КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 5. Менеджмент в здравоохранении
Мобильные агенты Агент– это компьютерная программа (процедура), которая выполняет определенные действия на удаленной машине, в интересах некоторого конкретного клиента. Стационарный агентвыполняется только на том компьютере, где был установлен и запущен. Для установления контакта с удаленным агентом или получения данных от другого компьютера он использует метод удаленного вызова процедур. Мобильный агент – это программа, которая может самостоятельно перемещаться от одного компьютера сети к другому. При перемещении мобильного агента на новый узел его состояние запоминается, что позволяет продолжить работу агента. Применение мобильных агентов реализует идею удаленного программирования (Remote Programming, RP). Клиент создает процедуру и передает ее для решения требуемой задачи на удаленный компьютер (сервер). Менеджмент - это область научных знаний и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования всех ресурсов. В связи с этим менеджмент рассматривают с двух основных позиций: 1) как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности; 2) как процесс управления отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. В соответствии с общими функциями управления в настоящее время менеджмент делится на три составные части: - производственный менеджмент; - маркетинг; - финансовый менеджмент. Под целью в управлении обычно понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь. Под культурой организации понимаются позиции, точки зрения, манера поведения, в которых воплощаются основные ценности. Культура организации находит свое отражение в структуре организации и ее кадровой политике. Структура организации. Организационная структура управления представляет собой совокупность всех элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей. Исторически сложились четыре основных типа организационных структур управления: - линейная; - линейно-функциональная; - линейно-штабная; - матричная. Линейная структура управления характеризуется четким единоначалием - каждый руководитель и работник подчинен только одному вышестоящему лицу. Линейная структура управления может быть эффективной в небольших организациях (с численностью работающих до 300 человек) с высоким уровнем технологической специализации. В практическом здравоохранении данная структура получила распространение в женских консультациях, небольших по мощности специализированных диспансерах. В линейно-функциональных структурах управления, помимо линейного управления, добавляется функциональное, связанное с дальнейшей специализацией управленческого труда. Каждое структурное подразделение получает указание и распоряжения не только от руководителя учреждения, подразделения (главного врача, заведующего отделением), но и от руководителей функциональных служб (заместителя главного врача по медицинской части, по клинико-экспертной работе и т.д.). Данная структура наиболее целесообразна для средних и крупных учреждений и объединений. В настоящее время функционирует в большинстве крупных стационаров, территориальных медицинских объединениях и крупных амбулаторно-поликлинических учреждениях. Поскольку линейная и линейно-функциональная структуры недостаточно адаптированы к имеющимся условиям внешней среды, линейно-функциональную структуру управления целесообразно дополнить штабом, наделенным определенными полномочиями и правами (которые обычно ниже полномочий руководителя организации). В здравоохранении штабные структуры целесообразно создавать в следующих случаях: - во время стихийных бедствий, эпидемий, крупных катастроф и аварий; - для внедрения в практику новых организационных и медицинских технологий; - при реорганизации различных медицинских служб. Матричная структура управления основана на принципе одновременного управления по вертикали и по горизонтали. Ее основу образует линейно-функциональная структура управления, дополненная структурами программного управления. Помимо руководителя организации, линейных и функциональных руководителей назначается руководитель программы, причем его ранг выше ранга руководителя организации. Как правило, подобные структуры создаются для реализации целевых и, прежде всего, межотраслевых программ. Принципы управления представляют собой определенные правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры и органы управления. В условиях административно-командной системы управления ведущими принципами управления являлись дисциплина, единство распорядительства, подчинение частных интересов общественным, централизация управления и др. В настоящее время, по мнению ведущих специалистов в области управления, ведущими принципами являются: - лояльность к работающим; - ответственность - как обязательное условие успешного менеджмента; - коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали; - атмосфера, способствующая раскрытию способностей работников организации; - установление долевого участия каждого работника в общих результатах деятельности; - методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой; - умение слушать окружающих (покупателей, поставщиков, подчиненных, руководителей); - непосредственное участие в работе подчиненных групп на всех этапах как условие согласованной работы; - честность и доверие к людям; - этика бизнеса; - опора на фундаментальные основы менеджмента; - своевременная реакция на изменение в окружающей среде; - четкое представление о перспективах развития организации. Методы управления представляют собой способы, совокупности приемов воздействия на коллектив или отдельных работников в процессе трудовой деятельности. Методы управления делятся на три основные группы: 1. Административные. 2. Экономические. 3. Социально-психологические. Административные методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению властного (принудительно- распорядительного) воздействия. Они основаны на праве управляющей подсистемы (органа управления или руководителя) принимать управленческие решения в виде приказов, распоряжений, инструкций и обязательном их выполнении управляемой подсистемой. Все дисциплинарные методы управления носят директивный характер, непосредственно направлены на управляемую подсистему и дают однозначное направление решения задачи, как правило, быстро дают результаты, в отличие от экономических и социально-психологических способов воздействия. Однако, в современных условиях жесткое администрирование, игнорирование мотиваций коллектива и отдельных работников нередко приводит к ухудшению социально-психологического климата в медицинском учреждении (подразделении), снижению качества медицинской помощи, созданию отрицательного имиджа учреждения. Экономические методы управления можно представить, как совокупность способов по осуществлению воздействия с помощью экономических категорий. Они основаны на применении экономического стимулирования производственных коллективов, создании материальной заинтересованности отдельных членов коллектива в достижении поставленной цели. Эти методы позволяют, путем активизации экономических интересов объекта управления, ориентировать его деятельность в направлении эффективного использования имеющихся ресурсов без непосредственного постоянного вмешательства субъекта управления (то есть руководителя). В новых условиях хозяйствования - это бригадный, коллективный и арендный подряд. Оплата труда каждого работника увязана не только с объемом, но сложностью и качеством выполненной работы. Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению воздействия на духовные интересы работников, формирование их мировоззрения. Они основаны на межличностных отношениях и использовании социально-психологических закономерностей развития личности и трудовых коллективов. Социально-психологические методы управления можно разделить на две группы: - прямые методы; - косвенные методы. Прямые методы социально-психологического воздействия включают: - внушение (целенаправленное воздействие путем влияния на психику человека); - убеждение (аргументирование с помощью логических средств); - подражание (воздействие на основе личного примера); - вовлечение (воздействие путем использования гражданских чувств, социально-психологических мотивов); - принуждение (применение авторитета и власти руководителя); - побуждение (повышение морально-общественной значимости предстоящей работы). Косвенные методы различаются формами опосредованного воздействия, они создают заранее заданную ситуацию, в рамках которой выполняется работа; это может осуществляться: 1) условиями труда, то есть созданием определенной ритмичности, привлекательности, степени нагрузки. Например, в поликлинике определенная ритмичность и оптимальная степень нагрузки обеспечивается распределением потока больных работниками регистратуры, использованием формы «самозаписи» к врачам, наличием полной и доступной для пациентов информации о режиме деятельности подразделений, времени приема врачей-специалистов и т.д.; 2) элементами системы управления: положениями, должностными инструкциями, организационной структурой, формами контроля и стимулирования; 3) путем создания соответствующего социально-психологического климата в коллективе. Стиль управления – это система сложившихся отношений между руководителями и коллективом по поводу принятия и реализации управленческих решений. Стиль управления формируется также под влиянием преимущественно используемых руководителями методов управления. Принято выделять три основных стиля управления: 1. Авторитарный (автократический) стиль управления - характеризуется минимальной контактностью с коллективом, жесткостью в выработке и pеализации решений. Решение подчиненным навязывается, мотивация осуществляется посредством угроз. Деятельность подчиненных строго регламентируется. 2. Либеральный стиль управления представляет собой полную противоположность авторитарному. Руководитель каждое решение согласовывает с коллективом, идет на бесконечные уступки формальным и неформальным лидерам и группам. По существу - коллектив управляет руководителем. 3. Демократический стиль управления (или система группового участия в управлении) основан на активном привлечении подчиненных как к определению целей организации или подразделений, так и к контролю за их достижениями. Менеджеры полностью доверяют своим подчиненным. Основной мотивацией является возможность вознаграждения, поощрения. Персонал во всех подразделениях чувствует реальную ответственность за цели организации.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |