Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15 Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений




1. Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

2. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов.

3. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) гос.органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

4. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности.

5. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций.

1. Перечень подведомственных арбитражному суду дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, приведен в ст.29 АПК. Споры по данной категории дел должны носить экономический характер, т.е. возникать в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности организаций, являющихся юридическими лицами и граждан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность организаций и граждан, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Арбитражному суду подведомственны дела данной категории с участием образований, не являющихся юридическими лицами и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (территориальные подразделения государственных органов, которые наделены правом осуществления контрольных функций и применения мер принуждения).

С участием граждан, не имеющих статус предпринимателя, рассмотрению в арбитражном суде подлежат дела об отказе, уклонении от регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Согласно п.4 ст.27 АПК заявление по экономическому спору или иному делу, пинятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем в дело привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов отнесены к подведомственности арбитражного суда: дела об обжаловании нормативных актов налоговых органов, таможенных органов, органов местного самоуправления, органов по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц. Ненормативный правовой акт адресован конкретному лицу: споры о признании недействительными решений налоговых, финансовых, таможенных, антимонопольных органов, органов Федеральной службы по финансовым рынкам, органов гос.власти субъектов РФ, органов местного самоуправления о привлечении к ответственности организаций за нарушение соответствующего законодательства, о выделении (об изъятии) земельных участков и т.д.

Дела об административных правонарушениях подведомственны арбитражному суду если:

- участниками споров являются органы, должностные лица, юридические лица и предприниматели;

- административное правонарушение совершено при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

2. Нормативный правовой акт – документ, содержащий обязательные предписания для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение.

Можно выделить следующие правила подачи заявления по делам об оспаривании нормативных правовых актов:

* правом на подачу заявления обладают организации; индивидуальные предприниматели; прокурор, органы гос.власти РФ; органы гос.власти субъектов РФ; органы местного самоуправления;

* нормативный правовой акт должен быть в установленном порядке принят и опубликован;

* оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения нарушают права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

*оспариваемый нормативный правовой акт противоречит закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; арбитражному суду не подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ; дела об оспаривании нормативных правовых актов, признание которых противоречащими закону отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.

 

Заявление об оспаривании нормативного правового акта Федеральной налоговой службы, Федеральной службы в области таможенного дела может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ.

Арбитражному суду следует проверить, имеется ли федеральный закон, который отнес рассмотрение таких дел к его компетенции. Если арбитражный суд не компетентен рассматривать такое дело, то заявление может быть возвращено или производство по делу должно быть прекращено.

Вопрос о принятии заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд, о чем выносится определение, которое направляется не позднее следующего дня лицам, участвующим в деле.

Судьей производятся действия по подготовке дела к судебному разбирательству. Далее судья выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству, которое направляется лицам, участвующим в деле.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются коллегиальным составом судей. При рассмотрении этих дел не допускается участие арбитражных заседателей. Срок рассмотрения этих дел – не более 2 месяцев со дня поступления заявления в суд. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителей гос.органов, органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Об этом указывается в определении о принятии заявления к производству. Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа (на должностных лиц – до 50 МРОТ, на организации – до 1000 МРОТ, на граждан – до 25 МРОТ).

Суд осуществляет проверку акта или его отдельных положений на предмет его соответствия ФКЗ, ФЗ и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Кроме того, суд проверяет полномочия органа или лица по принятию оспариваемого нормативного акта (постановление Правительства РФ по отношению к инструкции Федеральной налоговой службы).

Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования не может быть принят судом, который должен рассматреть дело по существу.

 

Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия, соответственно, такое решение не подлежит обжалованию в апелляционную инстанцию. Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Если до вынесения судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт отменен, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и должно быть принято определение о прекращении производства по делу.

Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется в официальное издание гос.органов, органов местного самоуправления, иных органов в зависимости от того, чей нормативный правовой акт оспорен, и подлежит немедленному опубликованию. Кроме того, решение подлежит опубликованию в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ.

Расходы по опубликованию возлагаются на заявителя, гос.орган, орган местного самоуправления или иной орган в зависимости от того, какое решение принято судом.

 

3. Ненормативный правовой акт – это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме (решение налогового органа о привлечении к ответственности; предписание антимонопольного органа; уведомление органа федерального казначейства).

В заявлении должно быть изложено требование о признании недействительным ненормативного правового акта или о признании незаконными решений, действий органов, должностных лиц.

Законодателем предусмотрен трехмесячный срок для подачи заявления, который исчисляется со дня, когда организации, гражданину стало известно о нарушении их прав и интересов.

К заявлению должны быть приложены:

- текст оспариваемого ненормативного акта;

- доказательства направления копий заявления другим лицам, участвующим в деле;

- доказательства уплаты гос.пошлины;

- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;

- копия свидетельства о гос.регистрации в качестве юридического лица или ИП;

- доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.

 

Установлены следующие правила рассмотрения заявления по делам об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий гос.органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц:

- данная категория дел рассматривается судьей единолично, арбитражных заседателей не привлекают;

- срок рассмотрения – не более 2 месяцев с момента поступления заявления в суд. По делам об оспаривании решений и действий судебного пристава-исполнителя срок рассмотрения – не более 10 дней;

- дело может быть рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, если арбитражный суд не признал их явку обязательной;

- при рассмотрении дел этой категории суд должен установить наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действие права и интересы заявителя;

- обязанность доказывания обстоятельств возлагается на соответствующий орган или лицо.

 

4. Данная категория дел рассматривается по общим правилам искового производства с некоторыми особенностями. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Это могут быть должностные лица налоговых органов; антимонопольных органов; таможенных органов и другие. В заявлении должно содержаться требование органа, должностного лица о привлечении организации, индивидуального предпринимателя к административной ответственности. Заявление подается по месту нахождения организации или месту жительства ИП, в отношении которых составлен протокол об административной ответственности. К заявлению прилагается протокол об административном правонарушении, прилагаемые к нему документы, а также доказательства направления копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол.

При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу – письмом в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

Арбитражный суд возвращает заявление:

- если рассмотрение дела в отношении конкретного административного правонарушения не отнесено к компетенции арбитражного суда;

- если при принятии заявления установлен факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

 

Задачами судов при производстве по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Судья арбитражного суда:

1) назначает время и место рассмотрения дела;

2) определяет круг лиц, участвующих в деле и вызывает их в заседание. В деле участвуют следующие лица:

- юридическое лицо или ИП; - административный орган, составивший протокол; - потерпевший; - его представитель; - защитник; - свидетель; - понятой; - эксперт; - специалист; - переводчик; - прокурор;

3) извещает лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного заседания;

4) определяет предмет доказывания и круг необходимых доказательств, рассматривает вопрос о назначении экспертизы.

 

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей заявления, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При определенных обстоятельствах этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности подписывается судьей, объявляется немедленно и вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба. Копии решения направляются судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле и имеет силу исполнительного документа.

 

5. Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства. Производство возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений гос.органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций. Заявление подается в суд по месту нахождения ответчика.

В НК закреплено право налоговых органов на обращение в суд с заявлением о взыскании с юридических лиц, ИП обязательных платежей, пени, санкций. Такое право может быть реализовано при условии отсутствия иного порядка взыскания, установленного ФЗ.

Статьей 25 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусмотрен судебный порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пени, штрафов с предпринимателей в сумме 5000 рублей, с организаций – 50 000 рублей. Взыскание санкций возможно только в судебном порядке, если сумма превышает 5000 руб. для предпринимателей; 50 000 руб. – для организаций.

Еще одним условием для обращения контролирующего органа в суд с заявлением о взыскании является то, что соответствующее требование об уплате суммы в добровольном порядке не исполнено. Если указанное требование контролирующим органом не направлялось, то заявление должно быть оставлено без рассмотрения.

В заявлении должны быть указаны:

- наименование, размер и расчет суммы платежа, подлежащего взысканию;

- нормы закона, предусматривающие уплату платежа;

- сведения о направлении требования об уплате в добровольном порядке.

По данной категории дел заявители освобождены от уплаты гос.пошлины. При соблюдении требований к заявлению суд принимает его к производству, о чем выносится соответствующее определение. Дела данной категории рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела и принятие решения. Доказательствами по делу могут быть первичные бухгалтерские документы, акты проверок, акты встречных проверок, договоры, налоговые декларации. При рассмотрении дела суд должен установить:

- наличие оснований для взыскания требуемой суммы;

- полномочия контролирующего органа;

- правильность расчета взыскиваемой суммы.

При взыскании недоимок по налогам, пени суд проверяет соблюдение сроков. Пропуск названных сроков влечет оставление заявления без удовлетворения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.