Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема Информационные технологии в образовании

Лекция №5, 6

Автоматизированное и дистанционное обучение

Цель: ознакомиться с современными информационными технологиями в образовании

Учебные вопросы:

1. Структура автоматизированных обучающих систем

2. Основы управления процессом обучения

3. Разработка автоматизированных учебных курсов

4. Дистанционное обучение

4.1 Характеристика средств дистанционного обучения

4.2 Технологии дистанционного обучения

4.3 Контроль усвоения знаний

 

В лекции рассматриваются вопросы разработки, внедрения и использования в учебном процессе принципов автоматизированного и дистанционного обучения, основным режимом которых является диалог «Человек-ЭВМ».

Для успешного решения задач по активному внедрению в учебный процесс технических средств и новых методов обучения, необходимы совместные усилия специалистов в области педагогики, психологии, кибернетики, математики, лингвистики.

АОС (автоматизированная обучающая система) - это организационно-техническая система, предназначенная для управления процессом обучения при проведении различных видов учебных занятий и реализованная в виде человеко-машинного комплекса на базе ЭВМ, основным режимом функционирования которого является адаптивный диалог между пользователями и пакетом прикладных программ (ППП).

В состав АОС входят следующие составляющие:

1. Техническое обеспечение - комплекс технических средств настраиваемой конфигурации, на котором функционирует АОС.

2. Организационное обеспечение - совокупность мероприятий, положений, инструкций, регламентирующих порядок работы с АОС различных категорий пользователей (методист, автор, системный программист, администратор, опера­ тор, обучаемый, преподаватель).

3. Обеспечивающая часть - совокупность разного рода обеспечений (математического, учебно-методического, информационного, программного, лингвистического, психолого-педагогического), организующих и поддерживающих успешную работу базы знаний АОС.

4. База знаний АОС включает в себя:

1 автоматизированные учебные курсы (АУК);

2 модель предметной области в виде семантической сети, логической системы, фреймовых структур и т. п.;

3 модель знаний, умений и навыков, формализующая понятие «Цель обучения»;

4 модель обучаемых;

5 модель диалога для обеспечения адаптивного взаимодействия между пользователями и ЭВМ.

Анализ существующих методов автоматизированного обучения позволяет определить следующие основные функциональные возможности, которыми должны обладать АОС:

- контроль знаний;

- реализация экспертно-консультирующих режимов;

- расчетные операции в ходе диалогового взаимодействия;

- отработка требуемых навыков на основе имитационного моделирования процессов и явлений;

- диалоговое составление учебных программ с элементами помощи.

История развития и внедрения АОС в учебный процесс началась в 60-70 годы.

Одними из первых АОС на базе ЕС ЭВМ у нас в стране были системы СПОК ЕС и КОНТАКТ / ДОС. Прототипом первой являлась АОС; разработанная фирмой IВM.

С появлением ПЭВМ в 90-е годы начался качественно новый этап в развитии и применении АОС. Современные информационные технологии основаны на применении программных продуктов, как правило, обладающих широкими функциональными возможностями и развитым пользовательским интерфейсом.

В последнее время в качестве таких технологий используется интегрированный пакет Мiсrоsоft Оfficе, компонентами которого являются СУБД Access, система разработки электронных таблиц Excel, программа подготовки презентаций PowerPoint, программа управления информацией Oиtlook и текстовый процессор Word, который поддерживает возможность интеграции с другими компонентами Мicrоsоft ОШсе.

В документы Word можно легко встроить данные (таблицы, графики), сформированные в среде Excel, PowerPoint и Access. Эти программные возможности легко использовать в качестве ППП для создания и использования в учебном процессе электронных учебников, пособий, задачников, написания научных статей, лекций, планов и других АУК.

Кроме перечисленных компьютерных технологий имеются ППП, предназначенные для создания (генерации) заданного варианта АОС с последующим их использованием для разработки разного рода АУК, например:

- система Creator для построения приложений;

- система Formula Graphics для построения мультимедиа-приложений;

- инструментальная система Macromedia Director.

Эти ППП не нашли широкого применения из-за ограниченных возможностей и англоязычного сопровождения. Более широкое применение нашли следующие системы:

- Мultimеdiа Designer - комплексная инструментальная система, предназначенная для построения разнообразных АУК (прикладных мультимедиасистем в виде учебников, пособий, задачников, лекций и т. п.);

- 3D Studio МАХ - единый программный комплекс моделирования, визуализации и анимации объектов.

Развитие аппаратных и программных средств привело к тому, что процесс автоматизированного обучения перестает быть монополией профессионалов в области ВТ и все больше вовлекает в свое русло преподавателей самых различных дисциплин, в том числе гуманитарного про филя.

Такое вовлечение преподавателей стало возможным после создания специальных систем программирования (авторских языков, авторских и экспертных обучающих систем), предназначенных для обеспечения разработки АУК преподавателями - не специалистами в области программирования.

Гибкое использование возможностей АОС позволяет авторам реализовать свои творческие возможности, мастерство и личностные качества при разработке сценария учебного курса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы формирования поведения | Основы управления процессом обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.