь располагаются на площади в 21 млн. кв. км (15% суши земного шара) 46 государств и зависимых территорий, население которых превышает 550 млн. человек. Культурные и политические деятели стран Латинской Америки настаивают на культурном своеобразии латиноамериканской цивилизации, но геополитики не так единодушны в этом вопросе. Если европейцы склонны согласиться с существованием такой отдельной, отличной от Запада, цивилизации, то американцы скорее видят в Латинской Америке продолжение евроатлантической цивилизации. С. Хантингтон, например, предлагал рассматривать латиноамериканцев как субцивилизацию внутри западного мира, хотя вполне допускал, что это отдельная цивилизация, тесно связанная с Западом. Конец ХХ века для Латинской Америки стал десятилетием качественных сдвигов в политической и экономической областях, существенно повлиявших на международную деятельность государств этого региона. Преодолев последствия «потерянного для развития десятилетия» - 80-х годов, большинство стран региона вступило в полосу экономического роста. Усредненный показатель прироста ВВП по региону составлял в год около 2%, но у государств-лидеров - Мексики, Чили, Аргентины, Бразилии – он, как минимум, вдвое превышал этот показатель. Столь впечатляющий экономический успех был достигнут благодаря структурным преобразованиям, осуществленным большинством стран региона в первой половине десятилетия. В их основе лежали меры по открытию экономики: либерализация торгового режима, приватизация, оздоровление финансовой системы. Заметные перемены произошли и в области социально-политического развития. Начавшийся процесс демократизации и перехода к гражданским формам правления в 90-е годы ХХ века привел к стабилизации конституционных режимов представительной демократии практически во всех странах региона, за исключением Кубы. Из «периферии» международных отношений страны региона превратились в активных участников всех процессов, определяющих стратегию мирового развития в XXI в. Суммарный их ВВП - более 2 трлн. долларов, объем внешней торговли - более 700 млрд. долларов, доля промышленной продукции в экспорте - порядка 2/3. Регион обладает серьезной производственно-экономической базой и интеллектуальным потенциалом. Развита банковская сеть, емок и динамично развивается рынок наукоемкой продукции. В 1990-1996 гг. темпы роста объемов внешней торговли ведущих государств региона были одними из самых высоких в мире. В эти же годы был принят целый ряд мер по созданию благоприятного инвестиционного климата. Приток иностранного капитала в Латинскую Америку к середине десятилетия в среднем ежегодно составлял около 50 млрд. долл. Разразившийся в конце десятилетия «азиатский» финансовый кризис не обошел и Латинскую Америку. В целом в 1998 г. темпы экономического роста в регионе сократились по сравнению с 1997 г. более чем вдвое (до 2,3 %). Как отмечал в этой связи И. Валлерстайн, основной причиной падения темпов экономического роста стран латиноамериканского региона стал неолиберальный монетаристский курс в экономике. Тем не менее, финансовый кризис не смог полностью перечеркнуть результаты впечатляющего рывка, совершенного Латинской Америкой в 90-е годы. “Типичный пример, - пишет об этом И.А.Василенко, - положение Мексики, которая в 1980-е годы встала на путь либеральных реформ под руководством президента К. Салинаса де Гортари. Президент получил образование в США и являлся сторонником либеральной экономической модернизации: он а) приватизировал государственные предприятия; б) сократил социальные программы; в) привлек иностранные инвестиции; г) включил Мексику в НАФТА; д) попытался превратить страну из латиноамериканской - в североамериканскую. Такая политика привела к падению уровня жизни для большинства мексиканцев, сильному социальному расслоению, росту безработицы и нищеты. В середине 1990-х годов в стране начались восстаниями социальные протесты против политики Салинаса, стремительно падал курс песо, страна находилась накануне дефолта, но благодаря западным инвестициям и поддержке удалось предотвратить полную катастрофу в экономике, и Салинас продолжил политику либерализации… Известно, что МВФ в условиях кризиса предоставил Мексике беспрецедентный заем в 17,7 млрд. долл., что большинство экспертов охарактеризовало как операцию “по вызволению спекулянтов из беды”, поскольку именно спекулянты нагрели руки на этом многомиллиардном кредите. Немецкие журналисты Г. Мартин и Х. Шуманн отмечали: “Мексиканский кризис со всей отчетливостью высветил сущность нового мирового порядка в эпоху глобализации. Как никогда раньше, главные действующие силы продемонстрировали силу, с которой глобальная экономическая интеграция изменила структуру власти в мире”. Вслед за мексиканским кризисом последовали бразильский и аргентинский. Особенно сложной оказалась обстановка в Аргентине, также продолжавшей путь либеральных реформ по рецептам МВФ. В конце 1990-х годов эта страна пережила дефолт, последствия которого до сих пор дают о себе знать. Социальная нестабильность в странах Латинской Америки во многом была связана с гигантской поляризацией между стремительно богатеющей элитой и растущей нищетой большинства населения. Раскол общества находил свое зримое выражение в огороженных высокими стенами и тщательно охраняемых кварталах элиты. При этом в стенах элитного гетто охрана обладала правом стрелять в любого незнакомца без документов. Как отмечал бразильский социолог В. Брант, “фактически те, кто обладал деньгами и властью, вели оборонительную гражданскую войну””. Среди определяющих черт международных отношений в Западном полушарии, безусловно, в первую очередь следует выделить резкую активизацию интеграционных процессов. Мощный импульс им придала «Инициатива для Америк», провозглашенная президентом США Дж. Бушем в 1990 г. Она предусматривала создание единого экономического пространства от Аляски до Огненной Земли. «Инициатива для Америк» уже в начале десятилетия существенно динамизировала отношения США с латиноамериканскими странами. Всего за один лишь 1991 г. Соединенные Штаты заключили рамочные соглашения о переходе к свободной торговле практически со всеми уже существовавшими субрегиональными объединениями - Карибским общим рынком (КАРИКОМ), Системой Центральноамериканской интеграции (СЦАИ), Андским пактом, Общим рынком стран Южного конуса (МЕРКОСУР).С Мексикой с 1991 г. Соединенные Штаты и Канада вступили в переговорный процесс по вопросу создания Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Рассматривая межамериканские отношения начала 90-х годов с точки зрения событий сегодняшнего дня, приходится констатировать, что “Инициатива для Америк” и последующие шаги США по продвижению ее в жизнь, кроме всего прочего, были и чрезвычайно эффектным политико-дипломатическим маневром. Центр региональной системы международных отношений не только сам “развернулся” к периферии, но и посредством целого ряда конкретных действий продемонстрировал, что она таковой больше не является. Более того, новое, спустя почти четыре десятилетия, “включение” Латинской Америки в глобальную стратегию Вашингтона создало новый контекст для практически остановившегося в 80-е годы межамериканского диалога. Столь резко возросший интерес США к латиноамериканскому региону в начале десятилетия был обусловлен несколькими факторами. После окончания “холодной войны” более очевидным стало формирование двух мощных экономических мегаблоков - в Западной Европе и в АТР, в ближайшие десятилетия обещавших превратиться в главные структурные звенья нового миропорядка. Это не вписывалось в разделяемую многими в Соединенных Штатах после распада СССР концепцию однополюсного мира.На фоне интенсивного формирования новых полюсов экономической и политической мощи более отчетливо обозначились нарастающие трудности американской экономики, постепенное снижение веса США в мировой торговле и финансах.В этом отношении формирование североамериканского рынка могло придать новое дыхание американской экономике, открыть доступ к дешевой рабочей силе и природным ресурсам Мексики и Канады. Существенным обстоятельством, стимулировавшим «Инициативу для Америк», стал объективный процесс растущей взаимозависимости между США и государств Центральной и Южной Америк: - во-первых, неконтролируемый поток нелегальной миграции привел к тому, что в целом латиноамериканская диаспора в США к концу 90-х годов превысила 20 млн. человек. Рост доли испаноязычных американцев в общей численности населения США стал самым заметным явлением в американской истории XX в. Темпы такого прироста уже к 2005 г. могли превратить латиноамериканскую общину в самое крупное этническое меньшинство в Соединенных Штатах, превысив по численности 30 млн. человек. При этом политическое влияние таких сегментов диаспоры, как насчитывавшие почти 6 млн. выходцы из Мексики - «чиканос» или более чем миллионная кубино-американская община, в 90-е годы существенно возросло. Демографы вместе с тем предсказывали, что в каждое из трех первых десятилетий XXI века в США будут прибывать не менее 15 млн. иммигрантов и представители белой расы “окажутся в меньшинстве”; - во-вторых, фактором возросшей взаимозависимости «двух Америк» стал также комплекс проблем, связанных с наркобизнесом и наркотрафиком, так как в Западном полушарии находятся и самый крупный в мире потребитель наркотиков – США, и самые крупные в мире их производители - Колумбия, Перу, Боливия и Мексика. К началу десятилетия борьба с наркотрафиком была объявлена Соединенными Штатами в качестве одной из приоритетных проблем национальной безопасности, непосредственно связанной с «будущим американской нации»; - в-третьих, возросшая взаимозависимость Севера и Юга Западного полушария особенно контрастно проявилась в американо-мексиканских отношениях. Присоединение Мексики к НАФТА было подготовлено десятилетиями «молчаливой» интеграции, в результате которой сформировался сложный комплекс двусторонних отношений. Его составляющими являлись и проблемы общей границы протяженностью 3 тыс. км, и масштабные внешнеторговые связи (объем взаимной торговли на начало десятилетия достиг 60 млрд. долл.), и нелегальная иммиграция 1,5 млн. мексиканцев в год, и усилившаяся экологическая взаимозависимость, и проблемы наркотрафика. Мадлен Олбрайт в своих мемуарах, увидевших свет в 2003 году, следующим образом объясняет истоки проводившейся под ее руководством внешней политики США по отношению к Латинской Америке: “Когда я посещала государства этого региона, то всегда привозила с собой две карты, на которых страны с авторитарным режимом правления были закрашены красным, а демократические государства – зеленым. Четверть века назад вся карта была в основном красного цвета. В настоящее время, не считая алого рубца Кубы, карта полностью зеленая. Эти долгожданные перемены начались в 1970-х годах. Отчасти их подстегнула проводимая президентом Картером политика защиты прав человека. Эти благоприятные преобразования сопровождались осознанием того, что репрессии уступают политическим реформам в качестве эффективного средства предотвращения революции в стиле Кастро. Одна за другой пали военные диктатуры от Чили и Аргентины до Сальвадора и Гватемалы; на место диктаторов пришли избранные гражданами лидеры. В нескольких странах были расформированы воинственные партизанские движения; они сдали оружие и продолжали борьбу за свои идеи уже в качестве гражданских политических партий. “Саммит Америк”, задуманный во время первого президентства Клинтона, утвердил консенсус стран полушария в области поддержки свободных рынков, открытой торговли и демократических институтов. Конец 90-х годов поэтому должен был стать для Латинской Америки и стран Карибского бассейна золотым временем. Почти два десятилетия прошли с тех пор, как состоялся последний удачный военный переворот. В большинстве стран этих регионов оживленно велась публичная полемика, которая теперь не сопровождалась страхом официального преследования. Новая глобальная экономика повсюду повысила темпы экономического роста и помогла миллионам людей достичь более высокого уровня жизни. Однако печальная сторона действительности заключалась в том, что что еще больше людей осталось позади этих достижений. Пропасть между бедностью и богатством была крайне велика; более трети латиноамериканцев были вынуждены жить на два и менее доллара в день. Приветствовавшие демократию жители Венесуэлы, Никарагуа и других стран начинали ощущать разочарование: им казалось, что их корыстно использовали и предали ими же избранные чиновники; и люди тревожились, что коррупция и преступность столь прочно въелись в государственное устройство, что их невозможно будет искоренить. Опросы показали, что большинство латиноамериканцев не удовлетворены демократией и видят в ней лишь средство, с помощью которого нечистоплотная элита стремится узаконить угнетение бедных слоев”. Первая половина 90-х годов в Латинской Америке стала временем «интеграционной эйфории», охватившей весь континент. Вслед за Мексикой, завершившей в 1993 г. переговорный процесс о вхождении в НАФТА, практически все страны региона выстроились в своеобразную очередь, стремясь присоединиться к североамериканской зоне свободной торговли. Эти годы можно было бы охарактеризовать как этап сближения «двух Америк», гармонизации межамериканских отношений, наивысшей точкой которого стала встреча глав 34 государств Западного полушария 10-13 декабря 1994 г. в Майами. Однако уже при подготовке саммита проявились разные подходы к определению его задач.Соединенные Штаты, по существу, лишь начавшие по-настоящему «переваривать» НАФТА, стремились замкнуть тематику встречи на традиционных постулатах политики администрации Б. Клинтона: защите демократических институтов и прав человека, поддержке конституционного строя, борьбе с терроризмом и наркотрафиком. Обсуждать проблему включения в НАФТА новых членов, среди которых первой в очереди фигурировала Чили, Вашингтон явно не стремился. Латиноамериканские же государства ожидали от саммита, в первую очередь, ответа на конкретный вопрос: как США планируют расширение зоны свободной торговли? В результате вопрос о континентальной зоне свободной торговли был включен в повестку дня и привлек особое внимание. В принятой на встрече «Декларации принципов партнерства во имя развития и процветания: демократия, свободная торговля и развитие на Американском континенте» и в прилагавшемся Плане действий, состоявшем из 100 пунктов, было провозглашено создание к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли. Организация американских государств (ОАГ) – региональная международная межправительственная организация государств Западного полушария, - была создана в 1948 году для налаживания сотрудничества латиноамериканских государств, США и Канады в политической, экономической, военной и иных сферах международных отношений. В настоящее время ее членами являются 35 государств. ОАГ стала первой и по-своему уникальной межрегиональной организацией послевоенного мира. В ее Уставе были определены главные несущие конструкции “строительства” межамериканской региональной системы международных отношений. Инициаторами ее создания выступали латиноамериканские страны, заинтересованными в том, чтобы ввести отношения с США в правовое поле, которое должно было нейтрализовать силовое превосходство этой сверхдержавы и ее традиционно интервенционистскую политику в отношении стран Южной Америки. Среди основных целей ОАГ в Уставе выделялись: укрепление мира и безопасности; предупреждение осложнений в отношениях стран-участниц и мирное разрешение споров; совместные выступления в случае агрессии против одного или нескольких государств; совместные усилия по экономическому, социальному и культурному развитию. Среди основных принципов фигурировали приверженность международному праву, уважение суверенитета и независимости, приверженность представительной демократии, социальной справедливости, уважение прав человеческой личности вне зависимости от расовой принадлежности, политических убеждений, пола и т.д. Особое внимание латиноамериканская дипломатия уделила закреплению в Уставе ОАГ принципа невмешательства. Сделанный упор на утверждении этого принципа вполне реализовалась в целом ряде статей Устава, который пестрел многочисленными запретами на вмешательство одних государств-членов во внутренние дела других. Структура ОАГ также не имела аналогов в мировой практике. Высшим органом организации является ежегодная Генеральная Ассамблея, сессии которой проводятся в столицах стран-участниц поочередно. Консультативные совещания министров иностранных дел проводятся по мере необходимости. Учрежден также Консультативный комитет обороны в составе высших военных представителей государств-членов. При ОАГ создан также Межамериканский совет обороны из числа представителей генеральных штабов стран-участниц, председателем, начальником главного штаба и секретарем всегда становятся представители вооруженных сил США. Постоянный исполнительный орган ОАГ – Генеральный секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. К основным органам ОАГ относятся и наделенные одинаковыми правами Постоянный Совет, Межамериканский экономический и социальный совет, Межамериканский совет по образованию, науке и культуре, Межамериканский юридический комитет. Местопребывание всех органов – Вашингтон, США. В 1971 г. специальным решением Генассамблеи ОАГ был учрежден институт постоянных наблюдателей. В настоящее таким статусом пользуется большинство европейских государств и Япония. Российская Федерация была аккредитована в ОАГ в качестве наблюдателя в 1992 г. Однако реализовать изложенные в Уставе цели и заложенный в нем демократический потенциал ОАГ в 50-е – 80-е годы ХХ века не смогла. Вашингтон сумел выстроить жестко вертикальную модель отношений со странами латиноамериканского региона, обеспечивавшую беспрекословную дисциплину в этой тыловой зоне “холодной войны”. Латиноамериканская машина голосования во всю работала в ООН, почти автоматически поддерживая США по всему спектру международных вопросов того периода. И только ко второй половине 80-х годов ситуация стала постепенно меняться. Начавшийся процесс демократизации стран региона и несколько позже происшедший демонтаж конфронтационной схемы международных отношений “Восток-Запад” освободили межамериканские отношения от атрибутики “холодной войны”, в свое время блокировавшей целый ряд изначально заложенных в ОАГ действительно прогрессивных начинаний. Времена исключительной зависимости Латинской Америки от США сменялись эпохой взаимозависимости. В целом 90-е годы характеризовалась очевидным преобладанием центростремительной тенденции в межамериканских отношениях. Казалось бы, оправдывались ожидания, что после окончания “холодной войны” Соединенные Штаты, наконец, повернутся лицом к Латинской Америке и приступят к решению задач, которые впервые были сформулированы тридцать лет назад «командой» Дж. Кеннеди в рамках программы «Союз ради прогресса». С надеждами, вызванными ожидаемой скорой интеграцией с Севером полушария, была связана относительно спокойная реакция большинства стран региона на конкретные шаги Соединенных Штатов по строительству «однополярного миропорядка», тем более, что Латинская Америка как бы оказывалась в выгодной близости к этому полюсу.Это, в свою очередь, привело к определенному ограничению их внешнеполитической активности, особенно в начале 90-х годов, рамками Западного полушария. Возвышение МЕРКОСУР. Однако уже вскоре после саммита в Майами повышенные ожидания стали уступать место значительно более прагматичным оценкам и будущего континентальной зоны свободной торговли, и формирующегося миропорядка в целом. В первую очередь это было связано с событиями в Мексике. Коллапс фондового рынка и падение до этого столь впечатляюще устойчивого мексиканского песо (декабрь 1994 г.) страны Латинской Америки не могли не связать с ее вступлением в НАФТА. В целом к середине десятилетия все более проблематичным становилось и расширение НАФТА. Конгресс США, по сути, заблокировал вступление в эту организацию Чили, вопрос о котором казался практически решенным еще в 1994 г. В то время как североамериканский интеграционный проект сталкивался с немалыми внутренними трудностями, все более заметную роль в международных отношениях начинало играть другое интеграционное объединение - Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР ), объединивший двух южноамериканских гигантов - Бразилию и Аргентину, а также соседние с ними Парагвай и Уругвай. Договор о создании объединения был подписан в марте 1991 г. в г. Асунсьон (Парагвай). Если в начале десятилетия в отношении будущего этого объединения среди специалистов преобладали в основном скептические настроения, то уже к середине 90-х годов ситуация выглядела совершенно иначе. МЕРКОСУР превратился в наиболее динамично развивающийся интеграционный блок Западного полушария, охватывающий почти 60% территории Латинской Америки, 46% ее населения и около 50% ВВП. Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР) по праву можно назвать интеграционным объединением "нового поколения", сотрудничество в котором охватывает все аспекты деятельности входящих в него государств - Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. В глобальном масштабе МЕРКОСУР представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй (после ЕС) таможенный союз и третью (после ЕС и НАФТА) зону свободной торговли. Помимо экономической интеграции в МЕРКОСУР активно развивается сотрудничество в политической сфере, в области безопасности, права и социальных вопросов. Политическая воля стран-участниц на современном этапе развития МЕРКОСУР играет чуть ли не определяющую роль в судьбе организации, что повышает доверие к этому объединению и привлекает в данный блок новые государства. Так, в 1996 г. Чили и Боливия подписали с ним соглашения о вхождении в зону свободной торговли на правах ассоциированных членов, в декабре 2003 г. к ним присоединилось Перу, в июле 2004 г. их примеру последовали Венесуэла и Мексика. Латиноамериканские государства продолжают формировать блоки, усиливая авторитет и потенциал региональных организаций, в данном случае Общего рынка Южного конуса. С момента создания МЕРКОСУР предполагалось сотрудничество в различных областях, а два основополагающих документа блока - "Асунсьонский договор" 1991 г. и дополнительный "Протокол Оуро Прето" 1994 г. - обозначили в качестве цели первостепенной важности интеграцию четырех государств-членов путем: - свободного обращения товаров, услуг и рабочей силы; - установления единого таможенного тарифа в торговле с третьими странами; - принятия единой торговой политики; - координации в области макроэкономической политики; - гармонизации законодательства в соответствующих сферах. К концу 90-х годов МЕРКОСУР превратился в четвертый по экономическому потенциалу интеграционный блок мира, по объему ВВП (около 1 трлн. долл.) сравнявшийся со странами АСЕАН. При этом налицо была резкая активизация внерегиональных связей. 15 декабря 1995 г. в Мадриде было подписано соглашение о сотрудничестве между МЕРКОСУР и Европейским союзом. Это отражало заметно возросший интерес западноевропейских стран к открывающимся перспективным латиноамериканским рынкам, а также стремление в рамках стратегического партнерства с южноамериканскими гигантами расширить свои внешнеполитические возможности.Такое партнерство не только в целом способствовало наращиванию переговорного потенциала стран - членов МЕРКОСУР, но и существенно укрепляло их позиции в диалоге с Соединенными Штатами, который складывался в середине десятилетия весьма непросто. По сути, в середине десятилетия столкнулись два подхода к созданию общеконтинентальной зоны свободной торговли. Соединенные Штаты и Канада настаивали на отдельном обсуждении вопроса о присоединении к НАФТА каждого из новых членов, в то время как страны МЕРКОСУР выступали за межблоковый характер переговоров и последующего объединения. Более того, рост влияния МЕРКОСУР, к которому во второй половине 90-х годов перешла «интеграционная» инициатива, вызывал растущую настороженность Соединенных Штатов. В частности, в политике США вновь стали просматриваться черты традиционного подхода: стремление разобщить страны региона и иметь с ними дело один на один. Это дало основания президенту Парагвая X. Карлосу Васмоси в одном из своих выступлений обвинить Соединенные Штаты в прямом вмешательстве в процесс интеграции стран южного конуса. Как представляется, в этом же контексте следует рассматривать и заявление госсекретаря США М. Олбрайт о том, что Аргентина является стратегическим союзником Вашингтона за пределами НАТО. В апреле 1998 г. в Сантьяго де Чили состоялся второй саммит президентов Америк, который, по идее, должен был окончательно определить схему и график создания общеконтинентальной зоны свободной торговли, а главное - устранить возникшие противоречия между двумя группировками и их лидерами - Соединенными Штатами и Бразилией. Это удалось сделать лишь отчасти. В итоговых документах встречи в верхах в основном нашли отражение общие установки, сводившиеся к подтверждению решимости создать к 2005 г. единое интеграционное пространство в Западном полушарии. Это не исключало и другого сценария - своеобразного раздела полушария на два экономических мегаблока: НАФТА постепенно могла поглотить, вслед за Мексикой, Центральную Америку и Карибский бассейн, а южно-американские страны – консолидироваться вокруг МЕРКОСУР. Деятельность Группы Рио. Для середины 90-х годов характерно выдвижение на первый план еще одного «чисто латиноамериканского» объединения, в которое входили не только страны - члены МЕРКОСУР, но и практически все ведущие страны Латино-Карибской Америки. Речь идет о Группе Рио - механизме политических консультаций и коллективной дипломатии стран региона.Став своеобразным преемником Контадорской группы, в 80-е годы внесшей весомый вклад в урегулирование конфликтов в Центральной Америке, Группа Рио оформилась в 1986 г. и впоследствии становилась все более влиятельным действующим участником международных отношений в Западном полушарии. О характере ее деятельности наглядно свидетельствует содержание одиннадцатой по счету встречи президентов стран-членов в г. Асунсьон в сентябре 1997 г., которая стала этапной. В основном документе - «Декларации Асунсьона о суверенитете и юридическом равенстве государств» были сформулированы общие принципы формирования нового, справедливого миропорядка, отмечена верность демократическим ценностям, уважению прав человека, которое должно было распространяться и на мигрантов. Упоминание о правах последних было отнюдь не случайным. Соединенные Штаты в середине десятилетия приняли ряд жестких мер по ограничению прав нелегальных мигрантов, большую часть которых составляли выходцы из Мексики и других стран региона. Особое внимание в декларации было уделено и таким вопросам, как незаконная торговля оружием и борьба с наркотрафиком. В этой связи ряд президентов поставили вопрос об адаптации к новым условиям Межамериканского договора о взаимной помощи, подписанного еще в 1947 г. и затем неоднократно частично пересматривавшегося. В частности, отмечалось, что он должен предусматривать процесс ограничения и контроля над обычными вооружениями и разработку мер доверия в этой области. Отдельные декларации были выработаны по проблемам защиты демократии и «односторонним мерам». В первом случае речь шла о дальнейшем развитии сформулированной еще в начале десятилетия идее создания системы «коллективной безопасности демократии». В принятой в Асунсьоне декларации отмечалось, что свержение законно избранного правительства либо нарушение демократических процедур в одной из стран - членов Группы Рио должно рассматриваться как угроза демократии в других странах-членах и вести к коллективным санкциям. Привлекал внимание и подтекст декларации, свидетельствующий об осуждении «односторонних мер». Хотя в ней прямо и не упоминались Соединенные Штаты, по сути, речь шла о практике политических и торгово-экономических санкций, к которым в 90-е годы все чаще стал прибегать в отношениях с другими странами Вашингтон. В этой связи следует подчеркнуть, что окончание “холодной войны” хотя и ослабило мотивацию к интервенционизму США в регионе, но отнюдь его не исключило, тем более, что концепция однополюсного мира фактически предполагала такую практику. Традиции вмешательства и манипулирования интересами более слабых партнеров закладывались в США еще в начале XX в., они стали частью современной североамериканской политической культуры как на уровне массового сознания, так и государственной политики. Это порождало и будет в обозримой перспективе порождать стремление латиноамериканских государств совместными усилиями препятствовать рецидивам вмешательства и силового давления со стороны Соединенных Штатов. Об обостренном восприятии в регионе любых односторонних мер, тем более откровенно нарушавших международное право, свидетельствовало энергичное неприятие подавляющим большинством латиноамериканских государств закона Хелмса-Бертона. Он содержал в себе требование активизации деятельности США и их союзников (1996 г.) по свержению революционного правительства Фиделя Кастро на Кубе.Весьма показательной в этом плане стала и реакция латиноамериканских стран на военную акцию НАТО в отношении Югославии в марте-мае 1999 г. Группа Рио оказалась единственной региональной организацией, которая выступила против бомбардировок и обвинила Североатлантический альянс в нарушении международного права. В специальном заявлении от 6 марта 1999 г. указывалось, что действия НАТО не только не являлись адекватным ответом на межэтнический конфликт в Косово, но и противоречили ст. 50 (пункт 3) Устава ООН. Внерегиональные международные инициативы кллективных организаций Латинской Америки. Прежде всего, следует отметить, что Группа Рио в своих действиях и инициативах отнюдь не ограничивалась лишь рамками Западного полушария, а, по сути, пыталось охватить весь спектр актуальных международных и мировых проблем. Так, на саммите в Асунсьоне обсуждалась проблема реформы ООН и, в частности, расширения числа постоянных членов Совета Безопасности. Страны-участницы подчеркнули необходимость предоставления Латинской Америке одного-двух мест постоянных членов СБ. Вместе с тем в Асунсьоне не удалось определить, какое государство конкретно будет представлять регион в Совбезе ООН. В этом сказалось традиционное соперничества Аргентины и Бразилии за лидерство в регионе и представление его интересов в международных организациях. Следует отметить и внерегиональные связи Группы Рио, в частности, регулярные встречи министров иностранных дел стран-членов с представителями Европейского союза. Так, на встрече в феврале 1998 г. было принято решение о проведении в июне 1999 г. в Рио-де-Жанейро первой встречи глав государств и правительств Группы Рио и Европейского союза,которая должна была поднять трансатлантический диалог на более высокую ступень. Европейские эксперты отмечали в этой связи растущую заинтересованность латиноамериканских стран к сотрудничеству с ЕС, поскольку они не хотели допустить усиления односторонней зависимости от США. Руководитель Исследовательского центра Фонда Аденауэра (ФРГ) В. Хофмайстер писал, в частности: “Латиноамериканцы стремятся участвовать в формировании миропорядка в глобализированном мире. Они проявляют интерес к максимально широким политическим и экономическим внешним связям”. Приступив в 1984 году в Сан-Хосе к диалогу со странами Центральной Америки, Европа тем самым выразила свою готовность внести вклад в утверждение мира и демократии в этом нестабильном регионе, находившемся с начала XIX века под влиянием Соединенных Штатов. С начала 1990-х годов, когда страны Латинской Америки стали постепенно отказываться от импортозамещающей стратегии, влияние возвращающейся Европы распространяется на экономику этих стран. Европейские предприятия приняли активное участие в программах приватизации. В то же время европейские страны закрепили в договорах свои отношения с партнерами из Латинской Америки. Так, Франция и Бразилия вели политический диалог и осуществляли сотрудничество на основе рамочного соглашения, подписанного в 1996 году. Европейский союз также активно сотрудничал со странами региона и поддерживал усилия, направленные на региональную интеграцию. Сегодня ЕС ведет постоянный диалог с отдельными странами и группами стран и строит свои отношения на основе комплекса договоров, охватывающих весь регион, за исключением Кубы. Первая встреча на высшем уровне глав государств ЕС и Латинской Америки и Карибского бассейна, инициированная Францией и Бразилией и организованная совместно с Испанией, была проведена в Рио-де-Жанейро в 1999 году. Эта встреча явилась важным этапом на пути институционализации отношений между Европой и Латинской Америкой. Партнерство между двумя регионами базируется на исключительно насыщенном политическом диалоге, позволяющем вести обмен мнениями по крупным проблемам всемирной жизни и международных отношений. В обсуждении этих вопросов также принимает активное участие Группа Рио, объединяющая все страны Латинской Америки, кроме Кубы. В экономическом плане Европа строила свою деятельность на основе дифференцированного подхода, исходя из потребностей и возможностей различных европейских стран. Переговоры по соглашениям о свободной торговле с Мексикой, Чили и МЕРКОСУР, переговоры по вопросу о предоставлении значительных преференций в торговле в рамках Общей системы преференций ("ОСП наркотики") для стран Андского региона и Центральной Америки, велись с тем. чтобы помочь им в борьбе с наркотрафиком и незаконным выращиванием наркотических культур, предложив альтернативные экономические решения. ЕС значительную часть своих усилий в области сотрудничества направляет на поддержку региональных организаций, чтобы дать им возможность постепенно создавать необходимые институты и правовые нормы, которые помогут превратить интеграционное объединение МЕРКОСУР, Андское сообщество наций и Центральноамериканский общий рынок в жизнеспособные экономические образования. С 1990-х годов, несмотря на экономические трудности конъюнктурного характера, поток европейских инвестиций в регион не прекращался. Бóльшая их часть направляется в страны Южного конуса, при этом значительный приток инвестиций поступает также в такие страны, как Мексика и Венесуэла. В отношениях такого нового типа особую роль играли Франция и Бразилия. Двустороннее сотрудничество между обеими странами охватывает все сферы деятельности: культуру (весной 2005 года был организован "бразильский сезон во Франции"), научно-технические партнерства высокого уровня, связи между университетами, образование, здравоохранение, а также безопасность, устойчивое развитие, сельское хозяйство, социальное развитие. В повестке дня стоят также отношения с Африкой с перспективой трехстороннего сотрудничества между Францией, Бразилией и некоторыми африканскими странами. Развивается трансграничное сотрудничество между Гвианой и штатами Бразилии в бассейне Амазонки, которое стало особенно активным в 1997 году после создания специальной комиссии. Конкретным воплощением этого сотрудничества станет в недалеком будущем строительство моста через реку Ояпок, который обеспечит транспортное сообщение между двумя странами. Бразилия, ежегодный приток инвестиций в которую составляет около 2 млрд. евро, занимает одно из первых мест по объему французских капиталовложений за рубежом. Так, на 500 французских предприятиях в этой стране занято свыше 230 тыс. бразильцев. Отмеченная тенденция к расширению сферы внешнеполитической активности латиноамериканских стран в середине 90-х годов нашла выражение в активизации связей с бывшими метрополиями - Испанией и Португалией. С 1991 г. стали проводиться ежегодные встречи глав государств и правительств стран Латинской Америки, Испании и Португалии. Их повестка постоянно расширялась, включая в себя практически весь спектр проблем современных международных отношений. В этом плане показательна шестая по счету встреча в верхах в ноябре 1996 г. в Сантьяго и Винья дель Map (Чили). Она прошла под флагом необходимости демократизации постконфронтационного миропорядка. В заключительной декларации, в частности, отмечалось, что в условиях глобализации мирового развития, растущей взаимозависимости особое значение обретает приверженность государств к демократическим ценностям. Иберо-американское взаимодействие вместе с тем не сводилось лишь к политическому диалогу. На предшествовавшем пятом саммите в Барилоче (Аргентина, 1995 г.) страны сообщества учредили постоянную систему сотрудничества, нацеленного на осуществление совместных программ в области науки и техники, образования, проблем мегаполисов, поддержки индейских народностей и др. Особенностью иберо-американских форумов стало участие в них Кубы. Это существенно расширило сферу диалога с кубинскими властями, в частности, по вопросам «реинтеграции» Кубы с Латинской Америкой после окончания “холодной войны”. На очередной встрече в верхах в г. Порто (Португалия, октябрь 1998 г.) президенты иберо-американских стран решили официально объявить Гавану местом проведения их саммита в 1999 г. Европейская комиссия в августе 2002 года приняла новое соглашение о сотрудничестве со странами-членами МЕРКОСУР на 2002-2006 годы, выделив на его реализацию 200 млн. евро. В качестве приоритетов в сотрудничестве рассматривались программы региональной интеграции, экономических реформ, содействия развитию экспортных возможностей, социального развития, снижения бедности, модернизации государственного аппарата и защиты окружающей среды. На реализацию этих программы Аргентине были выделены 65,7 млн., Бразилии – 64 млн., Парагваю – 51 млн., Уругваю – 18,6 млн. евро. Комментируя принятие этого соглашения, Р. Проди подчеркивал: “Более прочная интеграция со странами ЕС позволит Аргентине, Бразилии, Парагваю и Уругваю пережить современное трудное время. Как показал европейский опыт, это позволит МЕРКОСУР трансформироваться в крепкое сообщество наций, основанное на общих ценностях демократии и социальной справедливости ”. Вместе с тем внутри латиноамериканского сообщества отношения ЕС достаточно часто вызывают волну критики. Это касается, прежде всего, затягивания переговоров по снижению барьеров на пути экспортируемых сельскохозяйственных товаров из Латинской Америки, а также подписания соглашений об ассоциированном членстве. “Упорное нежелание ЕС идти на уступки в этих вопросах вполне объяснимо, поскольку в ряде стран Евросоюза аграрный сектор играет значительную роль, - считает И.А. Василенко. – Вместе с тем, очевидно, что ЕС постепенно превращается в крупнейшего инвестора в регионе, хотя совсем недавно безусловное лидерство здесь имели США”. Относительно новым направлением внешнеполитической активности ведущих государств континента стал Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). В предшествовавшие десятилетия деятельность латиноамериканских стран в этом регионе в основном сводилась к борьбе за прекращение Францией ядерных испытаний в Южной части Тихого океана, а также защите рыболовных ресурсов своих прибрежных вод. Но в 90-е годы на первый план вышло их стремление подключиться к формирующемуся в АТР новому интеграционному полюсу. Своеобразным признанием растущего влияния ведущих латиноамериканских государств в мировой политике в целом и расширения их связей со странами региона стал прием Мексики и Чили в качестве полноправных членов в Ассоциацию азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В 1997 г. в эту организацию была принята Перу. Все это свидетельствовало о том, что страны Латинской Америки не хотели упускать возможности наступающей “эры Тихого океана” со смещением в АТР мировых финансовых и торговых потоков для упрочения своих международных позиций и независимости от североамериканского соседа-гиганта. США и новая система региональной безопасности. Старт новому проекту в этой сфере был дан в июле 1995 года в г. Вильямсбурге (Вирджиния, США), где министр обороны США У. Перри провозгласил начало “нового этапа межамериканского сотрудничества на принципах коллективной безопасности”. Главной задачей вооруженных сил стран-участниц ОАГ в новую постконфронтационную эпоху должна была стать “защита демократических ценностей как основы континентальной безопасности, а также совместное противодействие наркотерроризму и наркотрафику”. Тот факт, что Пентагон вновь стал продвигать разработанный в одностороннем порядке континентальный проект, в котором расписывалась роль вооруженных сил региона, неизбежно порождал “иррациональный эффект неприятия” со стороны ряда государств, хотя выдвинуть сколько-нибудь серьезные претензии к американской инициативе никто из них так и не смог. Попытки США возглавить создание новой системы континентальной безопасности, несмотря на внешний успех совещания в Вильямсбурге, где много говорилось о “новой эре сотрудничества”, оказались результативными лишь частично. Военно-политическое сотрудничество действительно заметно интенсифицировалось, и, в частности, на базе ЮЖКОМа, расположенного до 1998 г. в зоне Панамского канала. Его командующий У. Кларк даже заявил незадолго до своего перевода в НАТО, что Южное командование распространило свою ответственность с 19 государств Карибского бассейна на все 32 государства Западного полушария в целях поставить под единое начало войну с наркотрафиком. Вместе с тем далеко не все в этом деле соответствовало первоначальным американским планам. И это подтвердили последующие совещания глав военных ведомств в Барилоче (Аргентина, октябрь 1996) и Майами (США, сентябрь 1997 г.). В частности, не нашла ожидавшейся поддержки выдвинутая американской делегацией инициатива создания в Вашингтоне Межамериканского центра изучения континентальной безопасности, в котором проходили бы подготовку гражданские служащие военных ведомств стран региона. Бразилия, Мексика, Никарагуа достаточно сдержанно отнеслись к идее создания многонациональных формирований для борьбы с наркотрафиком. Камнем преткновения для американцев во многих случаях становилась Бразилия, которая в качестве региональной державы заметно влияла на позиции соседних с нею государств. Идея создания стратегического пояса вокруг Амазонии за счет размещения США радарных установок в Перу, Колумбии, Эквадоре, Боливии, Венесуэле и Гайане с целью концентрации усилий в борьбе с наркотрафиком, в правящих кругах Бразилии интерпретировалась как попытка ограничить суверенитет страны в этом районе и, в конечном счете, поставить страну под международный контроль. Когда в 1999 г. обстановка в Колумбии обострилась до предела и грозила выплеснуться переносом вооруженных стычек в соседние страны, они так и не смогли договориться о коллективной интервенции в это государство. На сессии Генеральной Ассамблеи ОАГ в Гватемале (6-8 июля 1999 г.) был создан новый коллективный механизм – Международный комитет по борьбе с терроризмом, который должен был тесно взаимодействовать с Комиссией по борьбе со злоупотреблениями наркотиками. Все лето 1999 года в прессу просачивались слухи о возможной односторонней американской или многосторонней интервенции в Колумбию. Однако сценарий вторжения был отвергнут большинством латиноамериканских стран, в первую очередь соседями Колумбии. С течением времени эта акция становилась все менее вероятной, в том числе и со стороны США. В XXI век США и Латинская Америка вступили с солидным багажом проблем, по которым их позиции не совпадали, начиная от разного видения нового миропорядка и заканчивая такими вопросами, как односторонние действия США, торговый протекционизм, ущемление прав мигрантов и многое другое. К ним добавился очередной поворот Латинской Америки к лево-социалистическим идеям (Венесуэла, Боливия, Бразилия и ряд других государств), рост антиамериканизма, вызвавший к жизни идею альтер-интеграции латиноамериканских государств вокруг МЕРКОСУР и т.д. Страны Латинской Америки, пытаясь создать противовес доминированию США в регионе, ищут поддержку в отношениях с Евросоюзом и Россией. Российская Федерация и Латинская Америка. Во времена “холодной войны” Латинская Америка была одной из важнейших арен противостояния США и Советского Союза, но после распада биполярной системы международных отношений оказалась на периферии российской внешней политики. В большинстве стран региона, ориентировавшихся ранее на социалистическую модель развития, к власти пришли либерально ориентированные политические силы. В других государствах от власти добровольно или почти добровольно отказались спонсируемые Вашингтоном диктаторские режимы. В результате абсолютное большинство государств Латинской Америки устремилось к освоению модели либеральной рыночной экономики. Негативные социальные последствия этого привели регион к новой волне полевения в первой декаде XXI века. “Настроения электората стали меняться, к власти конституционным путем приходят альтернативные силы и лидеры, – считает директор института Латинской Америки РАН В.М. Давыдов. - Одна страна за другой переживают смену курса: Венесуэла (1998), Бразилия, Аргентина (2002), Боливия, Уругвай (2005), Эквадор, Никарагуа (2006). В других случаях (Перу, Мексика - 2006) левые силы если и не побеждают, то привлекают на свою сторону почти половину избирателей. Воспроизводство левой политической культуры на латиноамериканской почве носит объективный характер. Сейчас же к ней добавляется “индейский ренессанс: самосознание индейской массы растет, она вторгается в политическую жизнь в странах со значительным весом автохтонного населения. ”Полевение” региона не имеет общего знаменателя, реализуясь в широком диапазоне – от радикального варианта (Венесуэла) до социально ориентированного центристского (Чили). “Левый дрейф” сопровождается внешнеполитической активностью латиноамериканских государств после периода продолжительного затишья в 1990-е годы. США пожинают плоды невнимания к региону на предыдущем этапе. Европейский союз, напротив, постепенно наращивает свои позиции”. События, произошедшие в начале 1990-х годов, прежде всего в самой России и в странах Восточной Европы, затронули весь комплекс международных отношений. Эти изменения самым непосредственным образом отразились и на отношениях Российской Федерации со странами Латинской Америки. В общественном мнении, да и в некоторых академических кругах, период начала 1990-х годов оценивался крайне негативно, в частности, появился даже термин «бегство с Кубы». После некоторой паузы, с 1996 г. ситуация начала меняться. Два визита министра иностранных дел Е. М. Примакова (май 1996 г. и ноябрь 1997 г.) в Мексику, Венесуэлу, Бразилию, Аргентину, Колумбию, Коста-Рику и на Кубу не только помогли «сохранить лицо» российской дипломатии, но и открыли, по сути, новый этап в отношениях РФ с этим регионом. В целом за период 1992-2000 гг. между РФ и странами Латинской Америки было подписано более 140 двусторонних документов, в том числе с 14 странами - так называемые договоры и декларации «нового поколения» (свободные от идеологической фразеологии), и число их продолжает расти. Примечателен тот факт, что уже в 1992 г. Российской Федерацией был получен статус постоянного наблюдателя при Организации американских государств (ОАГ), которую в прежние времена наши политические лидеры и многие специалисты язвительно называли не иначе как «министерством по делам колоний» и «орудием американского империализма». В дипломатической практике РФ латиноамериканский регион выделился в самостоятельное направление с растущим потенциалом взаимопонимания и взаимодействия на международной арене. Речь может идти о значительно расширившейся общности стратегических целей и интересов России и ведущих государств Латинской Америки. Она вытекает из того обстоятельства, что и Россия, и большинство стран региона оказались в одной переходной фазе развития и решают однотипные задачи модернизации на основе формирования гражданского общества и рыночных реформ. Однотипные парадигмы развития создали принципиально иное поле для партнерства, так как исчез мощный идеологический барьер, существенно осложнявший в прошлом отношения между сверхдержавой Востока и хрупкими демократиями Западного полушария. Новый импульс отношения со странами Латинской Америки получили после 2000 г. Начало им положили визиты президента РФ В.В. Путина на Кубу (декабрь 2000 г.), затем в Мексику, Бразилию и Чили (2004). Последовательная и целенаправленная работа по реализации планов развития отношений со странами Латинской Америки и Карибского бассейна способствовала существенному расширению связей с государствами этого региона. В соответствии с Концепцией внешней политики России, работа на латиноамериканском направлении нацелена на продвижение российских интересов в регионе. Эта деятельность строится на основе принципов упрочения позиций нашей страны в мировом сообществе как великой державы, одного из влиятельных центров современного мира, усиления воздействия на мировые процессы в целях формирования многополярного мира, стабильного, справедливого и демократического правопорядка, основанного на международном праве, положениях Устава ООН. Усилия российской дипломатии в этом регионе были направлены на поиск совпадающих интересов с латиноамериканскими странами и их межгосударственными объединениями. В этом ключе решались задачи, определяемые национальными приоритетами России, на этом строились системы: - партнерских отношений; - обеспечения защиты прав и интересов российских граждан и соотечественников; - содействия позитивному восприятию России в регионе; - популяризации русского языка и культуры нашей страны. К традиционным формам сотрудничества относятся встречи президентов в рамках международных форумов, в частности в ООН, а также встречи министров иностранных дел, которые с 1997 г. проводятся регулярно. С началом XXI в. активизировались различные формы сотрудничества с ведущими партнерами в Латинской Америке, чему способствовали визиты в Россию президентов Чили (2002), Венесуэлы (2001, 2004, 2006 и 2008), Бразилии (2002 и 2005), Мексики (2005), Аргентины (2008) и некоторых других стран. Со своей стороны, российское руководство во главе с председателем правительства также предприняло серию визитов в Бразилию (2001 и 2006), Венесуэлу (2001), Аргентину (2006), на Кубу (2006). Министр иностранных дел России посетил с визитами Венесуэлу, Бразилию, Аргентину и Чили (2003), Кубу (2004), Мексику (2005). В России, в свою очередь, побывали министры иностранных дел большинства латиноамериканских стран. Регулярно проводятся встречи министров в двустороннем и многостороннем формате в ходе сессий ГА ООН, в рамках форумов АТЭС. Еще одной эффективной формой двусторонних отношений является межпарламентское сотрудничество (например, в мексиканском конгрессе создана в 2000 г. группа «Друзья России»). Большинство государств Латинской Америки рассматривает развитие отношений с Россией как возможность диверсификации своих внешних связей, в том числе торгово-экономических, видит в нашей стране одного из надежных партнеров на мировой арене. Близки подходы России и стран региона к вопросам обеспечения глобальной и региональной безопасности. Россия и такие латиноамериканские гиганты, как Бразилия, Аргентина, Мексика, имеют сходные позиции в системе мирохозяйственных связей. Отсюда вытекают и совпадающие взгляды на мироустройство, на проблемы обеспечения коллективной и национальной безопасности, и, соответственно, новые возможности партнерства. Стороны отдают себе отчет в том, какой опасностью может обернуться их маргинализация в нарождающемся мире экономических мегаблоков. Государства Латинской Америки, так же, как и Россия, оказались в геостратегическом плане вне трех основных полюсов мирового развития - североамериканского, тихоокеанского и западноевропейского. Другим базисным фактором, расширяющим поле для партнерства, служит общая незаинтересованность в однополюсном миропорядке и стремление к неконфронтационному сдерживанию гегемонистских устремлений в политике Соединенных Штатов.Государствами Латинской Америки в этой области накоплен большой опыт. Россия, как известно, также неоднократно испытывала на себе «силовые приемы» Вашингтона. Наконец, в этот период также выявилась взаимная дополняемость экономик России и ведущих государств Латинской Америки. Она оказалась тем регионом, где российский экспорт рос наиболее динамично (в среднем на 30 % в год в 1994 - 1996 гг., превысив 4 млрд. долл.). В 2000-2004 гг. суммарный объем товарооборота РФ со странами Латинской Америки составлял порядка 6 млрд. долларов в год. В 2005 г. был достигнут уровень товарообмена в 9 млрд. долларов, в 2007 г. — 11 млрд. долларов, в 2008 г. — 15 млрд. долларов. Ведущий латиноамериканский торговый партнер РФ — Бразилия (в 2003 г. — около 2 млрд. долларов, в 2005 г. — 2,9 млрд. долларов, в 2008 г. — более 6 млрд. долларов). Здесь активно используется продукция российского машиностроения, в частности, свыше 20 тыс. единиц российского станочного парка. В Латинской Америке работают наши нефтяники и газовики, среди них такие известные компании, как «ЛУКойл», «Роснефть», «Зарубежнефть» и «Газпром». В Аргентине около трети электроэнергии вырабатывается на российском энергооборудовании. В Эквадоре, Колумбии и Уругвае налажена сборка автомобилей «Нива», которые пользуются большой популярностью на местном рынке. Только за последние годы в эти страны поставлено свыше 60 тыс. легковых и более 16 тыс. грузовых автомобилей. Одним из самых перспективных направлений является сотрудничество в реализации масштабных планов по созданию системы нефтепроводов: от Венесуэлы - через территорию Бразилии - до Аргентины и Чили. Стратегической экономической задачей для России, с точки зрения диверсификации ее экспорта в страны Латинской Америки, является развитие военно-технического сотрудничества (ВТС). В 2006 г. с заключением контрактов на поставки российского стрелкового оружия и боеприпасов, истребителей и вертолетов удалось выйти на масштабное и имеющее долгосрочные перспективы сотрудничество с Венесуэлой. Есть возможности расширения ВТС с Бразилией, Аргентиной, Колумбией, Мексикой, Уругваем и некоторыми другими государствами. Еще одним перспективным направлением является развитие научно-технических связей с Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Чили и другими странами, в том числе в сфере космических исследований (запуск спутников и космонавтов, зондирование Земли и т.