Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2.2 Древний Рим




Процесс возникновения и эволюции Древнеримского государства – последнего образца государства рабовладельческого типа – был весьма длительным и отличался большой сложностью.

История государства древнего Рима восходит к VIII в. до н.э. Она делится на следующие периоды:

ü царский (VII в. до н.э. — 509 г. до н.э.), - разложение родового строя – военная демократия - для этого периода характерна ожесточенная борьба между патрициями и плебеями, появление классов, возникновение органов гос. власти, некоторое время сосуществовавших со старой родовой организации патрициев. К этому времени относится появление основного источника права – Законов 12 таблиц.

ü республиканский (509—27 гг. до н.э.),

В ранний период Республики идут процессы укрепления римского рабовладельческого государства и распространения его господства на весь Апеннинский полуостров, а затем и на большую часть территории Средиземноморья. Вследствие этого, во время поздней Республики старые органы гос. власти оказались неспособными удерживать в повиновении огромные массы свободных граждан и рабов, а также осуществлять управление колоссальными захваченными территориями.

ü период империи (27 г. до н.э. — 476 г.) – период глубоких социальных потрясений и разложения римского общества. На первом этапе гос. строй принял форму – принципата (27г. до н.э. – 284 г. н.э.) - (от лат. Princeps – вождь, первый в списке сенаторов).

В это время воины ведутся на окраинах империи, бурно развивается торговля и экономическая жизнь провинции; наивысшего расцвета достигает римское частное право.

Однако обострение классовой борьбы, дальнейшее углубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военной диктатуры, и на втором этапе развития Римской империи гос. строй принимает форму домината (284-476гг) – (от лат. Dominus - господин).

Царский период. Население Рима жило родами, главой которых были старейшины. Род представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появились освобожденные рабы и их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно Переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями.

Коренные жители, жившие родами, назывались патрициями. Они представляли собой полноправный римский народ. Плебеи, стоящие вне родовой организация патрициев, были лишены политических прав.

Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами.

Клиенты — обедневшие сородичи, завоеванные или пришлые жители. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патрициев, получали от них земельные наделы, за что должны были нести в их пользу различные повинности.

Римская патрицианская община представляла собою город-государство с типичными чертами военной демократии. Во главе ее был царь (рекс), эта должность была выборной. Главы родов составляли совет старейшин, или сенат. Носителем верховной власти было племенное собрание. Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами.

Важным этапом на пути римской государственности были реформы, которые провел Сервий Туллий. Он разделил все свободное население Рима — и патрициев, и плебеев — на пять имущественных разрядов, или классов:

ü в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше чем в 100 000 ассов (асс — медная монета),

ü во втором — 75 000,

ü в третьем — 50 000,

ü в четвертый – 25 000,

ü в пятый – 11 000.

 

Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан всадники, а безземельные (пролетарии) объединялись в шестой разряд.

Граждане каждого разряда были поделены на сотни — центурии. Всего их было 193. Народное собрание теперь проходило по центуриям. Центурия, будучи военной тактической единицей, стала и голосующей единицей. Каждая центурия имела один голос, голоса богатых центурий составляли большинство — 98 голосов из 193.

Центуриатные собрания стали решать такие вопросы, как объявление войны, выбор должностных лиц, осуществлять суд и др.

Вся территория Рима была разбита на четыре городских и 17 сельских территориальных округов (триб), тем самым была разрушена родоплеменная организация общества. Триба объединяла патрициев и плебеев, живших в ней. На тот период эти реформы носили прогрессивный характер.

Римская республика. Падение военной демократии в Риме произошло в конце VI — начале V в. до н.э. после насильственного свержения царя и передачи власти двум выбранным должностным лицам (консулам), которые могли выбираться только из патрициев. Таким образом, был осуществлен переход к республике (рис. 2.4).

Большое значение в государственном механизме римской республики занимал сенат, развившийся из совета старейшин римского союза племен.

По числу родов первоначально было 300 сенаторов. Назначали их особо уполномоченные лица, избранные народным собранием, — цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным.

К особенной компетенции сената относились, прежде всего, международные дела, финансовые (налоги, доходы и расходы), вопросы культа, объявление и ведение войны, внешняя политика. Он контролировал законодательную деятельность, предварительно рассматривал законопроекты.

Аристократическая по своей сущности Римская республика сохраняла, однако, многие важные институты народовластия, прежде всего народные собрания. Сроки полномочий должностных лиц (консулов, преторов), их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений указывают на демократические формы правления, сохранявшиеся несмотря на господствующее положение сената.

Существовали два вида народных собраний — центуриатные и трибутные. Первые считались главными.

Центуриатные собрания утверждали законы и избрали всех основных начальников-магистратов: консулов, преторов, цензоров.

Собрания созывались по инициативе руководства республики. Начинались собрания с религиозных обрядов, затем следовали чтение законопроекта и голосование.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа, некоторые местные дела, законопроекты.

На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов. Должность эта была учреждена около 494 г. до н.э. в результате ожесточенного столкновения плебейства с патрициатом.

Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сперва два, потом пять, и наконец десять. Трибун не мог отлучаться из Рима, дверь его дома должна быть всегда открыта для ищущих защиты плебеев. Трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление сената. Для того чтобы отменить вето народного трибуна, требовалось единогласное постановление всех остальных его коллег.

Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на обычные (ординарные) и чрезвычайные (экстраординарные ). К первым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Особое значение имели коллегия консулов и коллегия преторов.

Функции консулов были строго очерчены: командование войском, право созыва народного собрания и сената, право издавать приказы и вершить суд. Они несли ответственность перед народными собраниями. Преторы были помощниками, заместителями консулов в управленческих делах. Из полномочий претора по поддержанию общественного порядка возникло его право на решение судебных споров.

Цензоры были облечены полномочиями по составлению так называемого ценза — списка населения с последующим распределением граждан по трибам, центуриям, а также списка сенаторов. Цензор имел возможность влиять на статус отдельных лиц, наблюдал за нравственным обликом не только магистратов и сенаторов, но и рядовых сограждан.

В обязанности эдила входило исполнение функции по организации и контролю общественного порядка. Квестор первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но впоследствии сосредоточился на заведовании казной и архивом.

Экстраординарные магистратуры создавались в чрезвычайных обстоятельствах, таких, как война, восстание рабов, внутренние беспорядки. В случаях каких-либо кризисных ситуаций в стране назначался диктатор. Он обладал высшей гражданской, военной и судебной властью, имел законодательную власть, не подчинялся никаким законным мерам противодействия, включая вето плебейских трибунов. По истечении шести месяцев диктатор был обязан сложить свои полномочия.

На магистратуру распространялись следующие принципы: выборность, срочность (один год, за исключением диктатора), коллегиальность, безвозмездность, ответственность.

Для Римской республики характерна система сдержек и противовесов: два консула, два собрания, ответственность магистратов за злоупотребление, отделение судебной власти от исполнительной.

Во II в. до н.э. после победы над Карфагеном Рим господствует практически над всем побережьем Средиземного моря. Побежденные государства стали источником не только пополнения рабов, но и средством пополнения земельного фонда Рима.

Площадь поместий (латифундий) старой и новой знати увеличивалась. Их росту способствовал и процесс обезземеливания и разорения коренного римского крестьянства.

В этих условиях трибун-реформатор Тиберий Гракх в целях создания земельного фонда для безземельных граждан предложил принять закон, устанавливающий максимальный размер землевладения. Однако крупные землевладельцы приостановили осуществление реформ. Тиберий Гракх был убит. Дело продолжил его брат Гай Гракх, но также был убит. Так была утрачена возможность проведения аграрной реформы, что увеличило кризисные явления в республиканском Риме.

Важную роль в государственной политике Рима играла армия. Еще в царский период собрание римского народа было и войсковым собранием.

Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Иногда вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

Во II в. до н.э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной и профессиональной. Она стала наемной силой, содержавшаяся за счет завоеванных народов. Впоследствии армия стала инструментом политики. Реформа во многом подготовила основу установления военной диктатуры в Римской республике.

С начала 1 в. до н.э. наступило время диктатур, вначале Суллы, а затем Цезаря. В 44 г. до н.э. Цезарь был убит группой сенаторов-республиканцев, возглавляемых Брутом и Кассием.

Внучатый племянник и наследник Цезаря Октавиан (63 г. до н.э. — 14 г.) объединил усилия с бывшим союзником Цезаря консулом Марком Антонием и изгнал заговорщиков. Затем Октавиан казнил многих сенаторов. Конфисковав их имущество и укрепив армию, он вместе с Антонием нанес решающее поражение Бруту и Кассию. Победители поделили власть в государстве.

Их совместное правление продолжалось всего 12 лет. Антоний женился на царице Египта Клеопатре и благодаря ее богатству господствовал на Востоке, угрожая верховенству Октавиана. Последний спровоцировал Антония начать гражданскую войну. Антоний потерпел поражение. Египет был присоединен к Риму в качестве провинции, а Октавиан стал единственным правителем. Он правил как самодержавный монарх.

Римская империя. В 27 г. до н.э. сенат проголосовал за то, чтобы присвоить Октавиану титул «август» и назвать в его честь восьмой месяц нового календаря. Ему была вручена верховная власть над Римом и провинциями. С этого времени установился государственный строй, который называют принципатом (принцепс — первый гражданин римского государства).

Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных магистратур: консулов, диктатора, претора. При этом сохранялась видимость республики: собиралось народные собрания, заседал сенат, по-прежнему избирались консулы, преторы. Но процесс носил формальный характер. Так, законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принципса, их принятие обеспечивалось его авторитетом.

В конце принципата общепризнанным стало правило: «Все, что решил принцепс, имеет силу закона». Народные собрания часто разгонялись, применялось насилие над его участниками.

Сосредоточением высших учреждений государства сделался двор принцепса, имперская канцелярия с финансовыми, юридическими и другими отделами.

В период принципата завершился процесс превращения государства как государственной организации римской аристократии в государственную организацию всего класса рабовладельцев.

Самыми знатными сословиями были нобили, владевшие огромными земельными владениями, и финансовая знать империи с определенным денежным цензом (всадники). Влиятельным сословием были средние землевладельцы (декурионы). Свободный крестьянин начинает превращаться в арендатора (колона).

В I в. в Риме устанавливается неограниченная монархия. Это период домината (от доминус — господин) — время волнений крестьян, солдатских мятежей, вторжения соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла, торговли. Империя переживала кризис. Внутренние смуты и внешние вторжения поставили ее на грань распада.

Перед лицом многочисленных врагов имперский режим становится все более милитаризированным и автократическим, а о былом процветании уже не было и речи.

В период домината обострились отношения императоров с сенатом. Старые республиканские учреждения исчезают даже по названию. Управление империей сосредоточивается в руках не скольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император.

Среди этих ведомств следует выделить следующие: государственный совет при императоре - орган, подготавливавший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики, военное и финансовое ведомство.

Чиновники получают особый статус. Им определяют форму одежды. Для них устанавливаются привилегии. Они получают право на пенсию.

Государственные формы поздней империи были образцом для подражания в течение всех Средних веков. В особенности это сказалось на истории государственной власти во Франции, в Германии, Испании, самой Италии. Созданная в период империи терминология сохранилась до сих пор. Это же в значительной степени относится и к тому, что может быть продиктовано делопроизводством. Отсюда ведут свое начало титулы, некоторые церемонии, дипломатические ритуалы и т.д.

Пережив кризис в III в., империя вновь укрепилась в ходе серьезных реформ, проведенных Диоклетианом (284—305 гг.) и Константином (306—337 гг.).

Реформы Диоклетиана касались государственного устройства империи. Верховная власть делилась между четырьмя соправителями. Двое из них, носившие титул «август», управляли каждый своей половиной империи — западной и восточной. Они избирали себе соправителей, которым присваивался титул «цезарь» Были разукрупнены провинции, их стало более 100. Они, в свою очередь, объединялись в более крупное территориальное образование — диоцезы, которых было 12.

Диоклетиан ввел вместо разного рода косвенных налогов единый прямой налог. Пытаясь остановить рост цен, он установил максимальные цены на ряд товаров и услуг, максимальные размеры заработной платы.

Другие реформы Диоклетиана усиливали власть землевладельцев над крестьянством. Землевладелец, в частности, получил право посылать по своему выбору определенное число зависимых людей на военную службу, в императорскую армию. Сама армия была поделена на две части: одна ее часть размещалась на границе империи, другая обеспечивала внутреннюю безопасность.

Начатые Диоклетианом реформы продолжил император Константин, более всего известный своей церковной политикой, благоприятной для христиан, до той поры гонимых государством. Константин разрешил христианам свободное исповедание своей религии.

При Константине завершился процесс закрепощения крестьян-колонов. Такая же политика проводилась и в отношении ремесленников, которым запрещалось изменять «свое состояние».

При Константине столица империи была перенесена в город Византий, названный затем Константинополем (330 г.)

Разделенная на две части (западную и восточную) Римская империя шла к своему закату. Восточная империя (впоследствии Византия) продержалась до 1453 г., а западная в V в. превратилась в «проходной двор» для грабивших ее варваров. Она просуществовала до 476 г., когда власть римского императора Ромула Августула была свергнута германцами во главе с Одоакром.

Право.

По известному выражению, римляне «трижды покоряли мир»: первый раз — легионами, второй — христианами, третий — правом.

Развитию римского права способствовали многие обстоятельства. Прежде всего, этому содействовал высокий уровень экономических отношений, достигнутый Римом в периоды поздней республики и принципата.

Не меньшее значение имел многонациональный характер самой империи, породивший потребность «примирения» многих и различных правовых систем, исторически возникших и существовавших в завоеванных странах, прежде всего в Греции, Египте, Сирии.

Римские юристы имели возможность воспользоваться результатами правового развития других империй, особенно Афин. Нельзя не отметить и то внимание, которое уделялось праву, и тот почет, которым была окружена деятельность юристов, особенно выдающихся, таких, как Гай, Ульпиан, Модестин, Папиниан, Павел и многих других.

Римские юристы ввели разделение права на публичное и частное. Публичное право регулировало властные отношения и содержало обязательные для сторон нормы. Его положения не мог ли быть изменены соглашением частных лиц. Частное право регулировало имущественные отношения, основываясь на равенстве сторон, и его положения могли быть изменены участниками обязательств. В дальнейшем такое деление признавалось в Европе и было воспринято современными правовыми системами.

Право Рима развивалось на протяжении более тысячи лет. В литературе имеются различные подходы к определению этапов развития римского права.

Представляется удобной следующая периодизация истории римского права:

• древнейший — VI в. до н.э. — середина II в. до н.э.;

• классический — середина II в. до н.э. — конец I в.;

• постклассический — III—VI вв.

Старое римское право принято называть цивильным правом, правом римской общины. В противоречии с цивильным развивалось преторское право. Третьим элементом римского права принято называть право народов.

К основным институтам римского частного права относились:

Ø правовой статус личности в древнем Риме,

Ø вещные права,

Ø обязательственные права,

Ø брак и семья, наследование.

Древний Рим был рабовладельческим государством, поэтому не все имели права. Субъектом права признавался только свободный человек, а рабы рассматривались не как субъект, а как объект права («говорящее орудие»).

Полная правоспособность складывалась из трех основных элементов (состояний):

1) свобода - различались свободные и рабы;

2) гражданство - римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины и др.);

3) семейное состояние - отцы семейства и подвластные им лица.

Со временем различия в правоспособности свободного населения разных групп стали исчезать, и в 212г. был издан эдикт о даровании прав римского гражданства всем провинциалам (не гражданам).

Дееспособность зависела, прежде всего, от возраста. По общему правилу с 14 лет (женщины - с 12 лет) лицо становилось полностью дееспособным и могло заключать сделки. Независимо от возраста ограничивались в дееспособности лица, страдающие психическими болезнями, телесными недостатками, а также расточители.

Особым обстоятельством, которое ограничивало правовое положение гражданина, являлось умаление чести и бесчестие. Состояние бесчестия наступало из-за осуждения за преступление или за иное особо порочащее правонарушение, нарушение правовых норм, касающихся брака, занятие позорным делом (проституция, сводничество).

Одна из древних кодификаций римского права — законы 12 таблиц. Они приняты в середине V в. до н.э. и регулировали сферу вещных, семейных, наследственных отношений, содержали нормы уголовного права.

В 462г. до н.э. Рим направил в Грецию 10 юристов, которые ознакомились с афинским правом, разработали 10 таблиц. Народное собрание и Сенат Рима их одобрили, добавив две таблицы от себя.

К числу законов следует относить и постановления принцепцов (императоров). Эти постановления носили название «конституции» и были четырех видов:

а) эдикты;

б) рескрипты;

в) мандаты;

г) декреты.

 

Источником права была и разнообразная деятельность римских юристов.

Деятельность римских юристов имела три основных направления:

- консультирование (respondere);

- составление и оформление письменных документов (cavere);

- руководство процессуальными действиями сторон (agere).

Римское право подразделяло собственность на два типа:

· к первому (рес манципи) относились земля, рабочий скот, рабы, здания, сооружения,

· ко второму (рес нек манципи) — все другие вещи.

 

При отчуждении вещи первого типа требовалось соблюдение необходимых формальностей в торжественной обстановке при свидетелях. Право собственности на другие вещи переходило посредством простой традиции (традиция — передача одним лицом другому фактического владения вещью).

С III в. до н.э. законы 12 таблиц стали дополняться преторскими эдиктами, поскольку возникали более сложные правовые отношения, которые необходимо было урегулировать. Возникает новая форма собственности, которая называется преторской. Ее охраняет претор. В римском праве фигурировали также собственность квиритская, провинциальная и перегринов.

Римские юристы понимали под собственностью абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с ограничениями, установленными договором или правом. Действовало правило о том, что собственник имеет право делать со своей вещью все, что ему прямо не запрещает закон.

Собственность - это господство исключительное, прямое и непосредственное.

Содержание права собственности выражалось в возможности собственника одновременно пользоваться вещью, распоряжаться ею, извлекать доходы от пользования и распоряжения вещью.

Способы приобретения права собственности делились на первоначальные и производные. Первоначальные способы приобретения права собственности не зависели и не вытекали из собственности другого лица. Таковыми являлись: оккупация, т.е. обращение в свою собственность никому не принадлежащих вещей, приобретение вещи по давности владения и др.

Производные способы приобретения права собственности основывались на праве прежнего собственника вещи (купля-продажа, дарение, наследование и др.).

Было разработано обязательственное право. Римское право определяет обязательство как «правовые оковы, в силу которых мы принуждаемся что-нибудь исполнить согласно законам нашего государства». В более поздний период обязательство стало рассматриваться как юридические отношения между двумя лицами, в силу которого одно из них, именуемое кредитором, имеет право требовать от другого лица, именуемого должником, исполнения чего-либо в свою пользу.

Всякое обязательство возникает из договора и деликта. Договор действителен в случае согласия сторон и его соответствия праву.

Древнейшим его видом был словесный, или вербальный, договор.

Из вербального договора постепенно возникает и распространяется письменное обязательство (литеральный договор).

Выделялись особые группы контрактов, так называемые реальные и консенсуальные.

Получило развитие семейное право. Согласно законам 12 таблиц семья была строго патриархальной. Неограниченной властью пользовался дед или отец.

Брак заключался в различных формах:

· в религиозной,

· в торжественной обстановке;

· в форме выкупа невесты.

 

Законный брак трактовался как брак с мужней властью и брак без мужней власти.

При браке с мужней властью жена поступала под власть мужа на одинаковых основаниях с его детьми. По мере развития хозяйственной жизни и семьи власть мужа была введена в определенные рамки (отпало право убить жену, продать в кабалу). Имущество жены поступало в полную собственность мужа, В случае прекращения брака имущество жены ей не возвращалось.

При браке без мужней власти жена оставалась под властью своего отца, сохраняла самостоятельность. Она получала имя и сословное положение мужа. Имущество супругов было раздельным. допускалась свободная расторжимость брачного союза. Право признавало и вид сожительства мужчины и женщины, получивший название конкубинат.

Наследственное право устанавливало очередность в наследовании.

Выделялись преступления против порядка управления (хищение государственного имущества, взяточничество, присвоение казенных денег). Право знало такие понятия, как умышленное и неосторожное преступление, соучастие, подстрекательство.

Вид наказания зависел от принадлежности к определенному сословию.

Судопроизводство. Одной из особенностей судебной системы Рима являлось отсутствие на протяжении длительного времени «чистых» судебных органов, т.е. таких, которые обладали бы только судебными полномочиями. Так, если преступление было направлено против государства, преступник отвечал перед народным собранием или царем. Некоторое время часть преступлений против религии рассматривалась коллегией жрецов.

Что касается правонарушений в отношении частных лиц, то длительное время потерпевшие самостоятельно защищали свои права. Подтверждением этого стала закрепленная законом форма защиты нарушенного права в виде непосредственной расправы потерпевшего с виновным.

Если возникали имущественные споры, вытекавшие из сделок между лицами, то государственные органы защищали права граждан лишь тогда, когда для данной категории дел была возможность установления иска. Иными словами, несмотря на существовавшие права, судебная защита права не всегда обеспечивалась государством.

В ранней республике существенную роль в отправлении правосудия играли магистраты и назначаемые ими или по соглашению сторон суды Судебной компетенцией обладали также сенат, народные собрания. Суд еще не отделился от администрации. Магистраты наряду с другими обязанностями отправляли и судебные полномочия, руководствуясь при этом весьма расплывчатыми нормами обычного права, а во многом и собственным усмотрением, которое, впрочем, ограничивалось правом граждан апеллировать в народное собрание.

В соответствии с делением права на публичное и частное существовали две категории дел: связанные с нарушением интересов государства и связанные с нарушением интересов отдельных лиц. Обе эти категории дел рассматривались государственными органами.

Наряду с этим в древнее, время существовал частный порядок рассмотрения споров между лицами. В данном случае, если стороны достигали согласия о передаче дела избранному ими лицу, дело рассматривалось этим лицом — так называемым третейским судьей.

Кроме того, споры между соседями и родственниками (например, о разделе наследства) рассматривал судья по месту нахождения имущества — так называемый арбитр.

Становление суда происходило в связи с переходом от саморасправы к установлению минимального порядка в применении санкций. Судебные полномочия постепенно отграничиваются от административных, суд — от администрации.

Получает развитие состязательная форма процесса, которая характеризовалась активностью сторон и относительной пассивностью государственных органов. Обвинитель должен был собрать и представить суду доказательства, обеспечить явку свидетелей. В ходе судебного разбирательства стороны имели равные права. Если обвинитель отказывался поддерживать обвинение, дело прекращалось.

В период республики и ранней империи складывается обвинительно-состязательная форма процесса. Судопроизводство строилось также на основе равенства прав сторон.

Уголовное дело возбуждалось по требованию обвинителя, которым, как и в древнейший период, мог быть любой полноправный римский гражданин, но с обязательного согласия магистрата.

Большое значение приобретает институт адвокатуры. Судебные ораторы пользовались большим почетом, судебная защита открывала путь к высоким государственным должностям.

В позднем Риме отправление правосудия переходит к назначаемым императором чиновникам, высшей судебной инстанцией становится император. В судопроизводстве развивается со словное начало. В качестве свидетелей рекомендовалось привлекать лиц из высших сословий. Появляются специальные суды для отдельных категорий граждан.

Развивается инквизиционный процесс. Происходит соединение следственных и судебных начал, дело начиналось по инициативе чиновника-судьи, который вел предварительное расследование и судебное разбирательство, выносил приговор. Судопроизводство стало закрытым. Применялись пытки. Решения судьи могли быть обжалованы в имперской канцелярии.

Существовала детальная регламентация процессуальных действий. Суду предписывалось выяснить, кто, где, когда, с какой целью, каким образом, с чьей помощью совершил преступление. Положительное значение имела возможность привлекать экспертов для проверки подлинности документальных материалов.

Одновременно устанавливались строгие правила оценки доказательств: предпочтение отдавалось письменным доказательствам и свидетельствам представителей высших сословий. Не считалось полным доказательством свидетельство одного лица.

Ограниченное значение имели свидетельские показания женщин. Не могли быть свидетелями иноверцы, сектанты, рабы. Существовали клятвы судей, сторон, свидетелей. Процессуальные действия были платными.

Гражданский процесс. Различным периодам развития древнего Рима соответствовали разные виды гражданского процесса. В период республики процесс назывался легисакционным, в эпоху принципата — формулярным, а во время абсолютной монархии — экстраординарным.

Л егисакционный процесс состоял из двух стадий. В первой стадии (ин юре) определялся правовой характер имущественного спора. Стороны являлись в назначенный день к магистрату и приносили с собой вещь, составлявшую предмет возникшего спора (если спор шел о вещи недвижимой, то приносилась какая-либо ее часть: кусок земли, кирпича, дома и т.д.)

После этого начинался сам процесс, который протекал в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, а затем ответчик налагали на вещь особую палочку (виндикта), произнося при этом установленные обычаем формулы и фразы. Тот, кто сбился или ошибался, автоматически проигрывал спор (дело). В этом наглядно проявлялся формализм легисакционного процесса.

Если никто из сторон не ошибался, определялся денежный залог. Выигравшая сторона получала залог обратно, а проигравшая лишалась его. Залог служил для определения истинной воли сторон: если сторона отказывалась вносить залог, это свидетельствовало о том, что она нарушила правило и боится проиграть дело, так как одновременно с этим потеряет сумму залога.

На этом первая стадия заканчивалась, и далее претор назначал судью для разбирательства дела по существу. Судьей мог быть только гражданин Рима.

Вторая стадия (ин юдицио) заключалась в том, что назначенный претором судья без особых формальностей рассматривал дело по существу (знакомился с письменными документами, заслушивал свидетельские показания т.д.) и после этого выносил решение.

Сторона автоматически проигрывала дело, если без уважительной причины не являлась в суд. Решение суда вступало в законную силу немедленно и не могло быть обжаловано. Если предметом спора являлась не вещь, а обязательство должника, то истец заявлял должнику о долге и «налагал на него руку». Если после этого должник немедленно не уплачивал долг, истец имел право унести должника к себе и заключить в оковы. Если по истёчении 60 дней долг так и не был уплачен, должник становился полной собственностью истца.

Легисакционньий процесс заменил формулярный. Он также состоял из двух частей, однако производство в первой стадии стало осуществляться без всяких формальностей и заканчивалось вручением претором истцу записки, которая была адресована судье. В записке претор указывал те основания и условия, при которых иск подлежал удовлетворению. Такая записка являлась обязательной для судьи и называлась формулой. Отсюда и наименование самого процесса.

Формула состояла из следующих основных частей:

1) вводной (всякая формула начиналась с назначением конкретного судьи),

2) интенци и — изложения смысла и содержания претензии истца,

3) комдемнации — предписания об удовлетворении иска в случае подтверждения справедливости интенции.

 

Формула могла содержать и второстепенные части:

1) эксцепцию — возражения ответчика,

2) прескрипципю — часть формулы, которая следовала не посредственно за назначением судьи и вводилась для того, что бы отметить, что истец просит взыскать не все причитающееся, а только часть.

 

Формулярный процесс характеризовался не только упрощением судебного разбирательства, но и появлением у претора возможности дополнять или изменять старое цивильное право.

Уже в классическую эпоху все чаще стали встречаться случаи, когда дело целиком разбиралось только магистратом. Такой исключительный (экстраординарный) порядок со временем (к IIIв.) полностью вытеснил иные виды гражданского процесса. В отличие от других видов процесса экстраординарный состоял только из одной части и от начала до конца велся одним и тем же лицом.

Процесс стал письменным, а само разбирательство перестало носить публичный характер, так как в процессе могли присутствовать только стороны. Лишь само решение провозглашалось всегда гласно. Наиболее важные дела стали решать императоры.

В VI в. при императоре Византии Юстиниане была проведена кодификация римского права. Составленный свод законов состоял из четырех частей:

1) кодекс - 12 книг законов римских и византийских императоров;

2) институции — краткий официальный курс римского права (четыре книги);

3) дигесты — 50 книг систематизированных высказываний авторитетных римских юристов;

4) новеллы — новые законы эпохи правления Юстиниана.

Свод гражданского права Юстиниана, римское право оказали огромное влияние на законодательство многих стран Европы, Азия, Латинской Америки.

Произошла рецепция римского права — использование (заимствование) его положений другими государствами более позднего периода. Рецепция является одним из проявлений преемственности в праве. Она объясняется тем, что именно в Древнем Риме впервые сформулированы основные понятия и положения права, разработана стройная и логически выверенная система правового регулирования тех или иных прав, существовала высокая юридическая техника нормативных правовых актов.

Эти факторы и стали причиной, по которой римское право оказалось тем базисом, на котором

 

Публичные деликты (преступления) Наказания
«Если причинит членовредительство и не помирится с потерпевшим...» «...то пусть и ему самому будет причинено то же самое» (т.е. по древнему принципу талиона)
«Если рукой или палкой переломит кость свободному человеку...» «...пусть заплатит штраф в 300 ассов»
  «....если рабу» «...150 ассов»
  «если причинит обиду...» «...пусть штраф будет 25»
Распевание песен, содержащей клевету или позорящей другого человека Смертная казнь
  Потрава или жатва урожая в ночное время Смертная казнь Наказанием несовершеннолетнего за это преступление служило бичевание или возмещение ущерба в двойном размере
  Поджог Если поджигатель действовал преднамеренно, то – смертная казнь; Если преступление было совершенно по неосторожности – возмещение ущерба.
  Кража Зависело от того, кем был виновный. Свободных людей подвергали телесному наказанию и выдавали их тому, у кого была совершена кража. Рабов – наказывали кнутом и сбрасывали со скалы; Несовершеннолетних - по усмотрению претора - телесное наказание или возмещение ущерба.

Ночной вор, схваченный на месте преступления или вор, захваченный с оружием в руках – подвергался смертной казне;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.