Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игры с седловой точкой




Рассмотрим с этих позиций игру со следующей платёжной матрицей:

.

Рассмотрим рассуждения, которыми руководствуется первый игрок. Если он сделает ход i=1, то наихудшей для него будет ситуация, когда второй игрок сделает ход j=3, так как в этом случае он получит 0. Если первый игрок сделает ход i=2, то в наихудшем случае (при ходе второго игрока j=1) он также получит 0. Аналогично, при i=3 он в наихудшем случае получит 4 (при j=2), при i=4 - 2 (при j=3) и, наконец, при i=5 он в наихудшем случае получит 0 (при j=3).

Стремясь сделать свой гарантированный выигрыш как можно больше, первый игрок должен выбрать ход i=3, так как в этом случае он гарантирует себе выигрыш, равный 4 (правда, и его максимальный выигрыш невелик - всего 5).

А теперь попробуем посмотреть на эту же матрицу с точки зрения второго игрока. Для него это –- матрица его проигрыша.

Если он выберет ход j=1, то его максимальный проигрыш будет равен 18 (если первый игрок сделает ход i=1). Аналогично, при j=2 его максимальный проигрыш будет равен 4, при j=3- – 8, и, наконец, при j=4 его максимальный проигрыш будет равен 25. Стремясь сделать свой максимальный проигрыш как можно меньше, второй игрок должен выбрать ход j=2, так как в этом случае его максимальный проигрыш, равный 4, самый маленький.

Итак, мы пришли к выводу, что первый игрок должен ходить i=3, а второй j=2. Допустим теперь, что второй игрок, как говорят, «открывает карты» и заявляет первому игроку: «Я буду делать ход j=2». Есть ли первому игроку необходимость менять свой ход? Нет, так как в этом случае его наилучший ход всё равно i=3.

Аналогично, если первый игрок заявит второму, что он будет ходить i=3, то второму игроку также нет смысла менять свой ход, так как наилучшим ответом будет всё равно j=2. Пара i=3, j=2 является, как говорят, уравновешенной парой, так как «открытие карт» игроками не даёт поводов противнику менять свою стратегию. Как говорят, пара i=3, j=2 есть решение игры, а величинавыигрыша при этом первого игрока (и одновременно величина проигрыша второго) - 4 – это цена игры.

Оформим всё это математически. Итак, пусть первый игрок выбирает ход i. В наихудшей для него ситуации он выиграет:

.

Стремясь сделать свой минимальный выигрыш максимальным, он выбирает свой ход из условия:

.

Такая стратегия называется максиминной, а величина α называется нижней ценой игры, или максимином.

Аналогично, второй игрок, выбирая ход j, в наихудшей для себя ситуации проигрывает:

.

Стремясь сделать свой максимальный проигрыш минимальным, он должен выбирать свой ход из условия:

.

Такая стратегия называется минимаксной, а величина β называется верхней ценой игры, или минимаксом.

Цена игры v всегда лежит между нижней ценой игры α и верхней ценой игры β.

.

Существуют игры, для которых нижняя цена игры равна верхней:

.

Эти игры занимают особое положение в теории игр и называются играми с седловой точкой. Общее обозначение нижней и верхней цены игры:

называется чистой ценой игры.

Седловая точка матрицы – элемент, который минимален в своей строке, но максимален в своём столбце. Это позволяет легко находить седловые точки матрицы.

Точка i =3, j =2, является седловой точкой. Элемент платежной матрицы a32 =4 характеризовался именно тем свойством, что он был максимальным в своём столбце и минимальным в своей строке.

Некоторые вопросы, касающиеся седловых точек.

1. У матрицы быть несколько седловых точек, например у матрицы:

две седловых точки (i =1, j =1) и (i =1, j =3).

2. Не все матрицы имеют седловую точку, например у матрицы седловых точек нет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.