Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 5. Менеджмент в здравоохранении

Мобильные агенты

Агент– это компьютерная программа (процедура), которая выполняет определенные действия на удаленной машине, в интересах некоторого конкретного клиента.

Стационарный агентвыполняется только на том компьютере, где был установлен и запущен. Для установления контакта с удаленным агентом или получения данных от другого компьютера он использует метод удаленного вызова процедур.

Мобильный агент – это программа, которая может самостоятельно перемещаться от одного компьютера сети к другому. При перемещении мобильного агента на новый узел его состояние запоминается, что позволяет продолжить работу агента.

Применение мобильных агентов реализует идею удаленного программирования (Remote Programming, RP). Клиент создает процедуру и передает ее для решения требуемой задачи на удаленный компьютер (сервер).

Менеджмент - это область научных знаний и профессиональной деятель­ности, направленная на формирование и обеспечение достижения целей орга­низации путем рационального использования всех ресурсов.

В связи с этим менеджмент рассматривают с двух основных позиций:

1) как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и при­быльности;

2) как процесс управления отдельным работником, рабочей группой и ор­ганизацией в целом.

В соответствии с общими функциями управления в настоящее время ме­неджмент делится на три составные части:

- производственный менеджмент;

- маркетинг;

- финансовый менеджмент.

Под целью в управлении обычно понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь.

Под культурой организации понимаются позиции, точки зрения, ма­нера поведения, в которых воплощаются основные ценности. Культура организации находит свое отражение в структуре организации и ее кадровой политике.

Структура организации. Организационная структура управления представляет собой совокуп­ность всех элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей.

Исторически сложились четыре основных типа организационных структур управления:

- линейная;

- линейно-функциональная;

- линейно-штабная;

- матричная.

Линейная структура управления характеризуется четким единоначалием - каждый руководитель и работник подчинен только одному выше­стоящему лицу.

Линейная структура управления может быть эффективной в небольших организациях (с численностью работающих до 300 человек) с высоким уров­нем технологической специализации. В практическом здравоохранении данная структура получила распространение в женских консультациях, небольших по мощности специализированных диспансерах.

В линейно-функциональных структурах управления, помимо линейного управления, добавляется функциональное, связанное с дальнейшей специализа­цией управленческого труда.

Каждое структурное подразделение получает указание и распоряжения не только от руководителя учреждения, подразделения (главного врача, заведую­щего отделением), но и от руководителей функциональных служб (заместителя главного врача по медицинской части, по клинико-экспертной работе и т.д.).

Данная структура наиболее целесообразна для средних и крупных учреж­дений и объединений. В настоящее время функционирует в большинстве крупных стационаров, территориальных медицинских объедине­ниях и крупных амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Поскольку линейная и линейно-функциональная структуры недостаточно адаптированы к имеющимся условиям внешней среды, линейно-функциональную структуру управления целе­сообразно дополнить штабом, наделенным определенными полномочиями и правами (которые обычно ниже полномочий руководителя организации).

В здравоохранении штабные структуры целесообразно создавать в сле­дующих случаях:

- во время стихийных бедствий, эпидемий, крупных катастроф и аварий;

- для внедрения в практику новых организационных и медицинских технологий;

- при реорганизации различных медицинских служб.

Матричная структура управления основана на принципе одновременного управления по вертикали и по горизонтали. Ее основу образует линейно-функциональная структура управления, дополненная структурами программного управления. Помимо руководителя организации, линейных и функциональных руководителей назначается руководитель программы, причем его ранг выше ранга руководителя организации. Как правило, подобные структуры создаются для реализации целевых и, прежде всего, межотраслевых про­грамм.

Принципы управления представляют собой определенные пра­вила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры и органы управления.

В условиях административно-командной системы управления ведущими прин­ципами управления являлись дисциплина, единство распорядительства, подчи­нение частных интересов общественным, централизация управления и др. В настоящее время, по мнению ведущих специалистов в области управления, ве­дущими принципами являются:

- лояльность к работающим;

- ответственность - как обязательное условие успешного менеджмента;

- коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали;

- атмосфера, способствующая раскрытию способностей работников орга­низации;

- установление долевого участия каждого работника в общих результатах деятельности;

- методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность рабо­той;

- умение слушать окружающих (покупателей, поставщиков, подчиненных, руководителей);

- непосредственное участие в работе подчиненных групп на всех этапах как условие согласованной работы;

- честность и доверие к людям;

- этика бизнеса;

- опора на фундаментальные основы менеджмента;

- своевременная реакция на изменение в окружающей среде;

- четкое представление о перспективах развития организации.

Методы управления представляют собой способы, совокупности прие­мов воздействия на коллектив или отдельных работников в процессе трудовой деятельности. Методы управления делятся на три основные группы:

1. Административные.

2. Экономические.

3. Социально-психологические.

Административные методы управления представляют собой совокуп­ность способов по осуществлению властного (принудительно- распорядительного) воздействия. Они основаны на праве управляющей под­системы (органа управления или руководителя) принимать управленческие решения в виде приказов, распоряжений, инструкций и обязательном их вы­полнении управляемой подсистемой.

Все дисциплинарные методы управления носят директивный характер, не­посредственно направлены на управляемую подсистему и дают однозначное направление решения задачи, как правило, быстро дают результаты, в отличие от экономических и социально-психологических способов воздействия. Однако, в современных условиях жесткое администрирование, игнорирование мотиваций коллектива и отдельных ра­ботников нередко приводит к ухудшению социально-психологического клима­та в медицинском учреждении (подразделении), снижению качества медицин­ской помощи, созданию отрицательного имиджа учреждения.

Экономические методы управления можно представить, как совокупность способов по осуществлению воздействия с помощью экономических катего­рий.

Они основаны на применении экономического стимулирования производ­ственных коллективов, создании материальной заинтересованности отдельных членов коллектива в достижении поставленной цели. Эти методы позволяют, путем активизации экономических интересов объекта управления, ориентиро­вать его деятельность в направлении эффективного использования имеющихся ресурсов без непосредственного постоянного вмешательства субъекта управ­ления (то есть руководителя).

В новых условиях хозяйствования - это бригадный, коллективный и арендный подряд. Оплата труда каждого работника увязана не только с объемом, но сложностью и качеством выполненной работы.

Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению воздействия на духовные интересы работников, формирование их мировоззрения. Они основаны на межличност­ных отношениях и использовании социально-психологических закономерно­стей развития личности и трудовых коллективов.

Социально-психологические методы управления можно разделить на две группы:

- прямые методы;

- косвенные методы.

Прямые методы социально-психологического воздействия включают:

- внушение (целенаправленное воздействие путем влияния на психику че­ловека);

- убеждение (аргументирование с помощью логических средств);

- подражание (воздействие на основе личного примера);

- вовлечение (воздействие путем использования гражданских чувств, со­циально-психологических мотивов);

- принуждение (применение авторитета и власти руководителя);

- побуждение (повышение морально-общественной значимости пред­стоящей работы).

Косвенные методы различаются формами опосредованного воздействия, они создают заранее заданную ситуацию, в рамках которой выполняется работа; это может осуществляться:

1) условиями труда, то есть созданием определенной ритмичности, привле­кательности, степени нагрузки. Например, в поликлинике определенная ритмичность и оптимальная степень на­грузки обеспечивается распределением потока больных работниками регист­ратуры, использованием формы «самозаписи» к врачам, наличием полной и доступной для пациентов информации о режиме деятельности подразделений, времени приема врачей-специалистов и т.д.;

2) элементами системы управления: положениями, должностными инструкциями, организационной структурой, формами контроля и стимулирования;

3) путем создания соответствующего социально-психологического климата в коллективе.

Стиль управления – это система сложившихся отношений между руководителями и коллективом по поводу принятия и реализации управленческих решений. Стиль управления формируется также под влиянием преимущественно используемых руководителями методов управления.

Принято выделять три основных стиля управления:

1. Авторитарный (автократический) стиль управления - характеризуется минимальной контактностью с коллективом, жесткостью в выработке и pеализации решений. Решение подчиненным навязывается, мотивация осуществляется посредством угроз. Деятельность подчиненных строго регламентируется.

2. Либеральный стиль управления представляет собой полную противоположность авторитарному. Руководитель каждое решение согласовывает с коллективом, идет на бесконечные уступки формальным и неформальным лидерам и группам. По существу - коллектив управляет руководителем.

3. Демократический стиль управления (или система группового участия в управлении) основан на активном привлечении подчиненных как к определению целей организации или подразделений, так и к контролю за их достижениями. Менеджеры полностью доверяют своим подчиненным. Основной мотивацией является возможность вознаграждения, поощрения. Персонал во всех подразделениях чувствует реальную ответственность за цели организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обмен сообщениями. Сообщение – это блок информации, отформатированный процессом-отправителем так, чтобы он был понятен процессу получателю | Типология конфликтов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.