КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По степени ответной реакции организма на игровую нагрузку
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР И МЕТОДИКА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ 8-11 ЛЕТ СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР Объектом исследования были воспитанники детского дома 8-11 лет с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Клинические исследования, врачебно-педагогчческие наблюдения, хронометрирование двигательной активности, тестирование показали, что дети-сироты имеют множественные отклонения в состоянии здоровья, ограниченность адаптационного потенциала, нарушения координационных способностей, низкий уровень физического развития и физической подготовленности, бесцветность эмоциональной жизни, дефицит двигательной активности. Это и послужило основанием для разработки и научного обоснования внеурочных коррекцион-но-оздоровительных занятий, содержанием которых явились подвижные игры как самостоятельная форма адаптивной физической рекреации. Апробировано 150 разнообразных подвижных игр, рекомендованных в литературе для работы с детьми данного возраста с нарушениями в развитии и не имеющими нарушений в развитии. Главными критериями при отборе игр были: эмоциональность, доступность, простота движении, полезность с точки зрения компенсации и коррекции вторичных нарушений, возможность реализации межпредметных связей, а также собственное отношение детей к каждой игре. Наблюдения за поведением детей, их реакцией, проявляемым интересом, взаимоотношениями в игре, величиной нагрузки, утомления, их безопасность служили сигналами к их дальнейшему применению или отказу от них. Выбор игр не всегда был удачным: некоторые оказались слишком сложными, другие, рассчитанные на высокую эмоциональность, не вызывали ожидаемого результата, отдельные игры были непонятны, а большая часть - слишком трудными для запоминания и воспроизведения. В итоге остались 52 подвижные игры, которые пользовались неизменным успехом, из них 12 все дети назвали самыми любимыми («Воробушки и кот», «Сиамские близнецы», «Лохматый пес» и другие). Исследования показали, что умственно отсталые младшие школьники способны за 2 года занятий (3 раза по 1 часу в неделю) освоить 52 подвижные игры, что свидетельствует об их интеллектуальном потенциале. Положительные изменения произошли в уровне развития кратковременной памяти, мышления, звуко-буквенного синтеза, элементарных математических представлении. Существенно улучшились показатели физической подготовленности: в висе на согнутых руках, метании набивного мяча на дальность, прыжке в длину с места, наклоне вперед в положении сидя, количестве приседании за 30 сек., беге на 20 м с хода, быстроте локальных движений. В наиболее отстающем звене - координационных способностях существенные положительные изменения отмечены в статическом и динамическом равновесии, умении оценивать пространственные и силовые характеристики движения. Тенденция улучшения отмечена в усвоении заданного ритма движений, координации мимических мышц, двигательной памяти. Таким образом, методика рекреативных физкультурно-оздоровптельных занятии, основанных на использовании коррекционно-развивающих подвижных игр, отобранных с учетом личностных интересов детей, позволила эмоционально разнообразить быт детей, воспитывающихся в условиях материнской депривацни, увеличить объем двигательной активности, расширить диапазон знаний, двигательных умений и физических способностей, в первую очередь координационных, ограниченных патологическими нарушениями. Наиболее адекватным возрасту, особенностям психики, состоянию здоровья и физической подготовленности детей является 40-60-минутное рекреативное занятие, в содержание которого входят 10-20 подвижных игр продолжительностью от 1 до 5 мин, чередующихся по интенсивности и коррекционно-развивающей направленности. Единой классификации подвижных игр нет даже для здоровых детей. В педагогической практике и научной литературе встречаются десятки признаков, по которым группируются подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, игры-эстафеты, игровые упражнения, игровые композиции, имитационные игры, игры с предметами, игры с преимущественным использованием различных физических упражнений (бег, прыжки, метание и т.п.), направленные на развитие физических качеств, различающиеся координационной сложностью; величиной нагрузки; подвижные игры, переходные к спортивным; игры, основанные на межпредметных связях; «пальчиковые» игры; игры, систематизированные по педагогическим задачам, игры для детей с различными отклонениями и заболеваниями и многие другие. Та же картина наблюдается и в подвижных играх, рекомендованных для детей с умственной отсталостью. Причем многие игры совпадают, и это естественно, потому что главная функция игры - забава, развлечение - свойственна всем детям - как здоровым, так и с ограниченными возможностями, и достигается одними и теми же средствами. Просто детп с отклонениями в интеллектуальном развитии медленнее осваивают подвижные игры, как и любую другую деятельность, а некоторые пм и вовсе недоступны. Но несомненным является тот факт, что, используя эмоциональную основу игры, можно успешно решать коррекционно-развивающие задачи, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, научные исследования, программы физического воспитания, концепции оздоровления данной категории детей (Дмитриев А.А., 1989; Коз-ленко Н.А., 1991; Ильин В.А., 1992; Гербцова Г.И., 1994; Во-ронкова В.В., 1994; Страковская В.Л., 1994; Рубцова Н.0., 1995; Черник E.G., 1997; Дмитриев B.C. 1997; Катаева А.А., Стребе-лева Е.А., 1998; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999 и др.). Представленная классификация отражает общие тенденции специалистов, заключающиеся в том, что игровая деятельность для умственно отсталого ребенка - не только развлечение, но и способ увеличения двигательной активности, стимулятор развития телесных, психических, интеллектуальных возможностей. Соединение в подвижной игре трех компонентов -физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки - приближает ребенка к естественной жизни, где все эти проявления реализуются комплексно. Создание единой классификации невозможно, так как в каждой подвижной игре одновременно решается несколько задач коррекционной направленности: например, в эстафете «Зайцы» развивается умение дифференцировать усилия в прыжках и метании, быстрота реакции, закрепляются знания количественного счета, укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы, т.е. одна игра имеет несколько признаков для ее соотнесения в разные группы. Предлагаемая классификация подвижных игр позволяет выбрать те из них, которые направленно воздействуют именно на те функции аномального ребенка, которые отстают в развитии и нуждаются в коррекции. Такая группировка подвижных игр позволяет педагогам, родителям, учителям, воспитателям и другим заинтересованным лицам лучше ориентироваться в их назначении и целенаправленном выборе для практического применения. Рассмотрим следующие классификационные признаки и некоторые методические особенности использования подвижных игр внутри этих групп. Оздоровительный эффект занятий подвижными играми во многом определяется сложностью и интенсивностью применяемых нагрузок. Главный педагогический принцип заключается в том, чтобы величина, сила и ритм воздействий не вызывали перенапряжения организма ребенка, так как разные подвижные игры и включенные в них физические упражнения имеют неодинаковую энергетическую стоимость. В связи с этим подвижные игры были сгруппированы по величине нагрузки на организм ребенка. Наиболее доступным способом оценки интенсивности той или иной подвижной игры является частота сердечных сокращений (ЧСС). Все используемые подвижные игры были разделены с учетом примерной психофизической нагрузки на 4 зоны интенсивности (Страковская В.Л., 1994) и дополнены сведениями о ЧСС в процессе собственных исследований. Установлено, что: В 1-ю зону интенсивности вошли подвижные игры малой подвижности с незначительной психофизической нагрузкой, вызывающей повышение ЧСС до 100 уд./мин. Во 2-ю зону интенсивности вошли подвижные игры с умеренной психофизической нагрузкой, имеющие ЧСС в пределах 100-120 уд./мин. Эту группу составляют подвижные игры. вызывающие повышенное эмоциональное состояние детей, увеличенную амплитуду движений за счет включения непродолжительного бега («Дотронься до...»), прыжков («Попрыгунчики»), упражнений на статическую и динамическую координацию («Быстро шагай» и «Бусы»), ориентировку в пространстве («Жмурки»), активизацию дыхания («Дунем раз...»), формирование осанки («Быстро шагай»), профилактику плоскостопия («Зоопарк»). В данную группу вошли подвижные игры, активизирующие психические процессы - внимание, память, мышление, восприятие («Зоопарк»), основанные на межпредметных связях: задания на узнавание в процессе игры букв и составление из них слов («Собери слово»), с цифрами («Падающий мяч»), на различение цвета, формы и размера предметов («Дотронься до...»). В 3-ю зону интенсивности включены подвижные игры с тонизирующей психофизической нагрузкой с ЧСС от 120 до 140 уд./мин. Она состоит из насыщенных яркими впечатлениями игр, вызывающих бурные эмоции, смех, возгласы детей. В игры данной зоны интенсивности входит бег, прыжки, приседания, лазанье, метание. Большое место занимают игры и игровые упражнения, выполняемые в парах, тройках, которые формируют умения координировать свои движения с деп-ствиями партнера («Одноножки», «Сиамские близнецы»), ориентироваться в пространстве («Дракон»), упражняться в равновесии («Болото»). Многие задания выполняются с поролоновыми цветным" фигурами различных форм и размеров. Использование этого инвентаря вызывает у детей особенный восторг, что позволяет расширить возможности его применения: от конструпрова- ния до перебрасывания и даже элементов борьбы («Бросай-ка», «Цветной бой»). Именно это в данной зоне интенсивности снимает психоэмоциональное напряжение детей, снижает агрессивность и чрезмерное возбуждение. Если же занимающиеся, в силу нестабильности эмоциональной сферы, впадают в апатичное состояние или кто-то из них расстраивается после неудачи в предыдущей игре, для сплочения группы и улучшения настроения применяются такие игры, как «Быстрые мячи», «Время - можно». Часть игр проводится под речитативы, создающие ритм движений («Лохматый пес»), произносимые вначале под совместную декламацию педагога и занимающихся, а впоследствии и самими детьми по памяти. Скорость проговаривания речитативов позволяет варьировать темп движении. В эту зону интенсивности входят игры многопланового действия не только на физическую сферу занимающихся, но и на психическую: развитие памяти («Стоп, хоп, раз»), мышления («Строители и разрушители»), восприятия («Зеркало»). В процессе многих подвижных игр, наряду с двигательными действиями, детям приходится решать и умственные задачи: они должны быстро отреагировать на задание, определить букву и составить нужное слово («Разноцветные буквы»), математические задания с цифрами, счетом, сравнением и различением цветов, форгя и размеров предметов («Паучки», «Бросай-ка»). Имитационно-ролевые игры («Совушка», «Гуси-гуси») использовались для расширения кругозора занимающихся, их представлений об окружающем мире и знаний, необходимых в быту («Машины»), В 4-ю зону интенсивности вошли подвижные игры с тренирующей психофизической нагрузкой, вызывающие увеличение ЧСС до 140-160 уд./мин. Игры этой зоны интенсивности отличаются от предыдущих наличием соревновательного момента, который усиливает эмоциональное напряжение играющих, побуждая к максимальным проявлениям физических воз- можностей, тем самым увеличивая общую эмоциональную и физическую нагрузку на организм ребенка. Игры проводятся с большой амплитудой движений, с включением более продолжительного бега («Казаки-разбойники», «Невод») и беговых упражнении, сложных по координации задании, с метанием («Зайцы»), преодолением препятствий («Кто быстрее»), со звукоподражанием («Воробушки и кот»). Игры и эстафеты в этой зоне интенсивности, несмотря на достаточно высокий уровень реактивности сердечно-сосудистой системы, непродолжительны (30-60 сек.), поэтому не вызывают утомления и проходят на высоком эмоциональном уровне, а после игры дети быстро восстанавливаются. Необходимо учесть, что деление подвижных игр по величине нагрузки в какой-то степени условно. Это объясняется прежде всего тем, что величина нагрузки в игре зависит не только от точности выполнения условий игры, но и от самочувствия и настроения детей, от ведущего, который является как бы режиссером, придавая игре ту или иную эмоциональную окраску.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |