Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По степени ответной реакции организма на игровую нагрузку

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР И МЕТОДИКА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ 8-11 ЛЕТ

СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Объектом исследования были воспитанники детского дома 8-11 лет с легкой и умеренной степенью умственной от­сталости.

Клинические исследования, врачебно-педагогчческие на­блюдения, хронометрирование двигательной активности, тес­тирование показали, что дети-сироты имеют множественные отклонения в состоянии здоровья, ограниченность адаптаци­онного потенциала, нарушения координационных способнос­тей, низкий уровень физического развития и физической под­готовленности, бесцветность эмоциональной жизни, дефицит двигательной активности. Это и послужило основанием для разработки и научного обоснования внеурочных коррекцион-но-оздоровительных занятий, содержанием которых явились подвижные игры как самостоятельная форма адаптивной фи­зической рекреации.

Апробировано 150 разнообразных подвижных игр, реко­мендованных в литературе для работы с детьми данного воз­раста с нарушениями в развитии и не имеющими нарушений в развитии.

Главными критериями при отборе игр были: эмоциональ­ность, доступность, простота движении, полезность с точки зрения компенсации и коррекции вторичных нарушений, воз­можность реализации межпредметных связей, а также соб­ственное отношение детей к каждой игре.

Наблюдения за поведением детей, их реакцией, проявляе­мым интересом, взаимоотношениями в игре, величиной нагрузки, утомления, их безопасность служили сигналами к их дальней­шему применению или отказу от них. Выбор игр не всегда был удачным: некоторые оказались слишком сложными, другие, рассчитанные на высокую эмоциональность, не вызывали ожи­даемого результата, отдельные игры были непонятны, а боль­шая часть - слишком трудными для запоминания и воспроиз­ведения.

В итоге остались 52 подвижные игры, которые пользова­лись неизменным успехом, из них 12 все дети назвали самыми любимыми («Воробушки и кот», «Сиамские близнецы», «Лох­матый пес» и другие). Исследования показали, что умственно отсталые младшие школьники способны за 2 года занятий

(3 раза по 1 часу в неделю) освоить 52 подвижные игры, что свидетельствует об их интеллектуальном потенциале. Поло­жительные изменения произошли в уровне развития кратков­ременной памяти, мышления, звуко-буквенного синтеза, эле­ментарных математических представлении. Существенно улуч­шились показатели физической подготовленности: в висе на согнутых руках, метании набивного мяча на дальность, прыж­ке в длину с места, наклоне вперед в положении сидя, количе­стве приседании за 30 сек., беге на 20 м с хода, быстроте локальных движений. В наиболее отстающем звене - коорди­национных способностях существенные положительные изме­нения отмечены в статическом и динамическом равновесии, умении оценивать пространственные и силовые характеристи­ки движения. Тенденция улучшения отмечена в усвоении за­данного ритма движений, координации мимических мышц, дви­гательной памяти.

Таким образом, методика рекреативных физкультурно-оздоровптельных занятии, основанных на использовании коррекционно-развивающих подвижных игр, отобранных с учетом личностных интересов детей, позволила эмоционально разнообразить быт детей, воспитывающихся в условиях ма­теринской депривацни, увеличить объем двигательной ак­тивности, расширить диапазон знаний, двигательных уме­ний и физических способностей, в первую очередь коорди­национных, ограниченных патологическими нарушениями. Наиболее адекватным возрасту, особенностям психики, со­стоянию здоровья и физической подготовленности детей является 40-60-минутное рекреативное занятие, в содержа­ние которого входят 10-20 подвижных игр продолжитель­ностью от 1 до 5 мин, чередующихся по интенсивности и коррекционно-развивающей направленности.

Единой классификации подвижных игр нет даже для здо­ровых детей. В педагогической практике и научной литературе встречаются десятки признаков, по которым группируются подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, игры-эстафеты, игровые упражнения, игровые композиции, имитационные игры, игры с предметами, игры с преимущественным использовани­ем различных физических упражнений (бег, прыжки, метание и т.п.), направленные на развитие физических качеств, разли­чающиеся координационной сложностью; величиной нагруз­ки; подвижные игры, переходные к спортивным; игры, осно­ванные на межпредметных связях; «пальчиковые» игры; игры, систематизированные по педагогическим задачам, игры для де­тей с различными отклонениями и заболеваниями и многие другие.

Та же картина наблюдается и в подвижных играх, реко­мендованных для детей с умственной отсталостью. Причем многие игры совпадают, и это естественно, потому что глав­ная функция игры - забава, развлечение - свойственна всем детям - как здоровым, так и с ограниченными возможностя­ми, и достигается одними и теми же средствами. Просто детп с отклонениями в интеллектуальном развитии медленнее осва­ивают подвижные игры, как и любую другую деятельность, а некоторые пм и вовсе недоступны. Но несомненным является тот факт, что, используя эмоциональную основу игры, можно успешно решать коррекционно-развивающие задачи, о чем сви­детельствуют многочисленные публикации, научные исследо­вания, программы физического воспитания, концепции оздо­ровления данной категории детей (Дмитриев А.А., 1989; Коз-ленко Н.А., 1991; Ильин В.А., 1992; Гербцова Г.И., 1994; Во-ронкова В.В., 1994; Страковская В.Л., 1994; Рубцова Н.0., 1995;

Черник E.G., 1997; Дмитриев B.C. 1997; Катаева А.А., Стребе-лева Е.А., 1998; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999 и др.).

Представленная классификация отражает общие тенден­ции специалистов, заключающиеся в том, что игровая деятель­ность для умственно отсталого ребенка - не только развлече­ние, но и способ увеличения двигательной активности, стиму­лятор развития телесных, психических, интеллектуальных воз­можностей. Соединение в подвижной игре трех компонентов -физического упражнения, эмоционального тренинга и умствен­ной нагрузки - приближает ребенка к естественной жизни, где все эти проявления реализуются комплексно.

Создание единой классификации невозможно, так как в каждой подвижной игре одновременно решается несколько задач коррекционной направленности: например, в эстафете «Зайцы» развивается умение дифференцировать усилия в прыж­ках и метании, быстрота реакции, закрепляются знания коли­чественного счета, укрепляется сердечно-сосудистая и дыха­тельная системы, т.е. одна игра имеет несколько признаков для ее соотнесения в разные группы.

Предлагаемая классификация подвижных игр позволяет выб­рать те из них, которые направленно воздействуют именно на те функции аномального ребенка, которые отстают в раз­витии и нуждаются в коррекции. Такая группировка подвиж­ных игр позволяет педагогам, родителям, учителям, воспита­телям и другим заинтересованным лицам лучше ориентиро­ваться в их назначении и целенаправленном выборе для прак­тического применения.

Рассмотрим следующие классификационные признаки и некоторые методические особенности использования подвиж­ных игр внутри этих групп.

Оздоровительный эффект занятий подвижными играми во многом определяется сложностью и интенсивностью приме­няемых нагрузок. Главный педагогический принцип заключа­ется в том, чтобы величина, сила и ритм воздействий не вызы­вали перенапряжения организма ребенка, так как разные под­вижные игры и включенные в них физические упражнения имеют неодинаковую энергетическую стоимость. В связи с этим подвижные игры были сгруппированы по величине нагрузки на организм ребенка. Наиболее доступным способом оценки интенсивности той или иной подвижной игры является часто­та сердечных сокращений (ЧСС).

Все используемые подвижные игры были разделены с уче­том примерной психофизической нагрузки на 4 зоны интен­сивности (Страковская В.Л., 1994) и дополнены сведениями о ЧСС в процессе собственных исследований.

Установлено, что:

В 1-ю зону интенсивности вошли подвижные игры малой подвижности с незначительной психофизической нагрузкой, вызывающей повышение ЧСС до 100 уд./мин.

Во 2-ю зону интенсивности вошли подвижные игры с уме­ренной психофизической нагрузкой, имеющие ЧСС в преде­лах 100-120 уд./мин. Эту группу составляют подвижные игры. вызывающие повышенное эмоциональное состояние детей, уве­личенную амплитуду движений за счет включения непродол­жительного бега («Дотронься до...»), прыжков («Попрыгун­чики»), упражнений на статическую и динамическую коорди­нацию («Быстро шагай» и «Бусы»), ориентировку в простран­стве («Жмурки»), активизацию дыхания («Дунем раз...»), фор­мирование осанки («Быстро шагай»), профилактику плоско­стопия («Зоопарк»).

В данную группу вошли подвижные игры, активизирующие психические процессы - внимание, память, мышление, вос­приятие («Зоопарк»), основанные на межпредметных связях:

задания на узнавание в процессе игры букв и составление из них слов («Собери слово»), с цифрами («Падающий мяч»), на различение цвета, формы и размера предметов («Дотронься до...»).

В 3-ю зону интенсивности включены подвижные игры с тонизирующей психофизической нагрузкой с ЧСС от 120 до 140 уд./мин. Она состоит из насыщенных яркими впечатления­ми игр, вызывающих бурные эмоции, смех, возгласы детей.

В игры данной зоны интенсивности входит бег, прыжки, приседания, лазанье, метание. Большое место занимают игры и игровые упражнения, выполняемые в парах, тройках, кото­рые формируют умения координировать свои движения с деп-ствиями партнера («Одноножки», «Сиамские близнецы»), ори­ентироваться в пространстве («Дракон»), упражняться в рав­новесии («Болото»).

Многие задания выполняются с поролоновыми цветным" фигурами различных форм и размеров. Использование этого инвентаря вызывает у детей особенный восторг, что позволя­ет расширить возможности его применения: от конструпрова-

ния до перебрасывания и даже элементов борьбы («Бросай-ка», «Цветной бой»). Именно это в данной зоне интенсивнос­ти снимает психоэмоциональное напряжение детей, снижает агрессивность и чрезмерное возбуждение.

Если же занимающиеся, в силу нестабильности эмоцио­нальной сферы, впадают в апатичное состояние или кто-то из них расстраивается после неудачи в предыдущей игре, для спло­чения группы и улучшения настроения применяются такие игры, как «Быстрые мячи», «Время - можно».

Часть игр проводится под речитативы, создающие ритм движений («Лохматый пес»), произносимые вначале под со­вместную декламацию педагога и занимающихся, а впослед­ствии и самими детьми по памяти. Скорость проговаривания речитативов позволяет варьировать темп движении.

В эту зону интенсивности входят игры многопланового действия не только на физическую сферу занимающихся, но и на психическую: развитие памяти («Стоп, хоп, раз»), мышле­ния («Строители и разрушители»), восприятия («Зеркало»).

В процессе многих подвижных игр, наряду с двигательны­ми действиями, детям приходится решать и умственные зада­чи: они должны быстро отреагировать на задание, определить букву и составить нужное слово («Разноцветные буквы»), ма­тематические задания с цифрами, счетом, сравнением и раз­личением цветов, форгя и размеров предметов («Паучки», «Бро­сай-ка»).

Имитационно-ролевые игры («Совушка», «Гуси-гуси») ис­пользовались для расширения кругозора занимающихся, их представлений об окружающем мире и знаний, необходимых в быту («Машины»),

В 4-ю зону интенсивности вошли подвижные игры с тре­нирующей психофизической нагрузкой, вызывающие увеличе­ние ЧСС до 140-160 уд./мин. Игры этой зоны интенсивности отличаются от предыдущих наличием соревновательного мо­мента, который усиливает эмоциональное напряжение играю­щих, побуждая к максимальным проявлениям физических воз-

можностей, тем самым увеличивая общую эмоциональную и физическую нагрузку на организм ребенка.

Игры проводятся с большой амплитудой движений, с вклю­чением более продолжительного бега («Казаки-разбойники», «Невод») и беговых упражнении, сложных по координации задании, с метанием («Зайцы»), преодолением препятствий («Кто быстрее»), со звукоподражанием («Воробушки и кот»).

Игры и эстафеты в этой зоне интенсивности, несмотря на достаточно высокий уровень реактивности сердечно-сосудис­той системы, непродолжительны (30-60 сек.), поэтому не вы­зывают утомления и проходят на высоком эмоциональном уров­не, а после игры дети быстро восстанавливаются.

Необходимо учесть, что деление подвижных игр по вели­чине нагрузки в какой-то степени условно. Это объясняется прежде всего тем, что величина нагрузки в игре зависит не только от точности выполнения условий игры, но и от само­чувствия и настроения детей, от ведущего, который является как бы режиссером, придавая игре ту или иную эмоциональ­ную окраску.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль игры в развитии умственно отсталого ребенка | По преимущественному развитию физических качеств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.