п.), мирного использования ядерной энергии. Важную роль в развитии этих контактов играют российские регионы, среди которых не только Москва и Санкт-Петербург, но и Калининградская область, Татарстан, Удмуртия и другие субъекты Федерации. В рамках уже подписанных соглашений в Москве работают российско-венесуэльское совместное предприятие в области быстрого питания «Ростикс», колумбийские торговые дома «Эль Рекс» и «Московский цветочный дом». Около десяти лет на российский рынок поступают большие партии цветов из Эквадора. Со своей стороны, российские специалисты участвуют в строительстве в Венесуэле заводов по обжигу каолина, по производству аккумуляторов, разработке золотоносных рудников, разведке месторождений свинца и цинка. Они развивают автосервис и выпускают малогабаритные генераторы. Помимо традиционных форм двустороннего экономического сотрудничества, в феврале 1998 г. была создана новая структура, призванная осуществлять экономические контакты РФ со странами данного региона, — Национальный комитет содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА). Необходимость создания этого органа была продиктована рядом причин: - ослаблением роли государственных структур в поддержании деловых контактов, что было прямым следствием «перестроечных» процессов в российской экономике в начале 1990-х годов; - выходом на внешний рынок значительного количества новых участников с российской стороны (прежде всего регионов и представителей частного бизнеса); - поиском новых форм сотрудничества, таких как создание совместных предприятий и т.д. Все это требовало от российских участников не только умения работать в новых условиях, но и конкретных знаний о специфике экономических, правовых и социокультурных отношений в странах региона. Аналогичные трудности испытывали латиноамериканские компании и представители частного бизнеса при вхождении на российский рынок. Инициатива создания новой структуры принадлежала ответственным работникам Министерства иностранных дел РФ, других государственных организаций, а также предпринимательских структур. С латиноамериканской стороны активную роль в этом процессе сыграли представители Андского сообщества наций, а также дипломаты Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу, Эквадора, представители деловых кругов. В настоящее время членами НК СЭСЛА являются более 70 коммерческих и государственных российских структур, включая администрации регионов, представителей банковских структур, заводов-производителей. С помощью НК СЭСЛА ведется поиск деловых партнеров, продвижение отечественных товаров и услуг на латиноамериканский рынок, формируется база данных, проводятся маркетинговые исследования, экспертиза совместных проектов, организация деловых встреч, семинаров, конференций и выставок, что способствует установлению деловых контактов. Разумеется, экономическое проникновение остаетсяприоритетной задачей России в Латинской Америке. В середине мая в Москве находился председатель комитета постоянных представителей Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) Э. Дуальде, которого сопровождали 18 крупнейших предпринимателей. В конце июня Российскую Федерацию посетил по приглашению В.В. Путина президент Мексики В. Фокс. В ходе этого визита был подписан протокол о присоединении РФ к ВТО. Главным предметом переговоров стало энергетическое сотрудничество. "Газпром" проявил готовность принять участие в развитии газового сектора Мексики и с 2007 г. собирается поставлять в эту страну сжиженный газ, получаемый с месторождений на шельфе острова Сахалин. Президенты на своей встрече не обошли вниманием такой вопрос, как участие ОАО "Силовые машины" в поставках оборудования для мексиканских ГЭС. В целом нужно отметить, что Россия в последние годы активно прорабатывает проекты расширения экспорта высокотехнологичной продукции, авиатехники, энергетического оборудования в страны Латинской Америки и Карибского бассейна. В опубликованном в первом за этот год номере журнала "Латинская Америка" Сергей Лавров отмечал: продукция российского машиностроения пользуется стабильным спросом на континенте. "В Аргентине около трети электроэнергии вырабатывается на энергооборудовании, поставленном нашими фирмами, - писал С. Лавров. - В Эквадоре, Колумбии и Уругвае налажена сборка автомобилей "Нива". В статье министра иностранных дел РФ подчеркивалось, что в Латинской Америке успешно работают "Роснефть", "Лукойл", "Зарубежнефть", что подписаны контракты о "строительстве в Венесуэле заводов по производству аккумуляторов, разработке золотоносных рудников, сотрудничестве в автомобильной области". В то же время, полагает министр, " имеется еще не использованный потенциал". Развитие делового сотрудничества сдерживают "отсутствие эффективных финансовых механизмов поддержки, отставание в межбанковском взаимодействии". "Отношения с Россией для большинства стран региона - одно из важных направлений диверсификации внешних связей, - уверен глава МИД РФ. - В России они видят надежного партнера в обеспечении равновесия и стабильности в мировых делах". "Мы полны решимости сделать все необходимое для укрепления позиций России в регионе, - заключил Лавров. - Это полностью соответствует нашим национальным интересам". Сотрудничество на многосторонней основе. В конце XX века появляются и новые перспективные формы сотрудничества России и Латинской Америки на многосторонней основе. Аккредитация России в качестве наблюдателя при Организации Американских государств в условиях, когда эта старейшая региональная организация обрела «второе дыхание» и стала играть все более значимую роль в процессах политической и экономической интеграции Западного полушария, расширило внешнеполитические возможности РФ в этом районе мира. С 1995 г. начались контакты между ОАГ и СНГ, в налаживании которых Россия сыграла решающую роль. Другой формой многосторонних отношений стал диалог России с Группой Рио, который в основном разворачивался на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Так, 24 сентября 1997 г. в рамках ежегодной сессии ГА ООН состоялась встреча Е. М. Примакова с министрами иностранных дел стран - членов «координационной тройки» Группы Рио. В ходе обмена мнениями представители обеих сторон подчеркнули близость подходов России и Группы Рио к проблемам формирования многополярного мира. Они также приняли решение о создании механизма регулярных взаимных консультаций на уровне министров иностранных дел.В целом вторая половина 90-х годов прошла под знаком активизации российско-латиноамериканских связей, расширения сфер сотрудничества и поиска новых форм партнерства. Перспективность этого региона для российских интересов во все большей степени начинала определяться его растущей ролью в мировой политике и экономике, стремлением за счет внерегиональных связей укрепить свой «переговорный потенциал» в мировом сообществе и получить дополнительные источники внутреннего развития. Продолжается развитие контактов с многосторонними объединениями и организациями континента — ОАГ, МЕРКОСУР, Андским сообществом, Центральноамериканской интеграционной системой (ЦАИС), Карибским сообществом (КАРИКОМ), Ибероамериканским сообществом (ИС). Усилия МИД РФ и всех заинтересованных сторон направлены на то, чтобы придать связям с ними более прагматический характер. В современной Латинской Америке нет (за исключением Колумбии и Гаити) серьезных политических проблем, региональных конфликтов. В целом, несмотря на все препоны, в регионе наблюдается тенденция к поиску собственных путей консолидации демократии, упрочения внутриполитической стабильности. Приход к власти умеренных (Аргентина, Бразилия, Уругвай) и боле
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |