КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы управления процессом обучения
Общая схема автоматизированного управления процессом обучения с учетом специфики АО приведена на рис..1 В АОС характеристики обучаемых представляются в виде их моделей Mоб В качестве модели используется вектор
Моб= {ml(t), m2(t),..., mn(t)},
где n - число показателей m, характеризующих объект управления (обучаемого) и которые могут изменяться во времени t. Модель знаний МЗН - это совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать у обучаемого. На основании анализа информации о том, переведен ли объект управления Моб в требуемое состояние МЗН или нет, принимается решение о продолжении обучения. Процесс адаптации заключается в приспособлении системы управления к специфическим свойствам объекта. При этом выбор управляющего воздействия R (стратегии обучения) осуществляется на каждом шаге с учетом информации о принадлежности объекта к определенному классу. Отнесение объекта к одному из классов осуществляется специальным блоком «Классификация обучаемых», использующим методы распознавания образов. Стратегии R = {R1 R2 •...• Rk} хранящиеся в базе знаний АОС, соответствуют возможным функциям системы (диалог, контроль знаний, расчетный режим и др.) Выбор управляющего воздействия может заключаться в реализации одной определенной стратегии или их комбинации. Каждая стратегия обеспечивается соответствующей подсистемой ПСj• С учетом модели обучаемого Моб на каждом шаге формируется структура диалога из набора сообщений D, хранящихся в базе знаний. На основе информации, получаемой из подсистемы ПСj в ходе обучения, происходит коррекция текущего состояния модели обучаемого Моб в схеме управления процессом обучения. Важным моментом в схеме управления обучением является учет и других составляющих данного процесса, таких как: - модели системы памяти человека; - психологического фактора (уровень безопасности, тревоги); - степени удовлетворенности пользователя временем реакции системы. Управление познавательной деятельностью Как известно, при решении задачи АО необходимо ответить на три основных вопроса дидактики: «Чему учить?», «Кого учить?», «Как учить?», Первый из них определяет цель и содержание обучения, при этом необходимо разработать модель изучаемого предмета (дисциплины) Мп и модель знаний специалиста МЗН. Модель предмета Мп включает в себя все темы дисциплины с учетом их взаимосвязей. В модели знаний Мзн отражается цель обучения (та часть знаний, умений и навыков, которыми должен обладать специалист данного профиля). На основе моделей Мп и Мзн составляется модель предмета для формирования специалиста данного профиля Мпз. В этой модели для каждой темы дисциплины указывается уровень ее изучения (<<знание», «умение», «знакомство» и др.) Второй вопрос дидактики определяет объект обучения (состав, уровень познавательных способностей и др.) и используется для организации адаптивного диалога. Модель обучаемого Моб содержит информацию, необходимую для адаптации как к группе пользователей, так и к каждому пользователю в пределах группы. Одна из составляющих модели Мпз позволяет сократить или расширить содержание отдельных тем дисциплины. В результате синтеза указанных моделей получаем модель для формирования специалистов данного профиля из исходного контингента обучаемых Мпо. Третий вопрос дидактики определяет методы обучения, при этом разработка моделей управления Мупр сводится к выбору вида управления (разомкнутое, замкнутое, смешанное), вида информационных процессов (рассеянные, направленные), типа и вида обучающих программ (ПО). Модель управления познавательной деятельностью можно схематично пред ставить, как показано на рис. 32.2. Таким образом, управление познавательной деятельностью осуществляется с помощью двух взаимосвязанных комплексов моделей Мпзо и Мупр. Разработка моделей автоматизированного обучения При разработке моделей АО необходимо использовать директивные документы руководящих органов, квалификационные характеристики специалистов, типовые и рабочие учебные программы по данной дисциплине, а также мнение специалистов этой области. Модель предмета Мп удобно представить в виде квадратной матрицы размерностью, равной числу разделов (тем) в предмете. Модель Мп формируется следующим образом: - По учебной программе составляются список всех разделов предмета и списки тем, входящих в каждый раздел. - По каждому разделу из нескольких тем составляется матрица смежности. Номер раздела указывается рядом с матрицей, номера тем - по диагонали, а общая нумерация - с левого бока и сверху. Матрица заполняется по горизонтали. Связь между темами указывается в соответствующей клетке цифрами 1, 2, 3 или 4 в зависимости от степени связи. Если темы данного раздела связаны с темами из другого раздела, то к матрице добавляется еще один столбец. При правильно определенной последовательности изучения учебного материала для каждой темы должна быть связь с предыдущей темой, то есть должна быть заполнена лишь нижняя половина матрицы (ниже главной диагонали). Модель предмета Мп представляет собой одну из разновидностей структурно логических схем. Наглядной формой изображения модели МЗН является логический ориентированный граф. Графовая модель, ориентированная на достижение конечной цели обучения специалиста, у которой ветви обеспечивают формирование каждого умения по данной дисциплине, а использование логических вершин (и/или) позволяет отразить условия поэтапного формирования умений и навыков, которые необходимы будущему специалисту. Модель обучаемого Моб отражает процесс познавательной деятельности обучаемого. Все компоненты этой модели-вектора Моб можно объединить в две составляющие: Моб = {Моб1, Mоб2}. Составляющая Моб1 содержит компоненты mi, отражающие предшествующий опыт обучаемого, то есть уровень знаний, умений и навыков по ранее изучавшимся родственным дисциплинам. Моб1 = {m11, m21,..., mn 1}, где mi1- уровень сформированности знаний по i-й дисциплине, а n _ число изученных дисциплин. В общем случае модель Моб1 представляет собой набор показателей: - тема дисциплины; - оценка за тему; - время изучения; - ранг обучаемого (слабый, средний, сильный) и другие. В простейшем случае в качестве уровня сформированности знаний mi1 используются оценки обучаемого по родственным дисциплинам. Вторая составляющая модели Моб2 = {m12, m22,..., mk2}, где mj2 _ компоненты, характеризующие индивидуальную работу обучаемого в ходе диалога; k - число компонентов. На основе анализа деятельности пользователей в диалоговых системах в качестве компонент mj2 составляющей модели Моб2 можно рассмотреть следующие: m12 - количество баллов за решение учебных задач; m22 - число сеансов работы с диалоговой системой; m32 - число обращений за помощью; m42 - число до конца выполненных заданий; m52 - число попыток выполнения заданий; m62 - среднее время на решение задания; m72 - число ошибок при выборе режима работы; mk2 - другие компоненты по необходимости. Накапливая в ОП показатели mj2 и далее их анализируя, можно организовать разветвленный диалог. В простейшем случае допускается не учитывать модель Моб но в этом случае ОП не будет удовлетворять требованиям обучения с индивидуальной адаптацией.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |