Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Столяренко Людмила Дмитриевна




Нельзя забывать, что важность именно этих документов

подтверждается более длительными сроками их хранения

(50 - 75 лет, либо постоянное хранение)

По структуре, закономерностям развития и функциям управленческой деятельности более времени мы уделить в рамках предмета не можем. Кто чего-то не понял или хочет узнать больше: берите приличный учебник по менеджменту, либо по управлению и изучайте.

Изучать документационное обеспечение какого-то процесса и не представлять себе сущность и содержание самого процесса. Это нонсенс!

Однако, если есть принципиальные противники изучения управленческой деятельности как таковой, то в этом случае прошу поднять учебник Л.Д.Столяренко, в нем на первых 20 страницах сущность и содержание процесса управления расписана. Очень коротко, сжато и доступно.

Психология управления. Учебное пособие.

Ростов-На-Дону, Феникс, 2005 (Серия

«Высшее образование») – 512 с. стр. с 3 по 26.

Поехали дальше:

Система управления только тогда становится системой, если в ней присутствует объект управления и субъект управления. Объектом управления могут выступать и отдельно взятый работник, и группы работников, и весь трудовой коллектив организации в целом.

А вот субъектами управления выступают структурно обозначенные объединения людей и руководители на персональном уровне, наделенные управленческими полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность.

Структурно коротко: это управляющая подсистема и управляемая подсистема.

Предмет нашего разговора – это управляющая подсистема, т.е. управленческая структура организации (учреждения, предприятия) социально-культурного сервиса и туризма.

А какие вообще бывают управленческие структуры, чем они отличаются друг от друга?

Каждая отдельно взятая управленческая структура конкретной организации имеет свой строго фиксированный круг полномочий и, исходя из этого, объем обязанностей даже в одной отрасли, такой как сервис и туризм.

От чего зависит круг прав и список обязанностей управленческих структур в сервисе и туризме?

Основных краеугольных причин две:

1. Права и круг обязанностей управленческой структуры (или как говорят документоведы – управленческого аппарата) в сервисе и туризме зависит от предмета извлечения прибыли, если это коммерческая организация, а так же от структуры и принципов владения имуществом и капиталами, которые есть в организации.

2. Второе обстоятельство юридически и организационно закрепляет первое. Называется оно – организационно-правовая форма организации.

Первый признак (или первое обстоятельство: область или отрасль сервиса и туризма, в которой организация осуществляет свою деятельность и структура имущества и капиталов, которые есть в организации).

Понятно, что эти две составляющие являются взаимозависимыми для любой фирмы.

Что имеется в виду?

Отраслей деятельности и предметов извлечения прибыли для коммерческих организаций в рамках сервиса и туризма может быть великое множество.

Это может быть:

- услуги общественного питания в рамках туризма;

- гостиничный сервис;

- различные виды обслуживания туристов (от встречи на вокзале, до маникюра и прически);

- эксплуатация объектов развлекательного, делового, оздоровительного, познавательного и иного назначения;

- экскурсионные услуги;

- туроператорская и турагентская деятельность и т.д. и т.п.

С другой стороны все перечисленные и не перечисленные виды деятельности предполагают обладание, либо в собственности, либо на любых других основаниях определенным количеством активов (материальных или нематериальны – это уже другой вопрос).

Ясное дело, что фирма, которая осуществляет туроператорскую деятельность по своему имуществу и интеллектуальной собственности отличается от организации эксплуатирующей в лечебных и познавательных целях горный курорт, прежде всего штатной численностью персонала, объемом и спецификой выполняемых задач.

И даже, казалось бы, в одном сегменте услуг – туристско-экскурсионные гостиницы активы могут быть абсолютно разными: кемпинги, ротели, ботели, флотели, коттеджи деревенского туризма. И это только в весьма узком по меркам социально-культурного сервиса и туризма сегменте. Что уж тут говорить обо всей отрасли.

Однако, даже при абсолютно одинаковых активах, организации находящиеся в разных климатических поясах имеют особенности управления, а значит и документационного обеспечения.

Только рассмотрение этих двух сторон «одной медали» говорит о большом количестве вариантов формирования управленческой структуры организации как по обязанностям и, естественно, правам, так и по структуре и штатной численности.

Вместе с тем, на все это великое разнообразие накладывается второе не менее важное обстоятельство. А какая организационно-правовая форма существования всего этого дела?

Здесь необходимо сразу определиться с чем и с кем мы имеем дело? Либо это частный предприниматель без образования юридического лица, либо это организация – юридическое лицо.

С частным предпринимателем без образования юридического лица более или менее все ясно. Это единый и единственный собственник. По долгам отвечает всем своим имуществом, имеет счет в банке на свое имя, свою именную печать, сам ставит подпись под документами бухгалтерского и налогового контроля, сам подписывает все договора (от трудового до договоров поставки продукции по основной деятельности). У него простая система: в любое время имущество забрал из оборота, либо ввел новое. Основной вид управленческих документов: решение и распоряжение. Делопроизводство обеспечивает управленческую деятельность одного человека, иные управленческие структуры практически отсутствуют.

Почему и говорят: ведет предпринимательскую деятельность на свой страх и риск. Потому что по долгам, которые могут возникнуть от такой деятельности, предприниматель расплачивается всем своим имуществом, включая личное, на которое можно наложить арест.

Совсем другое дело – это организации - юридические лица. Тут намного все сложнее.

Говорить о юридических лицах сегодня мы будем лишь с точки зрения структуры, прав и обязанностей управленческих органов, что в свою очередь обуславливает документационное обеспечение их деятельности.

В связи с этим необходимо ответить на вопросы:

- Что такое вообще юридические лица?

- Какие цели преследует юридическое лицо своим созданием?

- Кому принадлежит имущество, которое юридическое лицо использует для своей деятельности. Кто им имеет право распоряжаться и в каких пределах?

Ответив на эти вопросы по конкретной организации, можно с уверенностью переходить к управленческим структурам, внятно говорить об их правах и обязанностях, штатной численности и, естественно, вести речь о документационном обеспечении их деятельности.

Для начала необходимо выяснить, что такое юридическое лицо (это ВЫ должны уже знать!).

Итак, Гражданский Кодекс РФ, часть 1, раздел 1, статья 48,пункт 1:

«Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету».

То есть, юридическое лицо должно обладать как организация четырьмя признаками:

1. Имущественная обособленность

2. Самостоятельная имущественная ответственность

3. Самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени

4. Организационное единство

Три первых признака напрямую указаны в ст.48, а вот четвертый признак предполагается первыми тремя. Из него следует, что юридическое лицо обладает устойчивой структурой. Выступление юридического лицо как единого целого обеспечивается тем, что во главе соответствующего образования стоят наделенные весьма определенной компетенцией органы, которые осуществляют внутреннее управление юридическим лицом и действуют от его имени вовне.

Те же, кто находится внутри юридического лица – руководители, работники, должны знать, что представляет собой организация, чем она будет заниматься, кто и как управляет ею, что представляет собой имущество и т.д.

Это же важно и для тех, кто вступает или только намеревается вступить с данным образованием в правовые отношения. На практике это ответ на вопрос: Кто от имени организации уполномочен решать проблемы в полном объеме?

И еще одна особенность юридического лица, которая имеет прямое отношение к нашему разговору и которую никак нельзя упустить:

Юридические лица могут существовать только в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена Гражданским кодексом, либо иным федеральным законом. Другими словами, любое юридическое лицо должно непременно строиться по модели, которая известна законодателю и им урегулирована.

На первый вопрос ответили.

Второй вопрос: какие цели преследует организация - как юридическое лицо своим созданием?

Ст.50 Гражданского кодекса разделила все юридические лица на «коммерческие» и «некоммерческие». Естественно, основанием послужила цель создания.

Как Вы знаете:

1. Коммерческими признают организации, которые имеют основной целью – извлечение прибыли;

2. Некоммерческие – те, которые такой цели не ставят и полученную прибыль не распределяют.

Кстати, мы постоянно употребляем термин «юридическое лицо», откуда он взялся? Впервые термин «юридическое лицо» ввел в оборот в 1807 году немецкий ученый Нейзе (Neise), в котором он подвел под одну категорию различные виды коллективных субъектов права, участвующих в хозяйственной жизни, и поставил их рядом с физическими лицами.

Подробнее: Ельяшевич В.Б. Юридическое лицо, его происхождение и функции в римском частном праве.-СПБ., Санктъ – Петербурн 1910. С.32 и далее

Закон предусматривает целое семейство организационно-правовых форм юридических лиц, которые своей целью ставят извлечение прибыли:

Полный список:

- хозяйственные общества:

- акционерные общества – закрытые и открытые, с участие в долях государственного капитала и без них, с акциями голосующими и привилегированными, имеющими в своем составе филиалы и представительства и без таковых, имеющие положение зависимых и дочерних фирм, либо без таковых.

- Общества с ограниченной, либо дополнительной, либо полной ответственностью

- хозяйственные товарищества – полные и коммадитные (или товарищества на вере)

- производственные кооперативы – на которых держится добрая половина выпуска сувенирной продукции для туристов, большая часть фото услуг, абсолютное большинство туристических таежных заимок и горных привалов, часть деревенского туризма внутреннего типа.

- государственные и муниципальные предприятия – где государственные предприятия выступают либо как федеральные предприятия (где собственник Российское государство в лице Правительства Российской Федерации), либо предприятия субъекта Федерации. На территории Краснодарского края ряд предприятий входят в краевую собственность и собственником в них является от имени края – администрация Краснодарского края во главе с Губернатором, а также муниципальные предприятия – где собственник администрация муниципального образования во главе с мэром, либо главой администрации.

Необходимо упомянуть одну особенность нашего национального гражданского законодательства:

- а). Термин «предприятие» употребляется нашим законодателем в двух смыслах. Первый из них – предприятие – как организационно-правовая форма существования государственной, либо муниципальной собственности. Причем, только этих двух видов собственности. Частная и смешанная собственность не может существовать в такой организационно-правовой форме как «предприятие».

Если говорить коротко: у предприятия всегда один собственник: государство в двух видах – федеральная власть и власть субъекта РФ, либо муниципальное самоуправление в лице местной администрации во главе с руководителем (в г.Краснодаре это мэр города, в районах – Главы местных администраций). А раз собственник один (государство или муниципалитет), значит можно смело утверждать, что по нашему гражданскому законодательству все предприятия в России это предприятия унитарные (унитари энтерпрайзе), организация с одним собственником..

Теперь вопрос, о прибыли. Имущество и полномочия по его распоряжению государство или муниципалитеты могут передавать предприятию по одному из двух вариантов:

- право хозяйственного ведения, либо право оперативного управления. Оба этих юридических термина – это чисто российское изобретение, которого ни где в развитом гражданском обороте нет. Более подробно об этом Вам будут говорить на юридическом обеспечении сервиса и туризма. Мы же отметим, что предприятие, основанное на правах хозяйственного ведения, на определенных условиях, имеет право распоряжаться полученной прибылью (по этой схеме работает абсолютное большинство ведомственных санаториев и домов отдыха, предприятий питания и туристические суда). Такие предприятия могут быть в федеральной, краевой и муниципальной собственности.

- По второму варианту – предприятия на правах оперативного управления могут образовывать только Правительство РФ, как орган, распоряжающийся общефедеральной собственностью. Такие предприятия не имеют права на прибыль, полученную в ходе коммерческой деятельности. Как правило, такие предприятия даже не продают свою продукцию, этим занимается сам собственник, т.е. государство. То есть вся выручка от деятельности принадлежит казне. Отсюда и название: казенные унитарные предприятия. Какие это предприятия? Заводы по обогащению урана, по производству ядерных боеприпасов, и т.д. (т.е. в большинстве своем, производящие продукцию, имеющую ограничения в гражданском обороте, либо запрещенные к таковому).

- б). Термин «предприятие» - второе значение. В гражданском законодательстве можно встретить термин «предприятие» как объект гражданских прав. Т.е. что имеется в виду?

Предприятие – имущественный комплекс, используемый для предпринимательских целей, причем имущественный комплекс, признаваемый недвижимостью. Что в него может входить: все виды имущества, предназначенные для его функционирования. Включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, фирменные знаки и другие исключительные права.

Поэтому, говоря о гостиничном комплексе или о гостиничном хозяйстве, мы будем иметь в виду именно это, второе значение. А вот организационно-правовая форма организации, которая эксплуатирует и распоряжается данным имущественным комплексом,т.е. предприятием может быть разная. Но, разумеется только предусмотренная законом. Мы об этом уже говорили.

Вопросы?!

Вторая группа юридических лиц (организаций) – некоммерческие организации. В отличие от первой группы список этих организаций может пополняться. Гражданский кодекс это позволяет.

На сегодняшний день к некоммерческим организациям принадлежат предусмотренные законом:

- различные потребительские кооперативы (садоводческие, гаражные, собственников жилья, владельцев речных моторных лодок и т.д. и т.п.)

- общественные и религиозные организации.

- благотворительные и иные фонды.

- некоммерческие партнерства, а так же ассоциации и союзы юридических лиц.

- государственные, муниципальные и иные учреждения.

На сегодня это весь список. Однако жизнь не стоит на месте и формирует в ряде случаев потребность в новых формах некоммерческих отношений. В таком случае Государство, пользуясь своим правом государственного регулирования, федеральным законом подробно детализирует уже соответствующую организационно-правовую форму, либо вводит в оборот новую

Естественно, эти «детализирующие» законы за прошедшие 11 лет после вступления в силу Гражданского кодекса России, только улучшили наше законодательство. На настоящее время подобные законы приняты по всем организационно-правовым формам существования юридических лиц или уж, по крайней мере, по группам таких форм.

Например, через два года после вступления в силу Гражданского кодекса, увидел свет федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» (№7-ФЗ от 12.01.1996 года). В нем появилась новая организационно-правовая форма «некоммерческое партнерство» (ст.3 Закона) и здесь же в статье 2 дана более подробная формулировка целей создания некоммерческих организаций:

Ст.2: «Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ».

Рассматривая содержание этой статьи, становится понятным, что в социально-культурном сервисе и туризме некоммерческие организации имеют место быть.

Прежде всего это союзы или ассоциации юридических лиц и некоммерческие партнерства. А вот для чего они создаются – читайте ст.2.

Таким образом, с коммерческими и некоммерческими организациями разобрались, где, какая организационно-правовая форма рассмотрели. Остается самый интересный вопрос:

Кто хозяин? Кому принадлежит имущество, которое используется организацией, кто имеет право им распоряжаться и в каких пределах? Кого в конечном счете мы должны документационно обеспечивать?

Гражданский Кодекс в ст.48 п.2 в качестве основания для классификации по этому вопросу использует соотношение в правах учредителей (участников) и самого юридического лица. Это дало возможность Кодексу указать три модели юридических лиц.

Первая модель состоит в том, что учредители (участники) с передачей юридическому лицу соответствующего имущества полностью утрачивают свои вещные права на него. Не имеют они таких прав и на имущество, которое организация приобрела в собственность в ходе своей деятельности.

Говоря другими словами, созданное юридическое лицо становится единственным владельцем всего движимого и недвижимого имущества, которое есть у него на балансе. А что взамен? За эти утраченные права на переданное в организацию имущество учредители получают так называемые права обязательственные – т.е. права требования к юридическому лицу. Что это такое: это право участвовать в управлении организацией, входить во все ее управляющие структуры, участвовать в исчислении прибыли и претендовать на ее часть в соответствии со своим вкладом, т.е. получать дивиденды по акциям, либо доход от внесенного пая по итогам финансового года, а также получить часть имущества в случае ликвидации организации.

По этой первой модели строятся в России хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, а также производственные и потребительские кооперативы, т.е. юридические лица – корпорации.

Корпорация – в переводе с английского – объединение, партнерство. То есть объединение, союз организаций и отдельных предпринимателей (как правило на основе частногрупповых интересов). При этом предприниматели не обязательно зарегистрированы таковыми, здесь понимание в широком смысле – как инициативные, предприимчивые люди. Термин происходит из римского права, имеет давнюю историю как разновидность юридического лица..

Корпорации распространены в США, и хотя их там в общем числе других компаний немного в процентном отношении, они контролируют значительную часть бизнеса. Характеризуются размерами акционерного капитала и размерами ответственности (либо только размер акционерного капитала, либо акционерный капитал + имущество акционеров).

Вот отсюда у нас на слуху появились понятия: корпоративная культура, корпоративная дисциплина, корпоративное право.

Европейский вариант чего-то похожего существует в виде термина «компания» - как объединения юридических и физических лиц для предпринимательской деятельности.

В России свой вариант: «торговые товарищества», поскольку торговля ассоциировалась с коммерческой деятельностью. Поэтому с учетом национальных традиций Гражданский кодекс использует термин «хозяйственные» применительно к обществам и товариществам.

А чем общество отличаются от товарищества? Товарищество – это сообщество только юридических лиц и частных предпринимателей без образования юридического, лица т.е. это сообщество зарегистрированных в установленном порядке лиц. А общество не имеет таких ограничений, участвовать в обществе может любой и каждый: внеси имущественный пай или купи акцию, если это акционерное общество. С другой стороны: в случае долгов члены товарищества рискуют всем своим имуществом, а в обществе – только своими имущественными паями, либо стоимостью акций. Отсюда правило – одному лицу можно участвовать в любом количестве обществ, но только в одном товариществе.

Исходя из такой постановки формируется и структура управления.

Для товарищества это:

а) - собрание участников со своими документами по управлению, где единогласно принимаются решения;

б) – один из участников для решения оперативных вопросов, которому остальные товарищи поручили ведение дел от своего имени.

Можете себе представить, как нужно верить другому предпринимателю, чтобы отвечать всем своим имуществом за последствия его решений.

Для общества структура управления обычно бывает в двух вариантах:

для ООО, которые не имеют много участников (а иногда это вообще общество одного лица) – это собрание участников, полномочное решать вопросы и исполнительный орган (правление или исполнительный директор) – двухзвенная система управления,

для акционерного общества – с числом акционеров не более 50 структура управления уже трехзвенная:

- общее собрание акционеров;

- совет директоров (или наблюдательный совет);

- исполнительный директор или правление.

Говоря с позиции документационного обеспечения управления, делопроизводству общества (акционерного) приходится вести делопроизводство трех вертикально расположенных органов управления организации. Это самый хлопотный во всех отношениях вариант делопроизводства, самый объемный, но ко всему прочему и самый распространенный в серьезном гостиничном бизнесе.

Естественно, и штатный состав работников пошире, и оклады побогаче. Особенностью обществ является то, что выполнять функции исполнительного директора может наемный работник – не член общества или вообще управляющая компания по договору.

В этом и заключается основное отличие от управления производственным кооперативом. Там исполнительный управляющий орган только из членов производственного кооператива. Система управления аналогична обществам:

До 50 членов: двузвенная система:

- собрание членов – высший орган

- исполнительный директор

свыше 50 членов: трехзвенная система:

- собрание членов – высший орган

- наблюдательный совет

- исполнительный директор.

При этом и в обществах и в кооперативах исполнительный директор наделяется полномочиями по остаточному принципу: высшие полномочия собранию, если есть наблюдательный совет – ему функции контроля над исполнительным органом и ряд других полномочий, исполнительному директору все что осталось.

Конкретика четко изложена в тех самых, как мы их назвали «детализирующих законах».

Федеральный закон «Об акционерных обществах».

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Федеральный закон «О производственных кооперативах».

По системе управления конкретной организацией – необходимо читать Устав юридического лица. Этот документ детализирует все для конкретной организации. Вот почему нормативная база делопроизводства любой организации первым пунктом всегда располагает Устав.

По Первой модели коротко – все. Вопросы?

Вторая модель – эта модель отличается тем, что учредитель, передавая юридическому лицу во владение, пользование и распоряжение соответствующее имущество продолжает оставаться его собственником. Учредитель признается собственником и всего того, что юридическое лицо приобретает в дальнейшем в процессе своей деятельности. Тем самым вещными правами на одно и то же имущество обладает учредитель собственник и само юридическое лицо, которому имущество принадлежит на производном от собственности:

либо – праве хозяйственного ведения;

либо – на праве оперативного управления;

(На практике в эту модель вписываются все общефедеральные, краевые и муниципальные организации).

- по первому варианту (хозяйственное ведение – государственные и муниципальные предприятия);

- по второму варианту (оперативное управление) – казенные предприятия, а из некоммерческих организаций – учреждения.

Система управления в целях делопроизводства – однозвенная. Российская Федерация в лице Правительства через Министерства – подписывает трудовой договор с назначенным руководителем. Субъект Федерации (на краевой уровне администрация края) через соответствующий департамент подписывает трудовой договор с назначенным руководителем.

На муниципальном уровне схема аналогичная.

Самая большая группа организаций, которая строится по второй модели – это учреждения: классическая вторая модель, второй вариант (на праве оперативного управления). К числу учреждений относится солидное количество самых разнообразных некоммерческих организаций:

- органы государственного и муниципального управления

- учреждения образования и культуры, просвещения и спорта

- учреждения здравоохранения и социальной защиты населения в целом и отдельных социальных групп (в т.ч. пенсионные, адаптации инвалидов и т.д. и т.п.)

Учитывая это многообразие, ГК не определяет наименования их учредительных документов:

- в одних случаях, это может быть Устав, в других – общее положение об организациях данного вида, либо даже положение о конкретной организации, утвержденное ее собственником.

Исходя из многообразия видов учреждений ГК допускает регламентацию их правового статуса как специальными законами, так и подзаконными актами.

Более подробно по учреждениям см. вставку, целесообразно распечатать и раздать на А 5 формате; читать нет времени, да и логика нарушится.

К вопросу об учреждениях

Учреждение – это вид организации, который характеризуется следующими признаками:

- деятельность не преследует извлечение прибыли;

- собственник (учредитель) учреждения как юридического лица всегда один – обычно это либо государственные, либо муниципальные власти;

- третий признак вытекает из второго: учреждение не является полным собственником своего имущества, а пользуется им на очень сильно ограниченных правах распоряжения, по варианту оперативного управления;

- учреждение не имеет права на самостоятельное распределение любых активов: имущество и денежные суммы получает по смете и отчитывается по ним установленным порядком перед собственником;

- учреждение не отвечает имуществом по своим долгам, при недостатке денежных средств отвечает собственник учреждения, поэтому учреждение не может быть банкротом по определению.

Руководитель учреждения назначается собственником учреждения на фиксированный срок. В тексте трудового договора с руководителем, как и во всей деятельности учреждения в целом, преобладают нормы императивного характера (правила категорического характера, исключающие любой другой вариант поведения, либо выполнения задачи). По образному выражению: деятельность всего учреждения и объем полномочий руководителя в том числе, напоминает узкий луч с четко фиксированными границами.

Несмотря на разнообразие форм и предметов деятельности делопроизводство учреждений имеет характерные типичные для этого вида организаций черты:

- традиционно велик объем документирования деятельности учреждения в целом и управленческой деятельности в частности (такого большого в процентном отношении объема документированной информации не имеет ни одна другая организационно-правовая форма);

- практически все организационные документы учреждения подлежат утверждению собственником, либо им разрабатываются и передаются в учреждение в виде готовых нормативных документов;

- собственная нормативно-методическая база согласовывается с собственником и разрабатывается на основе типовых документов собственником утвержденных;

- в документообороте преобладают вертикальные документопотоки (указания «сверху» от собственника, и документированные отчеты «снизу вверх»);

- традиционно велики в объеме внутренние документопотоки, часто встречаются факты дублирования документов. Формализм – главная болезнь документооборота учреждений;

- учитывая, что учреждения практически не участвуют в операциях коммерческого оборота, в делопроизводстве редко встречаются документы коммерческого характера: документированные сделки купли-продажи, лизинга, мены согласования расценок; акты выполнения работ, арендные договора и т.д.;

- учитывая большие по объему документопотоки в учреждениях надобность в ведомственных архивах крайне велика, поэтому для ведения ведомственных архивов всегда выделяются штатные работники и не допускается совместительство.

И, наконец, третья модель:

Данная модель предполагает, что организация как юридическое лицо становится собственником всего принадлежащего ему имущества. Однако, в отличие от первой и второй модели в указанному случае учредители (участники) никакими правами к юридическому лицу – ни обязательными, ни вещными – не обладают.

К числу таких юридических лиц относятся организации некоммерческие.

- общественные и религиозные объединения;

- благотворительные и иные фонды;

- некоммерческие партнерства;

- объединения юридических лиц в виде союзов и ассоциаций.

В управлении организациями данного типа по общему правилу преобладают коллегиальные органы управления, действующие на основании Устава организации. Право подписи документов представляется обычно председательствующему на основании выданной доверенности. В делопроизводстве основной вид деятельности – документационное обеспечение работы коллегиального органа организации.

По классификации организаций это все.

Теперь давайте все сложим вместе и сделаем вывод.

Итак: мы пришли к выводу, что объем, содержание и основные акценты документационного обеспечения в очень большой степени зависят от структуры системы управления.

Естественно вопрос? А от чего зависит построение этой самой системы управления?

Мы определили, что:

1. Структура системы управления зависит от предмета и целей деятельности организации. Иными словами – в какой отрасли жизнедеятельности работает организация, либо какой сектор общественной жизни обслуживает и ставит ли при этом цель – получение прибыли.

2. Второе обстоятельство вытекает из первого. Какую организационно-правовую форму имеет организация, какую именно, из допустимых законом, выбрали учредители. Ибо от выбранной организационно-правовой формы зависит выбор варианта системы управления организацией.

3. Какую именно систему управления закрепили учредители в основном организационном документе организации и какими полномочиями в итоге наделили каждое звено управления. Этим основным организационным документом, как мы помним, может быть: Устав, положение, закон, подзаконные акты для учреждений.

4. Содержание обязанностей, особенно исполнительного звена управления (исполнительный директор, либо коллегиальный исполнительный орган) в значительной степени зависит от величины и структурного состава имущественного комплекса переданного организации учредителями, либо приобретенного организацией в процессе деятельности.

В связи с перечислением основных положений по построению системы управления организации, необходимо обязательно упомянуть еще один момент в связи с изложенным. А именно: Для того, чтобы система управления отвечала требованиям и задачам организации, она должна быть гибкой, способной к самосовершенствованию. В противном случае застывшая управленческая структура развалит организацию. Это золотое правило любого управленца.

А раз так, то и документационное обеспечение управления, обязано в любой момент быстро среагировать соответствующим образом на изменения в содержании управленческой системы. Требование здесь одно: документационное обеспечение как составная часть системы управления должна работать синхронно с системой в целом.

Общий вывод: Делопроизводство оторванное от конкретной действующей системы управления – это пустой звук, но и система управления без документационного обеспечения – колосс на глиняных ногах, безголоса и слепа.

Слушаю вопросы!

Поехали дальше.

Мы рассмотрели максимально возможную ситуацию, которую разрешает и допускает Российское законодательство. Если проводить сравнительный анализ по регламентирующему гражданскому законодательству с точно таким же в других странах, то по перечню организационно-правовых форм организаций, вариантам систем управления – наша структура самая обширная в мире.

Запоминать ее, входить во все тонкости – требует значительного времени и сил, что не всегда оправдано и практическом смысле.

Давайте, свернем эту структуру, как рулон бумаги и оставим на нашем рабочем столе только то, с чем Вы уже точно столкнетесь, работая по специальности в ближайшее время.

Из всех видов и отраслей деятельности выбираем социально-культурный сервис и туризм.

На экономическом поле сервиса и туризма выделяем – гостиничный сервис.

Из всех организаций, присутствующих в этом сегменте возьмем только те, которые своей целью ставят извлечение прибыли.

Из всех коммерческих организаций оставим только собственников имущества без всяких принципов хозяйственного владения и оперативного управления. И последнее: из оставшихся организаций оставим только те, которые в процессе своей деятельности эксплуатируют функционирующие гостиничные комплексы от очень маленьких на 10 номеров до мощных культурно-развлекательных центров для туристов, предоставляющих гостиничные услуги. Говоря иными словами, динамично развивающиеся организации реального сектора национальной экономики.

Здесь уместно задать вопрос: Что мы отбросили? В ответе должно быть перечисление организационных форм.

Ответ: 1. Вне поля зрения остались все некоммерческие организации (в т.ч. объединения юридических лиц – союзы и ассоциации), а так же некоммерческие партнерства, где объединяются юридические лица и предприниматели без образования юридического лица.

2. Государственные (федеральные и краевые)а также муниципальные организации, т.е. предприятия и учреждения (в том числе казенные предприятия).

3. Все организации не эксплуатирующие гостиничный комплекс как имущество, из которого хотя бы часть находится в собственности. Вторая часть этого утверждения отсекает холдинговые и управляющие компании.

Итак, что у нас на рабочем столе осталось из организационно-правовых форм?

- производственные кооперативы;

- хозяйственные товарищества (полные и «на вере»);

- хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью и акционерные).

Давайте в таком порядке их и разбирать.

- производственные кооператив – общий вывод по нему сразу можно сформулировать следующим образом: организаций такой организационно-правовой формы в гостиничном сервисе в солидном количестве просто быть не может. Почему?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.