Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные исследования

Высокопрофессиональный кадровый потенциал преподавателей МФИ-Финакадемии традиционно обеспечивал вузу ведущую роль в научно-исследовательской деятельности по проблемам реализуемых образовательных программ. Но глубокий экономический кризис начала 90-х годов до предела осложнил ситуацию в научных кругах. Вузовская наука, как и академическая, переживала большие трудности в связи с сокращением бюджетных ассигнований на ее развитие. Росла инфляция. В 1992 г. 90 тысяч ученых страны ушли в коммерческие структуры, а численность научно-педагогических кадров сократилась на 27 %. Среди покидающих вузы талантливых и перспективных ученых встречались и преподаватели Финакадемии. Однако это были единицы. Основной состав профессоров, доцентов, старших преподавателей, ассистентов оставался верен своему делу и своему вузу.

Анализ особенностей научно-исследовательской работы в 90-е годы свидетельствует о значительной её интенсификации. В этот период разрабатывались комплексные темы: "Товарно-денежные отношения и рынок в современных условиях", "Финансы в условиях рыночной экономики", "Банки в условиях рыночной экономики", "Проблемы международных валютно-кредитных и финансовых отношений", "Формы и методы повышения эффективности экономики предприятий и отраслей народного хозяйства в условиях перехода к рыночным отношениям" и т.д. Органической частью научной работы кафедр было участие в исследовании прикладной тематики. Как правило, изыскания проводились в содружестве с работниками Минфина СССР и РФ, НИФИ, Госбанка и Стройбанка СССР, позднее с представителями Внешторгбанка, Министерства внешней торговли, множества различных организаций и предприятий, с учеными значительного количества родственных вузов России и зарубежных стран.

В ходе проведенных исследований экономическая наука была обогащена современными идеями, положениями и выводами, которые были положены в основу многочисленных монографий, учебников и учебных пособий, сборников научных статей, научных альманахов, рекомендаций, и их внедрения в практику.

Исследование комплексных тем в сочетании с десятками госбюджетных и хоздоговорных позволяло преподавателям глубоко разбираться в процессах, происходящих в стране, а ведущим ученым – принимать участие в разработке основных направлений экономической политики государства, планов развития страны, определении параметров государственного бюджета, в решении других актуальных проблем. Руководящие органы страны нередко привлекали для обсуждения крупных государственных задач ученых старшего поколения таких, как В.С. Геращенко, М.С. Атлас, Д.С. Моляков, С.Б. Барнгольц, В.И. Лисовский и других.

В последующие годы участие ученых академии в решении экономических проблем России стало системой. Они выступали и выступают экспертами в оценке программных документов, принимаемых Правительством, министерствами и ведомствами; законодательных актов, выносимых на обсуждение Государственной думы и Совета Федерации РФ. Ежегодно в соответствующие органы власти и экономические структуры направляются 25-30 экспертно-аналитических материалов. И каждый из них – свидетельство высокого профессионализма и ответственности авторов, скрупулезности их работы, честности и мужества.

Славные страницы вписали в развитие экономической науки преподаватели Финакадемии известные ученые и педагоги Заслуженные деятели науки Российской Федерации М.С. Атлас, С.Б. Барнгольц, Н. И. Валенцева, А.Г. Грязнова, О.В. Голосов, Л.Н. Красавина, О.И. Лаврушин, М.В. Мельник, Д.С. Моляков, В.М. Родионова Т.Г. Семенкова, Г.Г Силасте,.А.С. Солодовников, Л.П. Павлова Э.А. Уткин, М.А. Эскиндаров; Заслуженные экономисты России М.З. Бор, Я.М. Миркин, Г.П. Солюс, П.В. Тальмина, М.А. Федотова; Заслуженные работники высшей школы Российской Федерации Н.Н. Думная, В. П. Косарев, В.Н. Салин, Б.М. Смитиенко, В.Н. Сумароков; доктора экономических наук, профессора В.Г. Гетьман, П Ф. Ипатов, С.А. Ленская, И.Д. Мамонова, П.С. Никольский, В.С. Рожнов, А.Ю. Юданов и многие другие. Большой вклад в организацию и развитие научно-исследовательской деятельности внесли в разные годы крупные ученые, проректоры по научной работе В.С. Рожнов, В.Н. Сумароков, В.С. Бард. В настоящее время это сложное и ответственное направление работы возглавляет д.э.н., проф. М.А. Федотова.

Сегодня академия – крупный научный центр. Обладая высоким научным потенциалом, она занимает одно из ведущих мест в разработке актуальных проблем экономического развития России. В настоящее время центральное место в научно-исследовательской работе занимают проблемы построения инновационной национальной системы, модернизации российской экономики и финансово-экономического образования.

Научные исследования в академии проводятся во всех отраслях финансово-экономической науки. Успешно развиваются получившие широкую известность научные школы:

"Международное движение капитала, международные валютно-финансовые и кредитные отношения" (д.э.н. М.А. Эскиндаров, д.э.н. Б.М. Смитиенко, д.э.н. Л.Н. Красавина);

"Финансы инновационной экономики, налоговая и страховая системы в России" (д.э.н. В.М. Родионова, д.э.н. Л.П. Павлова, д.э.н. Л.А. Орланюк-Малицкая);

"Денежно-кредитные отношения и банки" (д.э.н. О.И. Лаврушин, д.э.н. И.Д. Мамонова, д.э.н. И.В. Ларионова);

"Финансовые рынки России" (д.э.н. Я.М. Миркин, д.э.н. Б.Б. Рубцов, д.э.н. А.Б. Фельдман);

"Оценочная деятельность" (д.э.н. М.А. Федотова);

"Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности" (д.э.н. В.Г. Гетьман, д.э.н. М.В. Мельник, д.э.н. Р.П. Булыга);

"Государственное, муниципальное и корпоративное управление, корпоративные финансы" (д.э.н. М.А. Эскиндаров, д.э.н. И.Ю. Беляева, д.э.н. А.Л. Денисова);

"Экономическая теория и особенности функционирования рыночной системы в России" (д.э.н. А.Г. Грязнова, д.э.н. Н.Н. Думная, д.э.н. А.Ю. Юданов) и другие.

Координацию их деятельности осуществляет созданный в 2006 г. под руководством ректора Финакадемии М.А. Эскиндарова Совет по науке.

В последние годы внимание ученых было сосредоточено на разработке масштабных комплексных тем: "Финансово-экономические основы устойчивого и безопасного развития России в XXI веке", "Пути развития финансово-экономического сектора России" и выполнении хоздоговорной тематики. Только лишь в 2007г. выполнено 24 научных проекта. В том числе для Администрации президента Российской федерации, Министерства образования и науки России,, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы по финансовым рынкам, Московского комитета по науке и технологиям, НИИ Счетной палаты, Департамента имущества г. Москвы, ОАО "Аэрофлот", ОАО "РАО ЕЭС России", ОАО "Лукойл", ОАО "РЖД", "Газфонда", ООО "Росгосстрах". Большой интерес вызывают у многих организаций исследование учеными Финакадемии проблем управления интеллектуальной собственностью и высокотехнологичным бизнесом.

Приоритетными исследованиями являются работы, выполняемые по заказу Администрации Президента РФ, Правительства Российской Федерации в интересах интенсификации инновационной экономики. Основные темы исследований посвящаются проблемам регулирования инфляции, повышения конкурентоспособности российского финансового рынка, тенденций и перспектив развития бюджетной сферы, налогообложения в различных сферах экономической деятельности, оптимизации моделей использования Стабилизационного фонда.

Значительный вклад вносят в разработку научных проблем Центр фундаментальных и прикладных исследований под руководством д.э.н., проф. Л.Н. Красавиной, созданный в 2001 году; с 2004 года - Центр исследования финансовых проблем под руководством д.э.н., проф. В.М. Родионовой и Международный центр научных исследований и консультаций по налоговым проблемам – во главе с д.э.н., проф. Л.П. Павловой. В 2008 году научные центры были объединены в Институт финансовых рынков и прикладной экономики под руководством д.э.н., проф. Я.М. Миркина.

Существенно растут объемы проводимых исследований. За последние пять лет в академии выполнено в общей сложности 170 научно-исследовательских проектов, издано 632 монографии, учебников и учебных пособий. В подготовке нового поколения учебной литературы важное значение придается использованию компьютерных технологий, в том числе созданию электронных учебников и учебных пособий.

Постоянно увеличивается объем финансирования научных работ, выполняемых учеными Финакадемии. Так, в 2004 г. он составлял всего 20 млн руб., в 2005 г. - 50 млн руб., в 2006 г. - 95 млн руб., а в 2007 г. уже превысил 150 млн руб. Изменения происходят в системе финансирования научных исследований. Наряду с бюджетным и хоздоговорным осуществляется финансирование проектов научным фондом Финакадемии. Целью его формирования является поддержка фундаментальных и прикладных научных исследований, укрепление их связи с образовательным процессом, обеспечение воспроизводства преподавательских кадров Финакадемии, отвечающих по своей квалификации международным стандартам, а также привлечение новых источников финансирования для поддержки академической деятельности вуза.

Свидетельством теоретической и практической значимости целого ряда работ явилось присуждение их авторам различных премий и дипломов. Среди них – первый фундаментальный научный "Финансово-кредитный энциклопедический словарь" под ред. А.Г. Грязновой, монографии "Банковская система России. Настольная книга банкира" под рук. А.Г. Грязновой, "Мировые рынки ценных бумаг" Б.Б. Рубцова; учебники "Оценка бизнеса" под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой, "Статистика финансов" под ред. В.Н. Салина, "Микроэкономика" под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова, "Банковское дело" авт. колл. под рук. О.И. Лаврушина, "Управление деятельностью коммерческого банка" под. ред. О.И. Лаврушина, "Экономическая информатика" под ред. В.П. Косарева и Л.В. Ереминой, "Экономика организации (предприятия)" под ред. Н.А. Сафронова, "Финансовый учет" под ред. В.Г. Гетьмана, "Философия" М.В. Вальяно, "Введение в экономическую географию и региональную экономику России" под ред. В.Г. Глушковой, А.А. Виноградовой; учебные пособия – "Отечественная история IX-XX вв." Н.Е. Петуховой, С.Л. Анохиной, "Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов" Р.А. Кучукова и другие.

Академия гордится каждой работой, изданной её преподавателями. Творческое наследие ученых нашего вуза старательно собирается сотрудниками Библиотечно-информационного комплекса и создается специальный фонд литературы, изданной в разные годы преподавателями МФИ-Финакадемии. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч единиц.

Одним из важных направлений развития научно-исследовательской деятельности является работа преподавателей над кандидатскими и докторскими диссертациями. В этом особая роль принадлежит аспирантуре, действующей с начала образования МФИ и докторантуре, открытой в 1988 году. Подготовка аспирантов и докторантов осуществляется по 11 научным специальностям в области экономических, юридических, социологических и политических наук. Всего в аспирантуре Финакадемии обучается около 400 аспирантов. Ключевую роль в определении направлений развития и совершенствования научной деятельности, обеспечении научного руководства исследованиями играет Ученый совет академии, пять ученых советов по специальностям и совет по гуманитаризации образования.

Среди основных задач, решаемых в настоящее время руководством Финакадемии, является не только активное вовлечение, но и стимулирование притока молодежи в науку, в сферу образования и высоких технологий. Этому способствует новое положение о материальном и моральном стимулировании преподавателей академии, в соответствии с которым учитываются конкретные достижения каждого в учебном процессе и научных исследованиях. Важная роль в финансовом обеспечении новой системы оплаты труда преподавателей отводится Эндаумент-фонду, созданному по инициативе ректора академии М.А. Эскиндарова в 2007 году.

Создание условий для развития научно-исследовательской деятельности и содействия профессиональному росту молодых ученых является приоритетной задачей Совета молодых ученых, который начал действовать в 2006 году.

Повышению уровня научной работы преподавателей, интеграции академии в российское и мировое научное сообщество способствует проведение на базе нашего вуза многочисленных конгрессов, конференций, семинаров, круглых столов; рандеву международного и всероссийского уровня. В последние три года в Финакадемии состоялось 80 научных мероприятий. Среди них – наиболее масштабные и ставшие уже традиционными международные научно-методические конференции, страховые Рандеву, Международные конгрессы оценщиков, "круглые столы" по актуальным проблемам финансово-банковского сектора экономики и другие. В последние годы в Финакадемии получила развитие организация постоянно действующих научно-практических семинаров по проблемам новой экономики, финансового рынка, актуарных расчетов, оценочной деятельности, корпоративного управления и др., работой которых руководят крупные ученые в данных областях. Всё это свидетельствует о том, что академия достойно выполняет миссию одного из ведущих научных центров страны.

Особое значение в МФИ-ФА всегда придавалось вовлечению студентов в научно-исследовательскую работу.

Успехи начинающих исследователей в значительной мере зависят от научных руководителей – терпеливых наставников и помощников. А такие люди в нашем вузе были всегда. Большую лепту в подготовку будущих учёных внесла в рассматриваемый период д.э.н. проф. Н.И. Валенцева, более 10 лет НСО возглавляет к.филос.н., проф. Н.М. Кишлакова.

Лучшие студенты, наиболее успешно работавшие в НСО, получали рекомендацию в аспирантуру, а по ее окончании – оставались преподавать в институте. Это давало возможность обеспечивать высокий уровень подготовки педагогических кадров и создавать ядро преподавательского коллектива, которое составляет около 40% общей его численности. Именно эти люди становились тем связующим звеном поколений в вузе, которое с годами не позволяло утрачивать все лучшее, что накапливалось в подготовке высокопрофессиональных специалистов-экономистов. Забота о пополнении педагогического коллектива молодыми талантливыми выпускниками является одной из главных и сегодня. В настоящее время на кафедрах академии действует более 60 кружков, проблемных групп и дискуссионных клубов. В их работе участвует около половины контингента студентов. Проводятся традиционные "Недели науки". Финакадемия стала базовым вузом для проведения заключительного этапа Всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ по основным специальностям, а также международной олимпиады по объектно-ориентированному программированию.

Значительная часть студентов принимает участие в межвузовских и международных студенческих конференциях, проводимых Финакадемией и другими вузами. Десятки и сотни из них добиваются значительных успехов, представляя свои исследования на различные Всероссийские конкурсы и выставки. Например, участвуя в IX Международной выставке "ЭКСПО-Наука 2003", наши студенты завоевали 10 медалей и дипломов Российской академии наук. В последние годы золотые медали РАН получили студенты Ю. Пыхтин, В. Быстрых, О. Борисов, Д. Антропов, В. Назаров, О. Мардаровская, Р. Милакин, Е. Степаненко.

Тематика исследований студентов во многом носит инновационный характер. Так, например, студентка Д. Вересова была удостоена золотой медали и премии на "Конкурсе-2006 на соискание медалей Российской академии наук" за работу "Оценка эффективности государственных управленческих решений в сфере управления государственной собственностью" (н. рук. – к.э.н., доц. O.B. Панина). Студентка М. Бобрик в 2007 г. за работу "Оптимизационная модель деятельности коммерческого банка в инновационной экономике" (н. рук. – д.э.н., проф. В.А. Бывшев) получила диплом Международного научного фонда экономических исследований академика Н.П. Федоренко и диплом Вольного экономического общества России. Диплома I степени на V Международной конференции молодых ученых "Инновационная экономика в современной России: проблемы, пути и перспективы достижения (2007)" за доклад "Налоговые льготы как фактор роста инновационной экономики" была удостоена студентка К. Церенова (н. рук. – к.э.н., доц. М.Р. Пинская). Лауреатом премии "Талантливая молодежь" (2007 г.) за работу "Эндаумент-фонды: анализ зарубежной практики и концепция российского эндаумента" стала Е. Ненахова (н. рук. – д.э.н., проф. Я.М. Миркин и к.э.н., доц. Л.Н. Андрианова).

Научно-исследовательская работа студентов находит отражение в различных изданиях: профильных журналах, кафедральных научных сборниках и альманахах, в журнале "Вестник Финансовой академии". Эти публикации являются хорошим заделом для дальнейшей научной и педагогической деятельности выпускников.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И модернизация учебного процесса | Международное сотрудничество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.