Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компетенции и образование

Коллективные компетенции

Компетенция может быть как индивидуальной характеристикой, так и относится к чему-то большему: команде, проектной группе, компании, редакции и пр.

Принято считать, что познание так или иначе связано с коллективным опытом. К тому же учатся и работают люди тоже в командах. А в некоторых ситуациях, таких, как, например, хирургические операции на сердце, один человек физически не может справится с задачей. Дом строится строительной компанией, самолет ведет экипаж, газеты выпускаются редакциями. Редакция здесь – коллективный организм, где навыки работы в производственной цепочке (редактор – корреспондент, редактор – выпуск) не менее важны, чем индивидуальные проф. компетенции (уметь писать тексты или собирать фактуру).

В результате компетенции оказываются тесно связаны с контекстом, нормами и ценностями той группы, с которой человек взаимодействует.

Справедливо и обратное: системы (организации, команды, задачи) делимы на части. Это делает их более легкими в управлении, но в результате они рискуют в результате такого выделения – оказаться вырванными из контекста. В образовании, к примеру, это проявляется в проблемах адаптации, которые испытывает молодой специалист, только что закончивший обучение и в первый раз попавший в организацию.

Решение проблемы: совместное обучение в решении практических задач (authentic learning). Приобретать компетенции в той же конфигурации системы, в которой они будут впоследствии применяться. В группе, в компании, при решении комплексной задачи, аналогичной реальной, а нее ее составляющих.

Соответственно задача образователя — максимально приблизить образовательную среду к реальной рабочей среде. С выполнением двух требований:
– работа в группе, повторяющий коллектив, в котором придется действовать.
– работать над решением практических, реальных задач.

У этой идеи также есть и три вывода:
1. Успешные действия команды являются результатом действий всех ее членов.
2. В ходе работы в команде все ее члены, кроме всего прочего приобретают компетенцию по взаимодействии с другими членами команды.
3. Командное взаимодействие — важная компетенция современного специалиста. Приобретение ее — ключевая задача. В процессе индивидуального образования, лишенного командной работы, эту компетенцию приобрести невозможно.

Управление по компетенциям становится популярным HR-инструментом. Поэтому если считать бизнес, отрасли заказчиком для системы образования, то логично предположить, что ВУЗы должны перенимать подходы, стандарты работы с компетенциями для подготовки выпускников, которые бы встраивались в существующие в компаниях модели.

Однако сегодня система образования неактивно интересуется возможностью обучения по моделям компетенций, о внедрении же их в систему образования, создании на их базе образовательных стандартов и образовательных программ нет и речи.

Возможно, проблема в том, что движение по этому пути (принятие модели компетенций, как базы для обучения) приводит к важному вопросу:
- Можно ли приобрести компетенции вне практической, профессиональной деятельности?

Если ответить на него положительно, то нужно согласиться с тем, что основой системы образования должна стать практическая деятельность по решению реальных, актуальных задач в сфере будущего применения обучаемого.
К чему ВУЗы сегодня совершенно не готовы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Компетенции и контекст | Компетенция и квалификация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.