ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ БЕЛКОВ, УГЛЕВОДОВ, ЖИРОВ, МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ И ВИТАМИНОВ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Лекция начинается с объявления темы и цели занятия, учебных вопросов и рекомендуемой для самостоятельного изучения литературы.
Во введении преподаватель должен показать обучаемым, в какой области их дальнейшей трудовой деятельности они смогут использовать знания, полученные на данном занятии. Обязательно необходимо увязать материал данного занятия с другими дисциплинами, изучаемыми на кафедре.
Контрольный опрос рекомендуется провести в устной форме по материалу лекции № 3 с привлечением 10... 15% студентов.
Далее следует рассмотрение плановых вопросов лекции.
После объявления названия вопроса преподавателю следует в краткой форме сформулировать основные положения или понятия, которые студенты должны уяснить после рассмотрения данного вопроса. Для активизации мыслительной деятельности обучаемых рекомендуется постановку вопроса осуществлять в проблемной форме. В некоторых случаях можно проводить дискуссионное обсуждение какого-либо этапа лекции.
Для усиления наглядности изучаемого вопроса следует использовать различные виды технических средств обучения.
Интерес к изучаемому вопросу значительно повышается, если преподаватель приводит в лекции конкретные примеры, связанные с конкретными производствами пищевых продуктов.
По окончании рассмотрения каждого учебного вопроса следует подвести итог или сделать конкретные выводы по изучаемому материалу.
Лекцию завершает заключение, в котором преподаватель подводит итоги по всему занятию.
Организм человека состоит:
1) белков (19,6%);
2) жиров (14,7%);
3) углеводов (1%%);
4) минеральных веществ (4,9%);
5) воды(58,8%).
Организм расходует эти вещества на:
1) образование энергии, необходимой для функционирования внутренних органов, поддержания тепла;
2) осуществления всех жизненных процессов, в том числе физической и умственной работы.
№
Основные пищевые вещества
Физиологическое значение пищевых веществ
Энергетическая ценность 1г пищевого вещества
Суточная норма потребления
Содержание
в пищевых продуктах
1.
Белки
Служат пластическим материалом, из которого строятся клетки, ткани и органы тела человека. Составляют основу гормонов, ферментов, антител, способствуют нормальному обмену в организме витаминов и минеральных солей
4 ккал
Суточная норма 70 – 100 г.
При недостатке наблюдается нарушение синтеза гормонов, ферментов, антител.
Белок в организме человека образуется беспрерывно из аминокислот (незаменимых и заменимых), поступающих в клетки в результате переваривания белка пищи. Незаменимые аминокислоты (лейцин, аргинин, триптофан лизин, метионин, фенилаланин, изолейцин, треонин и валин) не синтезируются в организме и должны обязательно поступать с пищей (продуктах животного происхождения). Заменимые аминокислотымогут синтезироваться в организме человека из других аминокислот.
Полноценный белок содержит все восемь незаменимых аминокислот (молоко, мясо, птица, рыба, яйца), а растительные продукты содержат меньше белков - неполноценный белок (кроме сои).
2.
Жиры
Используются организмом как источник энергии. Снабжают организм витаминами А и D. Защищают внутренние органы, откладываясь после покрытия потребности организма. Жир является основным резервом энергии и используется организмом при усиленной физической работе.
9ккал
Суточная норма 60-154г.
При недостатке жира наблюдаются нарушения со стороны нервной системы, снижается иммунитет.
Жир образуется из глицерина и жирных кислот (насыщенные и ненасыщенные). Насыщенные жирные кислоты легко синтезируются в организме и отрицательно влияют на жировой обмен, функцию печени, способствуют развитию атеросклероза, т.к. повышают содержание холестерина в крови (содержатся в бараньем, говяжьем и кокосовом масле).
Ненасыщенные жирные кислоты называют витамином F (принимают активное участие в холестериновом обмене, повышают эластичность кровеносных сосудов, предупреждают образование тромбов). Эти кислоты в организме человека не синтезируются и должны вводиться с пищевыми жирами (содержатся в свином жире, подсолнечном и кукурузном масле, жире рыб).
3.
Углеводы
Служат основным источником энергии, используемой в процессе мышечной деятельности человека. Входят в состав клеток и тканей. Содержатся в крови в виде гликогена (животного крахмала в печени).
4ккал
257-586 г.
Источником углеводов являются растительные продукты (в виде моносхаридов, дисахаридов и полисахаридов). Моносахариды –простые углеводы:
- глюкоза (источник энергии) содержится во многих плодах и ягодах;
- фруктоза необходима при заболевании диабетом, она не повышает уровня сахара в крови. Содержится в мёде, яблоках, грушах, арбузе, смородине и т.п.
- галактоза является составной частью молочного сахара (лактозы), не повышает уровня сахара в крови.
Дисахариды – сладкие на вкус, растворимые в воде.
- сахароза (свекловичный сахар) человек употребляет в основном в виде сахара, кроме того она содержится в свекле, моркови, сливах, абрикосах, бананах.
- лактоза (молочный сахар) в организм поступает с молоком и молочными продуктами, благоприятно действует на развитие молочно-кислых бактерий в кишечнике.
- мальтоза (солодовый сахар) в природных пищевых продуктах не содержится.
Моно- и дисахариды (промежуточный продукт) легко усваивается организмом и быстро покрывают энергетические затраты при физических нагрузках. Избыточное потребление простых углеводов может привести к повышению уровня сахара в крови, к развитию атеросклероза и ожирению.
Полисахариды –это сложные углеводы. Состоящие из многих молекул глюкозы. Не растворимые в воде. Обладают несладким вкусом.
- крахмал в организме человека под действием ферментов расщепляется до глюкозы. Постепенно удовлетворяя потребность организма в энергии на длительный период. Содержится в крупах. Хлебе, макаронах, картофеле.
- гликоген в небольших количествах содержится в пище животного происхождения (печени. мясе). В процессе пищеварения расщепляется до глюкозы. В организме человека накапливается в печени в виде запасного материала.
- клетчатка в организме человека не переваривается. Но проходя по органам пищеварения стимулирует перистальтику кишечника, выводит из организма холестерин. Создаёт условия для развития полезных бактерий, содержится во всех растительных продуктах.
- инулин в организме человека расщепляется до фруктозы, содержится в топинамбуре, корне цикория.
- пектиновые (углеводоподобные вещества), попадая в организм человека стимулируют процесс пищеварения и способствуют выведению шлаков из организма, пектиновых веществ много в яблоках, сливе, крыжовнике, клюкве.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление