КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования, предъявляемые к психологическому консультированию
Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию отражена в кодексах профессиональной этики практических психологов и социальных педагогов. Это: 1. Профессиональная деятельность психолога, социального педагога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту. 2. Практическая деятельность консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы. 3. Консультационная деятельность направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента. 4. Свою работу психолог, социальный педагог-консультант строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Он уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека, руководствуется принципами честности и открытости (искренности). Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту. 5. Психолог, социальный педагог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам. 6. Консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения. 7. В своей работе психолог, социальный педагог-консультант должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.
8. Обязательной составной частью работы психолога, социального педагога-консультанта является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений. 9. В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, следует предупреждать об этом своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах. 10. Психолог, социальный педагог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования. 11. Психолог, социальный педагог-консультант обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов». 12. Нельзя передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами. 13. Психологу, социальному педагогу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить. 14. Психолог, социальный педагог-консультант несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся клиентов. Соблюдение всех этих правил или этических норм является обязательным в психоконсультационной работе. В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми должен обладать психолог, социальный педагог-консультант и которые он должен проявлять в общении с клиентами: 1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека - клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.
2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог, социальный педагог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя. 3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики. 4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем. 5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится. 6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов. 7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой. 8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло. 9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом. 10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя. (Р. Мей – «Искусство психологического консультирования») Все сказанное выше касается внутренней позиции, отношения и внешнего поведения психолога, социального педагога-консультанта по отношению к клиенту. Однако есть ряд специальных требований, предъявляемых к ситуации, к обстановке, в которой проводится психологическое консультирование. Оптимальными, касающимися обстановки, условиями проведения психологического консультирования являются следующие: 1. Наличие отдельного, изолированного, тихого помещения, куда не доносятся посторонние, отвлекающие внимание консультанта и клиента звуки, - такого, куда нет доступа посторонним лицам во время проведения консультации. 2. Удобное размещение в этом помещении консультанта и клиента - лучше всего рядом друг с другом или напротив друг друга под небольшим углом, на расстоянии от 60 до110 см. При этом ничего, кроме небольшого письменного столика, не должно находится между консультантом и клиентом.
3. Организация и проведение консультации в такое время, когда клиент никуда не спешит и не находится в плохом физическом состоянии или настроении. 4. Клиент во время беседы должен иметь возможность отвести взор, повернуться вполоборота или боком по отношению к психологу-консультанту. 5. Желательно, чтобы время начала и окончания консультации заранее было четко обозначено. 6. В помещении, где проводится консультация, могут находиться часы, но они не должны располагаться непосредственно между консультантом и клиентом. Лучше всего, если часы будут висеть на стене напротив консультанта за клиентом или сбоку, не попадая на глаза клиенту во время консультации. 7. В помещении, где проводится консультация, не должно быть никаких посторонних предметов, которые отвлекали бы внимание клиента, настораживали его или настраивали отрицательно. В равной мере это касается всего того, что может происходить в помещении во время проведения консультации. 8. Все что находится в помещении или происходит в нем должно успокаивать клиента, создавать у него хорошее, комфортное настроение. 9. На определенных этапах психологического консультирования допускается звучание в помещении негромкой, приятной музыки.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |