Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса




Лекция 5. Психология как самостоятельная наука

План:

5.1. Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса

5.2. Структура и специфика психологических теорий

5.2.1. Множественность подходов к выделению структуры

5.2.2. Теории разной степени общности

5.3. Психологические теории и пограничные области знания

5.4. Практика в противопоставлении психологической теории

 

Уже на стадии замкнутой теоретической науки нашлось место для понятия души как особой неуничтожимой сущности, перевоплощаю­щейся в различные живые существа согласно определенным число­вым закономерностям. Однако вплоть до XIX в. психология, по мне­нию большинства историков науки, находилась на стадии донаучного развития. Психологическое знание накапливалось и развивалось в формах житейского, художественного, религиозного и прежде всего философского знания, которое принципиально отличается от научно­го в собственном смысле этого слова.

Декартовское представление о дуализме души и тела и понимание механистической детерминации как основы причинного объяснения породили тот тип рациональности, который на долгие годы определил использование в психологии критериев научности, взятых из парадиг­мы классической науки. Картезианство поставило такие проблемы пе­ред методологией исследования, позитивное решение которых не совер­шилось по сей день; в первую очередь мы имеем в виду психофизическую и психофизиологическую проблемы. Возникшие позже другие типы рациональности — неклассические и постнеклассические — еще только осваиваются в новых исследовательских парадигмах психологии.

В рамках одной и той же исследовательской методологии оформля­лись разные теоретические концепции научной психологии. Так, пред­ставление о человеке как субъекте познания лежит в основании ряда психологических школ — вюрцбурской школы мышления, гештальт-психологии, современной когнитивной психологии. Представление о субъекте как деятеле оформлено в других концепциях (от бихевиориз­ма до деятельностных подходов). Переход от деятельностной парадиг­мы к личностной или субъектной также характеризует многие направления. А. В. Юревич предлагает называть такие общие направления разработки психологического знания, не связанные тесно с превали­рующим методом исследования, метадигмами.

Отметим также, что термин «парадигма» продолжает употребляться в психологии как указание и на преимущественно используемый метод исследования (экспериментальная парадигма, формирующая, диагности­ческая и т. д.), и на мировоззренческие позиции в понимании путей пост­роения теоретического знания (с апелляцией к теориям верхнего уровня как парадигмальным основаниям построения систем собственно психо­логических знаний). Такие названия, как «психология сознания», «пси­хология понимания» и др. относятся к разным содержательным теориям, но указывают на общность в выделении предмета изучения и методоло­гии познания. Психология сознания стала первой парадигмой зарожда­ющейся психологии.

По мере развития подхода и более четкой кристаллизации парадигмы, а также в зависимости от тех акцентов, которые привносили в него новые авторы, он получал дополнительные названия-характеристики: ассоциа-низм (по основному объяснительному принципу); интроспекционизм (по основному методу исследования); атомизм (по основной задаче — поис­ку простейших элементов психического); механицизм (по выбору науки в качестве образца для построения психологии); структурализм (по вто­рой и более поздней задаче — изучению типов связи элементов и меха­низмов их объединения в новые целостности); функционализм (также по задаче — выявлению функций сознания в реальной жизни человека).

Фактически единой или общепризнанной научной или исследова­тельской парадигмы, аналогичной парадигме классического естество­знания, в психологии сознания не существовало. Наблюдался и доста­точно солидный временной разрыв между началом использования тех или иных исследовательских схем и рефлексией их парадигмальных основ. Они скорее формулировались постфактум историками науки, и именно в силу этого, а также в силу неоднородности, рыхлости, внут­ренней противоречивости вопрос о том, действительно ли мы имеем дело с первой научной парадигмой в лице психологии явлений созна­ния, большинством ученых оставлен открытым. Но то же можно ска­зать и относительно всех последующих парадигм, что позволяет не­которым авторам говорить о «допарадигмальной» стадии развития психологической науки в целом, которая длится по настоящее время.

Главным методологическим недостатком психологии сознания яв­лялась установка на понимание законов, регулирующих работу созна­ния, как имманентных (внутренне присущих) самому сознанию, а непорождаемых в процессе взаимодействия человека с миром. Следу­ющие особенности метода были осмыслены как предпосылки после­довавшего кризиса психологии. При этом речь шла именно о кризисе психологии сознания, который отчетливо проявился в конце XIX в. и был вызван следующими ее недостатками.

Метод интроспекции требовал участия в опытах специально подго­товленных людей, чаще всего самих психологов, что резко ограничи­вало объем потенциальных объектов исследования.

Процедура интроспекции в принципе недоступна животным, детям, психически больным людям.

Обнаружилось, что огромная область психических процессов вооб­ще недоступна сознательной рефлексии (бессознательное).

Самонаблюдение часто изменяет и даже разрушает те процессы, на которые оно направлено и которые подлежат изучению.

Субъективный характер оценок, сделанных в процессе самонаблю­дения, настолько сильно выражен, что не удается соблюсти основные требования, предъявляемые к научному методу, — повторяемость и воспроизводимость результатов в одних и тех же условиях.

Разрушение единой методологической основы и формирование мно­жества разных психологии (как антитез психологии сознания) выступи­ло основанием заключения о кризисе в психологии. Острое состояние этого кризиса рассматривалось в работе Л. С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса», где был подведен такой итог: «Кризис разру­шителен, но благотворен». Отсутствие обще­принятого предмета психологии и вновь возрождающиеся поиски соот­ветствия метода и предмета свидетельствуют в пользу перманентного кризиса, который иногда рассматривается как специфика психологичес­кой науки в целом, а не свойство стадии ее развития.

Наличие открытого и общепризнанного кризиса в психологии, ко­торый, по Т. Куну, является важнейшим условием смены парадигм в науке, говорит в пользу того, что мы действительно имеем дело в психо­логии с процессами, аналогичными процессам роста и развития науч­ного знания в более «продвинутых» областях науки. Но своеобразие пси­хологии, как мы уже отмечали, состоит в том, что вновь появляющиеся парадигмы не приводят к уходу со сцены прежних, которые продол­жают сосуществовать и развиваться параллельно с новыми, что позво­ляет говорить о сегодняшней стадии как поли- или мультипарадигмальной психологии.

Фактически все последующие «парадигмальные упражнения» строи­лись на критике и определенном преодолении перечисленных выше недостатков психологии сознания. Бихевиоризм вырос из попытки преодо­леть субъективность ее основного метода исследования (интроспекции) и последовательно реализовать позитивистский критерий научности. При этом Дж. Уотсон обосновал отказ от использования понятия «со­знание». Поведенческая парадигма в российской науке начала XX в. дала иные интерпретационные подходы к пониманию психики — не как «чер­ного ящика», а как средства приспособления организма к среде.

Психоанализ пытался изменить сам объект исследования, поставив бессознательное на место сознания. С точки зрения метода изучения здесь была принята прямо противоположная бихевиоризму позиция — не устранения исследовательских интерпретаций (и самого исследо­вателя как воздействующего фактора в экспериментальной ситуации), а их прямое включение в способы сбора эмпирических данных о паци­енте. Психоаналитик, по Фрейду, «конструирует» историю болезни. При этом он выступает не столько в роли дешифровалыцика истины о причинах невроза, сколько в роли созидателя той психологической реальности, которая заведомо предлагается в качестве истины (эди­пов комплекс и другие «гипотетические конструкты»),

В рамках парадигмы «познающего субъекта» специфическую на­правленность экспериментирования разработала гештальтпсихология. Ее методические приемы реализовывались в рамках «стимульно-реактивной» парадигмы, но в отличие от старой схемы психофизического эксперимента гештальтпсихология сосредоточилась на борьбе с ато­мизмом, провозгласив примат свойств целого над свойствами состав­ляющих его частей.

Иной тип включения активности психолога как необходимого звена в психологическом исследовании дала школа К. Левина, впервые ис­пользовавшая эксперимент в целях изучения мотивации и целевой ре­гуляции поведения человека. При несомненной сциентистской направленности ее методология существенно изменила представление о сути психологического закона. Феноме­ны, продемонстрированные ее основателем и его учениками, можно на­блюдать только при условии создания определенного «жизненного пла­ста» отношений между экспериментатором и испытуемым (уровень притязаний, динамика развития гнева, лучшее запоминание прерван­ных задач и т. д.). В 70-е гг. XX в. польские психологи стали обозначать подобные типы исследовательских ситуаций описательным термином «эксперимент как психологический театр». В отечественной литерату­ре общим стало указание на специфику экспериментирования в школе Левина с точки зрения редкого сочетания теоретических гипотез и воз­можностей демонстрации объяснительного принципа «квазипотребности» в ситуациях поля, вызываемых к жизни именно действиями экспе­риментатора, активно общающегося с испытуемым и формирующего у него намерения.

Французская психологическая школа и культурно-историческая психология сконцентрировали свои усилия на преодолении механи­стических установок психологии сознания и в целом ее ориентации на построение парадигмы психологического знания по аналогии с па­радигмами естественных наук. Произошло сближение психологии с социальными и гуманитарными науками, что повлекло за собой из­менение и предмета, и методов исследования. На первое место выд­винулись проблемы генезиса индивидуальной психики, отодвинув на второй план ее функциональный анализ. Психологическая теория деятельности внесла большой вклад в разработку конкретных путей перехода от социально-культурных форм существования психического к индивидуальной психике конкретного человека. Система детерми­нант такого перехода раскрывалась в структуре и динамике челове­ческой деятельности, порождающей и развивающей индивидуальное сознание. Когнитивная психология с ее компьютерной метафорой сделала значительный шаг вперед в изучении функционирования психики с помощью современных методов количественного анализа, в частности методов теории информации. Наконец, гуманистическая психология дала образцы наиболее полной и последовательной реа­лизации гуманистической парадигмы в построении психологического знания.

Однако называть психологические школы самостоятельными пара­дигмами не вполне правомерно. Общность целевой и методической ориентации — сциентистской и экспериментальной — позволяет гово­рить об общей классической парадигме применительно к разным школам, отличавшимся в первую очередь выделенным предметом изуче­ния и пониманием основных психологических законов. Другой, более распространенный взгляд предполагает выделение в современной пси­хологии двух основных парадигм — естественно-научной и гуманитар­ной.

«Важным моментом является и понимание того, что в методологии разных сфер психологии — в частности, когнитивной, клинической психологии (наиболее объективной и ориентированной на данные ес­тественных наук), психологии личности и социальной психологии (наиболее ориентированных на гуманитарное знание) — существуют как различия, так и точки соприкосновения. Таким образом, можно сказать, что сама структура психологического знания доказывает важ­ность сочетания естественно-научных и гуманитарных подходов в ис­следовании и понимании психики».

В. В. Знаков пишет о смещении к концу XX в. акцента с познава­тельной парадигмы исследования на экзистенциальную. Экзистенци­альный подход предполагает изучение конкретных ситуаций бытия человека и целостного их понимания. Сознание и деятельность, мыс­ли и поступки субъекта оказываются не только средствами преобразо­вания бытия; в мире людей они выражают подлинно человеческие спо­собы существования. В психологии эта позиция связана прежде всего с развитием субъектно-деятельностного подхода и формированием психологии человеческого бытия как относительно самостоятельной области психологической науки. «К основателям психологии челове­ческого бытия следует отнести прежде всего В. Франкла и С. Л. Ру­бинштейна».

Далее в специальной главе мы вернемся к пока еще лишь названной проблеме кризиса в психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.