Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И модернизация учебного процесса

 

Период перестройки для МФИ стал не только суровым испытанием, но и демонстрацией сил и мудрости его коллектива. Заслуги института в перестройке высшего финансово-экономического образования и обеспечении высокого качества подготовки специалистов по достоинству оценен органами государственной власти. В 1991г. в соответствии с постановлением Кабинета Министров СССР МФИ был преобразован в Государственную финансовую академию (ГФА). После получения МФИ нового статуса факультеты вуза преобразованы в институты (с правами факультетов).

В постперестроечный период экономическое и политическое положение страны оставалось очень сложным. Возрастала потребность в экономистах высокой квалификации и роль экономических вузов в решении первостепенных задач государства и общества. Высоко оценивая достижения ГФА, руководство РФ Указом Президента Российской Федерации №1184 от 7 октября 1992 г. «О мерах по подготовке кадров для обеспечения деятельности финансово-банковской системы» выдвинуло новые задачи перед вузом, преобразовав его в Финансовую академию при Правительстве российской Федерации.

Первые преобразования в России показали необходимость создания принципиально новых образовате6льных структур. В 1992г. в академии был создан Институт страхования. В 1993г. открыт Институт налогов и налогообложения. К этому времени стало ясно, что в рыночных условиях дальнейшее развитие и укрепление государственных финансов, базирующихся на налоговых доходных источниках, требует подготовки специалистов, в совершенстве знающих экономику и финансы страны. Велением времени было продиктовано также создание в 1994г. Института налоговой полиции (с 2003г. – Институт экономической безопасности) и магистратуры (с 2000г. – Институт магистерской подготовки), в 1996г. – отделения второго высшего образования на базе Института переподготовки и повышения квалификации кадров по финансово-банковским специальностям, в 1997г. – Института финансового менеджмента, в 1999г. – отделения дистанционного (заочного) обучения и экстерната (с 2002г. – Институт открытого образования), а также Международного финансового института XXI века, который стал готовить юристов по финансовому праву и бакалавров экономики (с 2006 г. – Международный факультет экономики и юриспруденции); в 2000г. – Института математических методов в экономике и антикризисного управления; в 1998г. начал подготовку и переподготовку государственных служащих Институт государственной службы, в 2007 г. преобразованный в Высшую школу государственного управления Финакадемии. В 1999–2000 гг. были открыты новые специальности: "Антикризисное управление", "Государственное и муниципальное управление", "Математические методы в экономике", "Налоги и налогообложение", "Юриспруденция", а также направление "Экономика" (бакалавриат). Количество специальностей увеличилось более чем вдвое. Для успешной реализации образовательных программ в этих и ранее открытых институтах созданы новые кафедры: "Страховое дело" (1991г.), "Ценные бумаги и биржевое дело" (1993г.), "Налоги и налогообложение" (1994г.), "Экономическая география и региональная экономика" (1994г.), "Оценка собственности" (1996г.), "Социология" (1996г.).

90-е годы стали периодом создания важных образовательных структур при академии. Располагая преподавателями высокой квалификации, вуз, с одной стороны, участвовал в решении актуальных государственных проблем, а с другой, – накапливал опыт подготовки и переподготовки кадров на внебюджетной основе. В этом одно из ведущих мест стала занимать Международная Московская финансово-банковская школа (ММФБШ), созданная в 1992 г. на базе Московской школы банковского бизнеса при Финансовой академии. Учредителями школы выступили Финансовая академия при Правительстве РФ, Европейский банк реконструкции и развития, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Европейская ассоциация банковского образования, Центр подготовки банковских специалистов Французской ассоциации банков и др. В 1996г. Финансовой академией совместно с академией менеджмента и рынка был создан Институт профессиональной оценки. В 1997 г. Высший финансово-экономический колледж был преобразован в Московский финансово-экономический институт при Финансовой академии.

Начало нового тысячелетия, углубляющиеся процессы глобализации во всех сферах общественной жизни потребовали формирования новых направлений деятельности академии. С 2002г. приступил к реализации программ "МВА – финансы" Институт делового администрирования и бизнеса; повышением квалификации и переподготовки кадров для финансово-банковской сферы стал заниматься Институт повышения квалификации, созданный на базе ИППК; в 2003 г. начал функционировать Институт управления. Возникли новые кафедры: "Государственное, муниципальное и корпоративное управление" (2002г.), "Государственная служба", "Гражданское право и процесс", "Государственно- правовые дисциплины", "Финансовое право" 2003г., "Экономика и антикризисное управление" (2005г.). В 2005г. открыто новое направление "Менеджмент". Значительные коррективы в структуру вуза внес 2005г., когда произошло присоединение к нему 8 финансово-экономических колледжей России, готовящих специалистов со средним профессиональным образованием: Благовещенского, Бузулукского, Звенигородского Московской области, Красноярского, Осташковского Тверской области, Пермского, Ростовского-на-Дону, Уфимского. Они преобразованы в филиалы Финакадемии. В 2004 - 2005 гг. в различных регионах страны был открыт ряд представительств академии с целью обеспечения качественного приема в вуз новых поколений студентов. В том числе в городах: Калининграде, Таганроге, Туле, Черкесске. В 2006 г. в число филиалов Финакадемии вошли также Кировский, Самарский и Ульяновский финансово-экономические колледжи.

Новый период интенсивных структурных изменений и реорганизации начался с избранием 27 октября 2006 г. ректором академии работавшего многие годы проректором по учебной работе, а затем первым проректором М.А. Эскиндарова. Государственная задача перехода к "инновационному обществу", значительно ужесточившаяся конкуренция в образовательной сфере и на рынке труда, предстоящие радикальные изменения, связанные с присоединением к Болонскому процессу, требовали новых решений и новых организационных основ. Главным образом они были подчинены повышению качества подготовки выпускников и конкурентоспособности вуза, превращению его в научно-образовательный комплекс, отвечающий самым высоким международным требованиям. В академии были введены должности проректоров, курирующих вопросы интеграции в Болонский процесс – д.э.н., проф. В.К. Поспелов, бизнес-образования – к.э.н. О.В. Кузнецов, по экономике и финансам – М.В. Самодурова, по информационным технологиям и инновациям – С.М. Зуев. В 2006 г. созданы центры: качества образования, мониторинга качества образования, тестирования, информационно-аналитический.

Институты, обеспечивающие подготовку выпускников с высшим образованием, были преобразованы в факультеты и приобрели более стройную организационную структуру. В частности, с 1 июля 2007 г. были созданы: факультет финансов и кредита путем объединения факультетов финансов, кредита, финансового менеджмента и страхования; факультет менеджмента путем реорганизации факультета математических методов в экономике и антикризисного управления, а также факультета управления и Международного факультета экономики и юриспруденции; факультет математических методов в экономике и анализа рисков путем реорганизации факультета математических методов и антикризисного управления и присоединения к нему факультета экономической безопасности. С 1 сентября 2007 г. на базе Института государственной службы была создана Высшая школа государственного управления (ВШГУ).

Качественно новым шагом в присоединении к Болонскому процессу стало создание в 2007 г. Международного финансового факультета с целью реализации международных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров на английском языке.

Необходимость совершенствования работы с будущим контингентом студентов показала целесообразность создания в 2008 г. факультета довузовской подготовки. Наряду с организацией подготовительных курсов, факультет расширил профориентационную работу в школах, стал проводить олимпиады, творческие конкурсы и т.п.

Система дополнительного профессионального образования, получившая в последнее время название бизнес-образования, еще более упрочила свои позиции в связи с возникновением в 2007 г. Международной школы бизнеса.

В 2008 г. созданы новые кафедры под руководством известных ученых и практиков. Кафедру "Макроэкономическое регулирование" возглавил член-корреспондент РАН, первый заместитель директора Института экономики РАН доктор экономических наук, профессор Д.Е. Сорокин. Предусматривается данную кафедру сделать базовой кафедрой Российской академии наук в Финакадемии. Заведующим кафедрой "Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы" стал известный специалист, директор Департамента Минсоцразвития Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор В.А. Козбаненко. Заведовать кафедрой "Региональная экономика" приглашен академик РАН П.А. Минакир. С целью активизации деятельности и обеспечения роста творческой инициативы преподавателей произошло разукрупнение целого ряда кафедр.

В итоге академия превратилась в мощный образовательный комплекс с разветвленной структурой подготовки кадров:

1.Довузовская подготовка – подготовительные курсы, экономические классы на базе школ и гимназий Москвы, факультет довузовской подготовки, подготовка специалистов со средним профессиональным образованием в филиалах академии;

2. Вузовская подготовка – подготовка на факультетах бакалавров, дипломированных специалистов, магистров;

3.Послевузовская подготовка – аспирантура, докторантура;

4.Дополнительное профессиональное образование - Институты делового администрирования и бизнеса, сокращенных программ, повышения квалификации преподавателей. Высшая школа государственного управления, Международная школа бизнеса, научно-методические и учебно-методические центры.

Осуществляется подготовка и переподготовка специалистов по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения с применением дистанционных технологий и форме экстерната по 3 направлениям, 9 специальностям, 15 специализациям. Одновременно в академии обучается 21 тыс. студентов, аспирантов, докторантов и десятки тысяч специалистов ежегодно проходят переподготовку и повышают квалификацию.

Масштабные структурные изменения в академии сопровождались большими и важными переменами в содержании учебного процесса. В 1992г. началась реализация новых учебных планов многоуровневой подготовки – четырехлетней (на степень бакалавра), пятилетней (дипломированный специалист), шестилетней (на степень магистра). Разработка учебных планов и их выполнение были отражением демократизации системы высшего образования. В соответствии с Уставом академии 1990г. вуз самостоятельно принимал решение о введении новых дисциплин, определял объем часов, отводимых на их изучение; формы работы над курсами и т.д. Большое значение стало придаваться разработке множества дисциплин, читаемых по выбору студентов.

С целью дальнейшей интенсификации учебного процесса в практику последовательно внедрялось проблемное обучение, что способствовало развитию у студентов аналитического мышления и более быстрой адаптации к увеличению объемов учебной информации. Активно использовались формы и методы обучения, максимально приближавшие студентов к реальным ситуациям: деловые и ролевые игры, компьютерные игры, Интернет-трейдинги, лабораторные работы и др. Для занятий применялись учебные площадки в новых финансово-экономических структурах – в аудиторских фирмах, страховых компаниях, налоговых инспекциях, на биржах, в различных банках. Это давало возможность получать нашим студентам высокие профессиональные знания и быть востребованными на рынке труда. Уже в начале 90-х годов на каждого пятикурсника академии поступало несколько заявок из организаций-работодателей.

Залогом такого успеха становился опыт, накопленный несколькими поколениями преподавателей МФИ-ФА, других вузов России, а также интенсивно развивающееся сотрудничество в области образования с вузами передовых держав мира. Тщательное изучение, анализ и сопоставление систем, форм, методов подготовки экономических кадров в нашей стране и за рубежом позволило академии приступить совместно с вузами развитых иностранных государств к реализации программы "двойного диплома". В 1994г. студентка Института налогов и налогообложения И. Олесова впервые в практике Финакадемии была направлена во Францию для обучения по программе "двойного диплома" в Высшей экономической школе Лиона. Это было за 9 лет до подписания Россией Болонской декларации.

Опыт реализации учебных планов в период перестройки и в первой половине 90-х годов способствовал успешному выполнению требований Государственных образовательных стандартов 1996 и 2000 гг. к содержанию основных образовательных программ. При этом неизменно особое значение придавалось качеству подготовки специалистов и учебно-методическому обеспечению занятий. Только в последние пять лет преподавателями академии созданы около 500 учебников и учебных пособий. С целью интенсификации учебного процесса в преподавании широко использовались современные технические средства обучения: компьютеры, мультимедийные проекторы, видеомагнитофоны, электронные доски и т.д. В учебный процесс стали активно внедряться новые образовательные технологии – мультимедийные обучающие курсы, видеофильмы, тестовый контроль, Интернет-ресурсы, электронная почта. Созданы первое поколение собственных электронных учебников, электронная библиотека, открыта видеотека. Замена компьютерного парка новейшими моделями вычислительной техники позволила поднять на более высокий уровень изучение студентами компьютерных технологий. Фонд образовательных компакт-дисков и учебного программного обеспечения составляет более 50 систем.

Совершенствовалась система контроля качества знаний: в 1995–1997 гг. введена письменная форма курсовых экзаменов по всем дисциплинам; в 2001г. внедрены 100-бальная система оценки и рейтинг знаний студентов; с 2003г. на основе компьютерных технологий стал осуществляться мониторинг качества образования.

Наряду с мерами по ужесточению требований к овладению профессиональными знаниями большое внимание стало уделяться обучению студентов основам поведения на рынке труда, развитию у них предпринимательского потенциала, овладению ими практическими приемами и методами работы в конкурентной среде. Этому способствуют студенческий центр открытого предпринимательства, практика в учреждениях финансово-банковской сферы, участие в научно-практических конференциях и т.д.

С марта 2007 г. реализуется поэтапный план перехода на многоуровневую систему подготовки специалистов. Он включает комплекс мероприятий по развитию бакалавриата и магистратуры, разработке и реализации основных образовательных программ и учебных планов, подготовке новых учебно-методических комплексов (УМК) по всем дисциплинам учебного плана, подготовке новых учебников и учебных пособий для бакалавриата и магистратуры, введению системы зачетных единиц (ECTS), переходу от линейной к модульной форме организации учебного процесса. В Финакадемии осуществляется конкурс на инновационные учебники для бакалавриата и магистратуры, часть из которых уже опубликована в 2008 г.

Качество учебного процесса академия неразрывно связывала и связывает с усилением и совершенствованием языковой подготовки студентов. Особенно актуальной задачей является овладение иностранными языками в связи с включением российской системы высшего образования в Болонский процесс. Коллектив кафедры "Иностранные языки" во главе с проф. Л.Г. Ковтун разработал уникальные методики обучения иностранным языкам. Осуществляется переход от базисного освоения студентами языков к профессиональному овладению с учетом выбранных ими специальностей. На международном факультете экономики и юриспруденции часть дисциплин преподается на английском языке. Студенты факультета международных экономических отношений в соответствии с учебным планом овладевают двумя языками, а желающие могут изучать и третий язык. В результате многие наши выпускники не испытывают проблем в обучении в зарубежных образовательных центрах, в работе с иностранными организациями или на совместных предприятиях. Они востребованы и всюду достойно представляют Финакадемию.

Интеграция в Болонский процесс, овладение новейшими информационными технологиями, реализация международных образовательных программ потребовали качественно новой языковой подготовки профессорско-преподавательского состава. Кафедра иностранных языков совместно с Институтом повышения квалификации преподавателей начали осуществление долговременной программы по совершенствованию языковой подготовки преподавателей и сотрудников Финакадемии. Неуклонный рост объема работы кафедры иностранных языков и перспективы ее развития были обстоятельно проанализированы руководством академии. В итоге на базе кафедры в 2008 г. создан Центр иностранных языков во главе с заместителем проректора Финакадемии по языковой подготовке. Им стала Л.Г. Ковтун.

Уровень подготовки специалистов, достигнутый в результате всех этих преобразований, заслуженно получает высокую оценку не только работодателей, но и наших коллег из родственных вузов России, зарубежных стран, а также компетентных контрольных органов в системе высшего образования страны. Академия уже трижды, в 1994, 1999, 2005гг. с большим успехом прошла процедуру лицензирования, аттестации и аккредитации.

Напряженная творческая работа многочисленного коллектива в последующие годы обеспечила готовность Финакадемии принять в 2007 г. новую и еще более сложную программу дальнейшего комплексного развития вуза "Создание инновационной системы образования для подготовки финансистов – лидеров конкурентной экономики". В этом большом и сложном деле предстоит изменение подходов к организации образовательного процесса, смена идеологии подготовки специалистов финансово-банковской сферы, дидактических и методических приемов работы со студентами.

В решающей степени такое стало возможным благодаря усилиям преподавателей вуза, их высокому профессионализму, педагогическому мастерству, настойчивому, повседневному труду. В настоящее время в академии трудится свыше 830 преподавателей. Из них 75% имеют ученые степени и ученые звания. 130 человек – доктора наук, профессора. Более 50 штатных преподавателей являются действительными членами различных международных и российских академий. Они целиком и полностью отдают себя работе и получают признательность. С особым желанием стремятся сегодня студенты на лекции профессоров П.В. Тальминой, В.К. Поспелова, О.И. Лаврушина, А.Ю Юданова, Б.М. Смитиенко, В.А. Бывшева, И.Ю. Беляевой, Л.И. Гончаренко, Е.В. Маркиной, З.Д. Бабаевой, М.В. Мельник, Д.В. Чистова, Я.М. Миркина, М.М. Скибицкого, Я.А. Пляйса, Г.Г. Силласте, Г.В. Сергеевой, Г.В. Кулининой и других. Их обширные знания, эрудиция не только дают возможность глубоко усваивать изучаемые дисциплины, но и наслаждаться общением с этими людьми.

Традиционно в академии ведут занятия высококвалифицированные практики и ученые. Преимущественно это – выпускники МФИ-ФА разных лет: Директор Департамента регулирования государственного финансового контроля аудиторской деятельности бухгалтерского учета Минфина РФ, проф. Л.З. Шнейдман; Директор Департамента банковского регулирования и надзора Банка России проф. А.Ю. Симановский; Аудитор Счетной Палаты РФ, проф. В.Г. Пансков; "ЮКОС", депутат государственной думы РФ, проф. В.А. Тарачев; заведующий отделом валютных проблем и финансов иностранных государств НИФИ Министерства финансов РФ, проф. Д.Д. Бутаков; Президент палаты налоговых консультантов РФ проф. Д.Г. Черник; советник руководителя Федерального руководителя Федерального агентства "Росатом", проф. А.А. Астахов; заместитель Руководителя Федеральной налоговой службы РФ, проф. В.В. Гусев; генеральный Инспектор инспекции №1 главной инспекции и кредитных организаций Банка России, проф. В.Б. Зайцев и другие. Их опыт и знания помогают подготовить вполне сложившихся и способных к успешной практической работе выпускников.

Результатом многолетних усилий преподавателей была и остается качественная учеба студентов. Они увлеченно постигают специальные дисциплины, успешно овладевают иностранными языками, ведут научные исследования и общественную работу, занимаются в творческих коллективах, принимают активное участие в олимпиадах и неизменно побеждают. Заинтересованная многогранная активность студентов дает им и моральное удовлетворение и качественную профессиональную подготовку. Дипломы с отличием получает практически каждый четвертый выпускник академии.

Очевидные успехи выпускников академии выдвигают вуз на передовые позиции не только в России, странах СНГ, но и обеспечивают известность в развитых странах мира. По свидетельству отечественных и зарубежных средств массовой информации, рейтинг Финакадемии среди экономических вузов страны стабильно высокий. Она неизменно входит в первую пятерку.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура подготовки кадров | Научные исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.