Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект дохода и эффект замещения. Товар Гиффена

 

Эффект дохода от изменения цены – заключается в изменении спроса под влиянием изменения реального дохода потребителя: рост цен уменьшает реальный доход; снижение цен повышает реальный доход.

 

Например, имея доход 1000 руб., можно приобрести 20 кг муки по цене 50 руб. за 1 кг. Если цена муки снизится до 40 руб. за 1 кг, то для покупки 20 кг муки необходимо потратить 800 руб., т.е. на 200 руб. меньше, чем до понижения цены. Эти 200 руб. потребитель может израсходовать на приобретение еще 5 кг муки или каких-то других благ. Таким образом, хотя номинально доход не изменился, реально он увеличился. В результате увеличения реального дохода величина предъявленного спроса на муку (или другие блага) вырастет.

Реальный доход потребителя, согласно П. Смуэльсону, остается неизменным лишь в том случае, если он в состоянии купить в целом столько же благ, сколько покупал раньше.

При увеличении реального дохода, потребители покупают большее количество нормальных экономических благ и меньшее количество благ низшей категории.

Эффект замещения вследствие изменения цены – заключается в адаптации спроса к изменению в относительных ценах: спрос на подешевевшее благо растет, и оно замещает в потреблении другие блага, ставшие теперь сравнительно дороже.

Когда меняются цены на нормальные блага, то действие как эффекта дохода, так и эффекта замещения, приводит к обратно пропорциональному изменению величины предъявленного спроса относительно изменения цены. Следовательно, кривая спроса на нормальное благо имеет отрицательный наклон.

Когда меняются цены на блага низшей категории, эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях.

Если эффект замещения действует сильнее, чем эффект дохода, кривая спроса на благо низшей категории будет иметь отрицательный наклон.

Если же действие эффекта дохода сильнее, чем эффекта замещения, то кривая спроса на благо низшей категории может иметь положительный наклон. Такая ситуация возникает в том случае, если значительная часть бюджета потребителя расходуется на приобретение блага низшей категории. В этом случае действие эффекта дохода превышает действие эффекта замещения.

Рассмотрим на примере: бедная семья, почти все доходы которой идут на продукты питания, ежедневно питается в основном хлебом, и лишь по выходным дням позволяет себе блюда из мяса. Рост цены хлеба приведет к парадоксальной ситуации: эта семья не сократит, а увеличит потребление хлеба, так как будет вынуждена при своих судных доходах вообще отказаться от покупки мяса. Кривая спроса на хлеб у этой семьи будет иметь положительный наклон.

Товар, имеющий кривую спроса с положительным наклоном, называется товаром Гиффена.

Товар Гиффена – особый товар, величина спроса на который растет (в определенных объемах) под влиянием увеличения его цены.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оптимизация выбора и равновесие потребителя | Гуморальный механизм регуляции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.