Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самооценка личности

Воля

Воля – способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.

Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью.

Функции воли:

Ø сознательная саморегуляция активности человека в затрудненных условиях жизнедеятельности;

Ø активизирующая (побудительная или стимулирующая);

Ø тормозная.

Особенностями воли являются:

Ø сознательная целеустремленность – сознательно поставленная перед собой цель и мобилизация себя на ее достижение;

Ø связь с мышлением – достичь чего-то и мобилизовать себя человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал;

Ø связь с движением – для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

 

Классификация волевых качеств личности:

1.Базовые волевые качества (энергичность, терпеливость, выдержку и смелость - базальные (первичные) качества личности.

Энергичность - способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.

Терпеливость - умение поддерживать вспомогательным волевым усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий (усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления.

Выдержка - способность волевым усилием быстро тормозить (ослаблять, замедлять) действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.

Смелость - способность в случае возникновения опасности (жизни, здоровью или престижа) сохранить устойчивость организации психических функций и не снизить качество деятельности. Иначе говоря, смелость связана с умением противостоять страха и идти на оправданный риск ради определенной цели.

2. Системные волевые качества (настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность). Системность волевых качеств связана с широким спектром функциональных проявлений различных сфер (волевой, эмоциональной, интеллектуальной. Такие волевые качества являются вторичными, системными. Например, храбрость включает в себя как составные смелость, выдержку, энергичность; решительность - выдержку и смелость.

 

Установлено, что людям с сильной волей присущ высокий уровень мотивации достижения - это упорство в достижении своей цели, стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, стремление добиться успеха.

Расстройства сложной волевой действия:

· абулия - неспособностью принять необходимое решение, действовать. Причины заключаются в нарушении динамического соотношения между корой больших полушарий и подкоркой. Так же и при завышенной импульсивности, когда желания дает мгновенную разрядку в действие (как в состоянии аффекта), т.е. отсутствуют сознательное учета последствий, обдумывания цели, невозможно уравновешивание мотивов - действие теряет характер сознательной, выборочной, волевой. Понимая необходимость выполнять распоряжения, больной абулию не может заставить себя это сделать. Для него характерно подчинение в поведении случайным стимулах, которые появляются в поле его зрения. Например, такой человек, увидев клумбу цветов, начинает их срывать, хотя никаких намерений относительно создания букета у нее не было и она не знает, что делать с этими цветами;

· апраксия - сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое локальными расстройствами лобных участков мозга. Проявляется в нарушении произвольной регуляции движений, действий и поведения в целом. Так, больной мог высунуть язык, чтобы смочить губы, когда они у него пересохло, но не мог выполнить такого действия по просьбе врача, другой больной мог пользоваться ложкой и стаканом во время еды, но без конкретной ситуации он эти действия не способен выполнять, не может закрыть глаза на просьбу врача, хотя когда ему предлагают лечь спать, он это делает.

 

Простой волевой акт имеет две фазы:

· возникновение побуждения и осознание цели;

· достижение цели.

 

В сложной волевой действия можно выделить четыре основные фазы:

· возникновения побуждение и предварительное определение цели;

· стадия обдумывания и борьба мотивов;

· принятие решения;

· выполнение.

Течение волевой действия в реальных условиях всегда зависит от конкретной ситуации, поэтому различные фазы могут приобретать большей или меньшей тяжести, иногда концентрируя на себе весь волевой акт, иногда совсем нет.

 

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Самооценка бывает:

Ø актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время);

Ø ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни);

Ø идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе);

Ø рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физиологические основы возникновения эмоциональных состояний | Методы коммуникационного менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.