КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Главные черты ЭГП СЗФО
Экономико-географическое и транспортно-географическое положение СЗФО как экономический потенциал региона Экономический потенциал СЗФО Экономико-географическое положение СЗФО как составляющая экономического потенциала региона. Лекция 4. Экономический потенциал СЗФО. Важнейшим фактором развития федерального округа следует считать его экономический потенциал. Под экономическим потенциалом федерального округа будем понимать возможности регионов, входящих в его состав, в достижении цели стратегического социально-экономического развития за счет концентрации всех имеющихся факторов производства, сырьевых, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Исходя из принятого определения, экономический потенциал может характеризоваться совокупностью природно-ресурсного, промышленного, транспортного и человеческого (трудового) потенциалов. Традиционно при характеристике региона используются сведения о географическом положении, размерах территории, природных ресурсах, населении, административном устройстве и др. Мы основываемся на определении региона или региональной системы как триады «природа-население-хозяйство» плюс пространственный фактор. Под пространственным фактором будем понимать физико-географическое положение региона как данность, влияющее на его ЭГП и ПГП. Таким образом, ниже рассмотрим экономический потенциал СЗФО и дадим оценку его ФГП, ЭГП. Основой хозяйства Северо-Западного федерального округа является использование богатого природно-ресурсного потенциала и выгодного экономико-географического положения макрорегиона. Наличие в округе значительных минерально-сырьевых и топливных запасов, а также водных и лесных ресурсов является важным фактором его экономического развития в условиях формирования рыночной экономики. Географическое положение и площадь территории, особенно в условиях России, часто является наиболее важным (определяющим) потенциалом для ее развития. Экономико-географическое положение (ЭГП) постоянно меняется, т.к. оно связано с развитием территории. К благоприятным природно-климатическим условиям часто относят не только центральные районы России, но и Северо-Запад – Псковскую, Новгородскую, Ленинградскую, Калининградскую области. Суровые природно-климатические условия определили экономику Европейского Севера. Территория округа - 1677,9 тыс. км2 (9,8% от площади России в целом). Центр СЗФО - город федерального значения Санкт-Петербург (субъект РФ). 1. СЗФО занимает окраинное и пограничное положение, имея выходы к двум океанам: Атлантическому (через Балтийское море) и Северный Ледовитый (через Белое, Баренцево и Карское моря). Северо-Западный федеральный округ - единственный из федеральных округов России, который непосредственно граничит со странами Европейского Союза, Центральной и Северной Европы - Норвегией, Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Белоруссией. Россия и Норвегия координируют работу в Баренцевом море, отлов рыбы, добычу топливных ресурсов, а также использование Северного морского пути. 2. На его территории располагается северная столица России – Санкт-Петербург. Эти два фактора дополняя друг друга сыграли важнейшую роль в формировании особенностей населения и экономики региона. Так, например, экономика Санкт-Петербурга формировалась и развивалась на привозном сырье. Балтийское море играло роль связующего звена в развитии отношений с зарубежными партнерами. Близость к Западной Европе, удобство торговли и рыболовства. Территории СЗФО принадлежит крайняя западная точка России – 19 град. 38 мин в.д. в Балтийском море Калининградской обл. Внутренними соседями округа на юге юго-востоке являются соответственно Центральный и Приволжский федеральные округа, на востоке Уральский – наиболее мощные в хозяйственном отношении, они сосредотачивают более 50% населения страны, а также основных фондов экономики и производимой продукции. Подобное соседство благоприятно сказывается на регионе. Через Балтийское, Баренцево, Белое моря округ имеет широкий выход в акваторию Северной Атлантики. В последние годы все активнее развивается Северный морской путь, связывающий Европейскую часть России с восточными регионами. Примерно 1/6 СЗФО пересекается полярным кругом, что накладывает влияние на хозяйственную деятельность, жизнь и здоровье людей. Так в Мурманске полярная ночь (когда солнце не восходит над горизонтом) и полярный день (когда солнце не заходит за горизонт) длится 45 суток. Приполярные районы региона имеют крайне малую продолжительность теплого периода: менее 60 дней. В республике Карелия, на юге Архангельской области и Республике Коми – от 60 до 90 дней, а в СПб, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской области – от 120 до 150 теплых дней. Калининградская обл. имеет от 150 до 180 теплых дней. Это обусловливает особенности хозяйственной деятельности. Как отмечалось выше в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях повышенная стоимость жизни вследствие повышенных затрат на производство продукции, и повышенную энергоемкость хозяйственной деятельности. Большое значение имеет для экономики Мурманской обл. теплое течение Гольфстрим (Северо-Атлантическое течение), которое обусловливает работу не замерзающего порта Мурманск в течение всего года. СЗФО богат различными полезными ископаемыми, важнейшими природными ресурсами. Европейский Север называют кладовой России. Богатства региона обеспечивают не только потребности собственной территории, но и активно экспортируются. Данный вопрос рассмотрен выше. Транспортно-географическая составляющая местоположения большинства субъектов РФ, входящих в состав СЗФО, весьма благоприятная, но значение ее уменьшается в направлении с запада на восток. Основные грузопотоки формируются в республике Карелии, Вологодской и Ленинградской областях и Санкт-Петербурге. Важнейшее место в развитии автотранспорта занимают внешние автомобильные перевозки. На СЗФО приходится 20 % всех ввозимых автотранспортом в Россию импортных грузов и 50 % - вывозимых автотранспортом экспортных грузов. Перевозки грузов за рубеж осуществляются через 29 пунктов пропуска. Наиболее напряженные движения осуществляются через пункты республики Карелия (Мягиярви, Инари и др.) и Псковской области (Дрозды, Морозовский). Осуществляется движение на границах сопредельных государств: Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии, Польши, Беларуси. Благоприятное экономико-географическое и геополитическое положение региона позволило сформировать настоящую сеть автомобильных дорог. Она представляет собой опорный каркас (ОК) территории, включающий 16 дорог федерального направления и ряд дорог регионального значения. Несколько трасс федерального значения включены в состав панъевропейского коридора Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва-Киев-Кишинев. Протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории СЗФО составляет 75 257 км, в том числе федеральных дорог – 5 233 км, региональных дорог – 70 024 км или соответственно 7% и 93% от общей протяженности дорог. Ряд магистралей включен в состав Европейсколй сети: Е-105 «Кола», «Россия», «Печенга»; Е-77 «Калининград-граница Латвии, Е-95 Санкт-Петербург-граница Беларуси; Е-18 «Скандинавия» и др. Железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния. Ж/д транспорт занимает ведущее положение в транспортной системе СЗФО. Крупным ж/д узлом является Санкт-Петербург, от которого берут начало 12 магистралей на Москву, Урал, в Беларусь и на Украину и другие направления. Большое значение имеет магистраль Санкт-Петербург — Череповец — Вологда — Пермь, соединившая промышленные районы Севера и Урала. Железнодорожная линия Санкт-Петербург - Мурманск соединила два крупных портовых города. Немаловажное значение имеет магистраль Санкт-Петербург – Таллин-Рига-Калининград. Меридиональные линии представлены железнодорожными магистралями Москва - Архангельск, Волхов - Петрозаводск - Мурманск. Широтные линии: Санкт-Петербург - Череповец - Вологда - Киров - Екатеринбург, Обозерская – Беломорск связали северную и северо-западную части округа с Уралом, Сибирью, Северную и Октябрьскую ж/д. Магистраль Коноша – Котлас - Воркута – Салехард – Лабытнанги соединила Федеральный округ с Западной Сибирью. Внешнеэкономические связи со странами Скандинавии осуществляет ж/д магистраль Санкт-Петербург – Хельсинки. Огромное значение в развитии ж/д транспортной системы имеет Октябрьская ж/д (ОЖД). На ее долю приходится более 8 % грузооборота и 12 % пассажирооборота. Она протянулась через 6 субъектов СЗФО. Большое значение в грузообороте занимает перевозка леса, минеральных удобрений, железной руды и продовольствия. ОЖД обслуживает не только внутренние, но и международные направления, обеспечивая связь со странами Зарубежной Европы, Балтии и Украины. Особое направление – создание высокоскоростных ж/д магистралей. Примером может служить проект магистрали Москва - Санкт-Петеррбург. Она была спроектирована как сугубо пассажирская, со скоростью движения поездов 300-350 км/ч и затратами времени около 3-х часов – поезд Сабсан. Строительство подобных магистралей связано со значительным экологическим ущербом. При закладке подобных дорог отводится полоса земли шириной 30-45 м, в которой ведутся разнообразные работы. Следовательно, на каждую 1000 км ж/д полотна уничтожается 45 кв км естественного растительного покрова. Но ж/д транспорт значительно чище других. Он выбрасывает в 20 раз меньше вредных веществ, нежели автомобильный, в 640 раз меньше, чем авиационный. Большое значение для региона имеют также Северная ж/д, связывающая Санкт-Петербург с Вологодской, Архангельской областью и республикой Коми, и Калининградская ж/д, соединяющая Калининградскую область с Россией. В начале XVIII в., при Петре Великом, были построены каналы между реками бассейнов Невы и Волги, создана Вышневолоцкая водная система. В начале XIX в. ее дополнили еще две системы: Тихвинская и Мариинская, и одна система, объединившая бассейны Невы и Северной Двины. В настоящее время использование данного транспорта сократилось в несколько раз. На территории Северо-Западного федерального округа действуют пять Бассейновых управлений водных путей и пароходств, которые отвечают за следующие внутренние водные бассейны. Волго-Балтийский бассейн (от Санкт-Петербурга до Череповца и направления на Новгород и Псков) протяженностью более 1300 км. Беломоро-Онежский бассейн (из Вознесенья в Беломорск и несколько каналов, обеспечивающих доступ к портам). Северный (Архангельский) бассейн, обслуживающий территории от Архангельского морского порта до Котласа, продолжающийся вглубь на восток и на юг от Котласа, длиной в 1615 км. Сухонский (Вологодский) бассейн, соединяющий Волго-Балт с Северным бассейном, длиной 690 км. Печорский бассейн в республике Коми длиной в 1320 км. Основное значение имеет Волго-Балтийский водный путь, построенный в советский период. Он связывает Балтийское море с Белым посредством Беломорско-Балтийского канала, а также Балтику с Волгой, посредством Волго-Балтийского канала. С учетом того, что бассейн Волги соединяется с рекой Дон (Волго-Донской канал), а также связи Волга-канал им. Москвы можно говорить о созданной единой речной системе на Европейской территории. Крупнейшим речным портом является Санкт-Петербург, грузооборот которого составляет более 3,6 млн тонн грузов в год. Санкт-Петербург и Беломорск считаются воротами, соединяющими внутренние водные системы Северо-Запада и акватории Балтийского и Белого морей. Также Волго-Балтийская водная система является частью Трансъевропейского Транспортного Коридора, который соединяет северные и северо-западные территории страны с южными. Большое судоходное значение имеют реки Северная Двина, Вычегда, Печора и Северо-Двинская система. На Северо-Западе РФ сосредоточено несколько крупнейших морских портов, через которые проходит около 90 млн тонн грузов. Санкт-Петербург, являясь одним из крупнейших портов России, не обеспечивает потребности региона в морских перевозках грузов из-за своей малой мощности. Уникальность порта Санкт-Петербург состоит в том, что он является единственным портом на Балтике, который способен обрабатывать крупнотоннажные морские суда дедвейтом до 30 тыс. тонн. Грузооборот порта Санкт-Петербург в 2009 г. составил около 60 млн тонн. Порт является многофункциональным, он способен обрабатывать разнообразные грузы: лес, химические материалы, нефтепродукты, сыпучие продукты и материалы и другие. Поэтому важнейшими направлениями в развитии морского транспорта являются работы, связанные с расширением портов на Балтике. В данную группу портов на Финском заливе входят: Приморский, Выборгский, Высоцкий с нефтеналивными терминалами, а также порты на южном побережье залива - Ломоносов и порт Усть-Луга. Порт Усть -Луга начал свою работу в сентябре 2006 г. и связал Санкт Петербург с Калининградской областью. В порту Приморск объем нефтеперевалки с 2008 г. после ввода продуктопровода «Север» доведено до 120 млн тонн в год. Была введена в строй первая очередь проекта «Север» - нефтепродуктовод Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск и морской терминал по перевалке светлых нефтепродуктов. В настоящее время в порту Усть-Луга завершено строительство терминала по перевалке угля, терминала по перевалке леса, универсального перегрузочного комплекса и ж/д-паромной переправы «Усть-Луга-Калининградская область-Германия». Значение Усть-Луги возрастет когда вступит в строй ответвление от участка нефтепровода «Дружба» в Брянской области – вблизи границы РФ с Белоруссией и Украиной. Оно пройдет вдоль границ РФ с Белоруссией, Латвией, Эстонией до порта Усть-Луга. Введение нефтеналивных терминалов на Балтике позволило обеспечить более выгодный маршрут передачи нефти из республики Коми и Приобского месторождения в страны Европейского Союза. Из Мурманска и Архангельска грузы отправляются по Северному морскому пути, к портам, расположенным в низовьях рек, впадающих в моря Северного Ледовитого океана. Расширение Северного морского пути связано с развитием транзитных направлений между портами Европы и Азии. Мурманск – крупнейший порт, расположенный за полярным кругом и незамерзающий в течение года. Большое значение приобретает реконструкция ж/д станции Мурманск, которая позволит увеличить объемы переработки и отправки грузов примерно на 7 млн тонн. Архангельск – старейший порт на побережье Северного Ледовитого океана. В настоящее время он позволяет отправлять и перерабатывать до 3,5 млн тонн грузов, как нефтеналивных, так и сухих. Дальнейшее развитие связано с организацией связей в Уральским федеральным округом. Несколько портов местного значения с меньшим объемом перевозок, такие как Кандалакша, Кемь, Нарьян-Мар, Андерма. Значение воздушного транспорта Северо-Запада велико. На многих территориях СЗФО он служит единственным видом транспорта. Примером служат отдельные районы Мурманской, Архангельской областей, а также республики Коми и Ненецкого АО. Воздушный транспорт в основном служит для перевозки пассажиров и срочных грузов. На территории СЗФО работает 80 аэропортов, 7 из которых международные. Крупнейшим аэропортом является аэропорт «Пулково» в Санкт-Петербурге, где сосредоточено два комплекса: «Пулково-1», обслуживающий внутренние авиалинии, и «Пулково-2», обслуживающий международные направления. В 2002 году через аэропорт «Пулково» перевезено более 3 млн человек и отправлено более 25 тыс. тонн грузов. Большое значение также имеют аэропорты Мурманск, Архангельск, Калининград, имеющие как внутренние, так и международные направления, а также Сыктывкар и Вологда. Трубопроводный транспорт (нефтепроводный и газопроводный) является узкоспециализированным видом транспорта, который предназначен для транспортировки жидких и газообразных продуктов. В 70-е годы большой размах получает строительство газопроводов из республики Коми, которые до сих пор имеют большое значение. От Вуктыльского месторождения берет свое начало газопровод «Сияние Севера», по территории округа проходят газопроводы из Западной Сибири, среди них Уренгой — Надым, Пунга — Вуктыл — Торжок — Ивацевичи, который обеспечивает поставки газового топлива в Центр и зарубежные страны. К высокопроизводительным системам преобладающего широтного направления подключены нефтяные месторождения республики Коми (нефтепровод Ухта-Ярославль-Кириши). В перспективе планируется транспортное освоение северных регионов округа, где разворачиваются работы по добыче нефти и природного газа, а также создания трансфертных магистралей широтного направления, связывающих территорию округа с государствами Северной Европы.
Обобщая сказанное, заметим здесь, что сопредельность с рядом государств может оцениваться как положительный фактор развития, однако предопределяет повышенное внимание к вопросам экономической, равно как и в целом - государственной безопасности. Прямые выходы на мировой рынок и близость европейских государств, наличие трех незамерзающих морских портов (Мурманск, Балтийск, Калининград), созданная сухопутная транспортная сеть и соседство с основными индустриально-развитыми округами России - Центральным и Уральским - во многом определили многоплановую роль СЗФО как крупного поставщика разнообразного сырья и промышленной продукции, топливно-энергетических ресурсов, кузницы квалифицированных кадров, важнейшего российского экспортера продукции не только собственной, но и произведенной в других регионах России. Одновременно округ является крупнейшим импортером разнообразной продукции, основным получателем иностранных инвестиций, важным транзитным районом России. Округ играет важную стратегическую роль приграничного региона России.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |