Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По преимущественному развитию физических качеств

1) Координационные способности.

Практически каждая подвижная игра требует проявления координационных способностей, но именно они больше всего отстают в развитии умственно отсталого ребенка, что обус­ловлено влиянием основного дефекта. Двигательные наруше­ния наблюдаются даже в простых движениях: в ходьбе, беге, в статических позах.

Для коррекции элементарных движений используются игры «Зоопарк», «Машины», «Божья коровка», «Зеркало», не огра­ниченные временем, где главная задача - исключить грубые ошибки и добиться точного, красивого выполнения различных положений рук, ног, сохранения вертикальной позы и осанки.

Более сложными для точного выполнения являются игры с перемещениями, в различном темпе - «Быстро шагай», перестро­ением в колонну - «Стоп, хоп, раз», с закрытыми глазами -«Робот», «Жмурки», в беге с ускорениями - «Лохматый пес», «Воробушки и кот».

Для развития ориентировки в пространстве применяются подвижные игры «Попрыгунчики», «Совушка», «Болото», «Не­вод», «Идем на слух» и др. Ритмичности движений в большей мере способствуют игры, сопровождаемые речитативами (или выполняемые под музыку) - «Гуси-гуси», «Летающие носоч­ки», «Лохматый пес», «Дунем раз...».

Для развития статической координации и динамического равновесия применяются подвижные игры, способствующие выработке у умственно отсталых детей навыков удержании определенной позы в покое и движении. («Быстро шагай», «Фокусник», «Лабиринт», «Божья коровка» и др.), с переша-гнванпем через линии, малые и большие препятствия («Кто быстрее»), при ускорениях («Казаки-разбойники»). В процес­се некоторых подвижных игр требуется удержание статичес­кого равновесия в различных положениях («Совушка» и др.). Например, в игре «Воробушки и кот» дети должны после сби­вающего воздействия (бега с увертываннем) замереть б «домике» - в положении стоя на носках, на одной ноге. Быст­рота реагирования на сигнал, переключение с одного вида дви­жений на другой, скорость и точность выполнения игровых заданий - необходимые условия развития координационных способностей. Этому способствуют подвижные игры «Бусы», «Падающий мяч», «Дотронься до...», «Лохматый пес», «Обго­ни», «Зайцы», «Собери слово».

Для развития мелкой моторики рук и кисти, стопы и паль­цев ног используются игры: «Фокусник», «Летающие носоч­ки», «Рисуем настроение», «Узнай друга», «Чудесный мешо­чек», «Собери слово», «Сбей снеговнка», «Льдинка» и др.

На развитие согласованности действий в играх вдвоем или в командах, где проявляется способность взаимодействовать, целенаправленно решать общие задачи, направлены подвиж­ные игры «Одноножки», «Дракон», «Сиамские близнецы». «Разноцветны буквы», «Снеговик», «Невод», «Быстрые сани». «Обгони».

Двигательные ошибки, неточность выполнения игровых действий умственно отсталого ребенка объясняются несовер­шенством центральной системы управления движениями, не­умением дифференцировать мышечные усилия, пространствен­ные и временные характеристики движения. С целью коррек­ции этих нарушении используются следующие подвижные игры:

«Говорящий мяч», «Ранец», «Робот», «Быстрые мячи», «Стро­ители и разрушители», «Болото», «Снежные круги», «Льдинка», «Бой» и многие другие, в которых детям предоставляется возможность почувствовать разницу мышечных напряжений при ловле и бросках мячей разного объема и веса, соразме­рить усилие и расстояние при прыжках по ориентирам, скор­ректировать силу и направление удара по мячу для попадания в цель и т.п.

Расслабление как важная часть координационных способ­ностей не имеет специально разработанных подвижных игр, но есть такие, которые предусматривают после сильного на­пряжения во время игры обязательное последующее расслаб­ление: «Рычи, лев, рычи», «Строители и разрушители», «Дра­кон», «Можно и нельзя». К подвижным играм, в которых за­ложено напряжение и произвольное расслабление, относятся игры с активизацией мимических мышц лица, губ, языка, та­кие, как «Зоопарк». В игре «Рисуем настроение» дети изобра­жают мимикой различные эмоции - радость, грусть, удивле­ние, счастье, усталость и т.п.

Для развития речедвигательной координации используют­ся подвижные игры, в которых движение сочетается с прого-вариванпем стихов, речитативов, - «Лохматый пес», «Быстро шагай» и др.

2) Скоростные качества.

Важной составляющей координационных способностей является проявление скоростных качеств. Подвижная игра ес­тественным образом аккумулирует в себе необходимость их проявления во всех формах: и как быстроту реакции, и как быстроту отдельных движений и их частоту (темп). Практи­чески все подвижные игры так или иначе требуют скоростных способностей. Но у детей с поражением интеллектуальной сферы эта способность является лимитирующим фактором в игре. Умственно отсталые дети медленнее реагируют на вне­шние сигналы, теряются при смене обстановки или поставлен­ной задачи, что нарушает ход игры. Скоростные качества у данной категории детей развиваются медленно даже в игровой обстановке. Тем не менее включение специальных целенаправденных двигательных действии, требующих быстрой реакции на звуковой или зрительный раздражитель («Стоп, хоп, раз», «Быстрые мячи» и др.), постепенно приучают детей отслежи­вать сигналы, реагировать на них в коллективных игровых дей­ствиях. Дети 8-11 лет с удовольствием играют в такие игры, как «Совушка», «Замри» и др., где требуются быстрота реак­ции и точность одиночных движений,

С целью развития у детей максимальной частоты движе­ний используются подвижные игры, эстафеты с ярко выра­женным соревновательным элементом, требующие от детей максимальных проявлений своих физических и психических возможностей («Зайцы», «Кто быстрее» и др.).

3) Силовые и скоростно-силовые качества.

В процессе выбора детьми наиболее полюбившихся им игр оказалось, что игр с преимущественной направленностью на развитие силы очень мало. Данную группу составили подвиж­ные игры, способствующие развитию силы сгибателей паль­цев кисти («Фокусник», «Бусы»), эстафеты с передачей на­бивных мячей («Быстрый мяч») и несколько игр, эстафет на открытом воздухе в зимнее время с перевозкой игрока на сан­ках и др. («Обгони», «Быстрые сани»).

Одновременного проявления значительных усилий и лов­кости требуют такие подвижные игры, как «Сиамские близне­цы», «Одноножки», «Казаки-разбойники», «Строители и раз­рушители».

К подвижным играм, имеющим ярко выраженную скорост-но-силовую направленность, относятся игры с прыжками -«Зайцы», «Ранец», «Попрыгунчики» и др.; с метанием в цель -«Сбей снеговпка», «Снежные круги», «Бой» и др.; различные эстафеты, проводимые как в помещении, так и на улице в зимнее время - «Собери слово», «Болото», «Кто быстрее» и др. Эти игры вызывают неизменный интерес у детей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По степени ответной реакции организма на игровую нагрузку | По оздоровительной направленности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.