КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Словообразование
Лекция 7
План
1. Словообразование и его пересечение с морфологией. 2. Основные способы словообразования. 3. Средства словообразования. 1. Интересы морфологии распространяются на две основные области – словообразование (лексическая морфология) и словоизменение (грамматическая морфология, парадигматика). Иногда под собственно морфологией понимается только словоизменение (образование форм слова), т.е. способность лексемы выступать в различных грамматических формах, составляющих ее парадигму. Словообразование – образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации, словосложения, конверсии и других формальных средств. Образование новых слов с помощью формальных средств именуется также деривацией. Деривация (от лат. derivatio – отведение, образование) –процесс создания однихязыковых единиц (дериватов) на базе других, принимаемых за исходные. Понятие «деривация» введено Е. Куриловичем в 1930-х гг. для характеристики словообразовательных процессов. Е. Курилович разграничивал лексическую (камень - каменщик) и синтаксическую (камень - каменный) деривацию. В настоящее время под деривацией понимаетсяобразование в языке любых вторичных знаков, которые могут быть объяснены с помощью единиц, принятых за исходные, или выведены из них путем применения определенных правил, операций. Синтаксическая деривация понимается как процесс образования разных синтаксических конструкций путем трансформации определенной ядерной конструкции (Строят дом – строительство дома). Понятие деривации стало использоваться при описании отношений между единицами разных уровней для выяснения механизмов образования более сложных единиц из менее сложных, а также при описании динамических процессов порождения речи. В процессах деривации происходит изменение формы (структуры) и семантики единиц, принимаемых за исходные. В содержательном отношении это изменение может быть направлено на использование знака в новом значении (семантическая деривация). Процесс деривации можно представить в виде последовательности применения к исходной единице серии формальных операций. Вводятся понятия: ступени деривации, шаг деривации, деривационное «дерево». Деривационная морфология описывает средства и способы организации морфологических структур слова в языках разного типа. Данные о различии деривационных процессов в словоизменении и словообразовании используются для типологической характеристики языков. Понятие деривации применимо к тем единицам языка, возникновение которых может быть описано путем реконструкции породившего их процесса, т.е. восстановления их деривационной истории. Словообразовательная мотивация – это отношение между двумя од-нокоренными словами, значение одного из которых определяется через значение другого (дом – домик). В акте словообразования одни единицы выступают в качестве источника мотивации (мотивирующее слово), а другие – как результирующие (мотивированное). Мотивированным признается слово, основа которого характеризуется большей формальной сложностью (читать -перечитать) или большей семантической сложностью (математика -математик = «тот, кто занимается математикой»). В паре косить – косьба косьба считается производным.
Производное слово – это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована – значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею. Домик – это маленький дом (связь по смыслу) Производная основа – основа нового слова, например: конфетк а←конфета, весенн ий←весна. Производящая основа – основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весн а→весенний, конфет а→конфетка. При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз или комбинация производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красн ый→жёлто-красный. Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около. Простейшей из комплексных единиц словообразования является словообразовательная пара – соотношение производной и производящей основ: писать → написать, красный → краснеть, чернила → чернильница. Словообразовательная цепочка – это ряд однокорневых слов, в котором каждое предыдущее слово является мотивирующим для следующего: злой → злить → злиться; старый → стареть → устареть → устарелый → устарелость. Словообразовательное гнездо – это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации: смелость смелеть осмелеть осмелиться посмелеть
Целью словообразовательного анализа можно считать установление отношений словообразовательной производности между производным словом и исходной для него единицей. Мотивированное слово включает мотивирующую основу (например, смел- в слове смелость) и словообразовательный формант (-ость в слове смелость). Общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих, является словообразовательным значениемслов этого типа. Словообразовательное значение – это значение, выражаемое тем или иным словообразовательным средством (формантом) при наличии связей между образовавшимся словом и образующим (между производящим и производным словом). Таким образом, словообразовательное значение выражается группой слов одинаковой структуры и строения. Например, уменьшительное значение имени существительному придаёт суффикс -ик-: стол → столик, лист → листик и т.п. Словообразовательное значение отличается от лексического: лексическое значение индивидуально для каждого слова, а словообразовательное может быть общим для группы слов, подобно грамматическому значению. Средствами выражения словообразовательного значения являются форманты, с помощью которых образуется новое слово. Словообразовательные средства, форманты выделяются при сопоставлении производной и производящей основ. Непроизводные слова не имеют словообразовательных значений. Носителем словообразовательного значения является словообразовательный формант, например -ость (значение абстрактности, отпризнаковости). Словообразовательное значение – это новое значение, возникающее в производном слове. Среди словообразовательных значений выделяются транспозиционные значения, связанные с приобретением производным словом значения той части речи, в которую оно транспонировано. Например, играть – игра, ходить – ходьба. Производные слова игра, ходьба приобрели значение «предметности», «субстантивности» при транспонировании в класс имен существительных. Старый – стареть, молодой – молодеть – признак «процессуальности» появляется у транспонированных слов стареть, молодеть. Иногда у производного слова появляются более конкретные, модификационные значения, например уменьшительности – домик, увеличительности – домище, усилительности – раскричаться и др. К словообразовательным относятся также классифицирующие значения, например значения производителя действия, вместилища, носителя признака и др. Производные и сложные слова как результаты процесса деривации называются дериватемы (дериваты). Дериватемы – словообразовательно мотивированные слова, т.е. слова, значение и форма которых обусловлены другими однокоренными словами.
2. К способам деривации относятся: - аффиксация (деривационные аффиксы): фр. prendre – reprendre; - усечение (аббревиация): doctor – doc; - значащее чередование фонем: sing – song; - значащее изменение ударения: export – export; - конверсия (транспозиция, переход слова из одной части речи в другую): столовая (А) – столовая (N)и др. Словоизменение – образование для каждого слова (кроме неизменяемых слов) его парадигмы, т.е. всех его словоформ и всех его аналитических форм.Словоформы – это грамматические формы слова: ученик – ученика – ученики и т.п. Словоизменение иногда называют формообразованием. При словоизменении тождество слова (лексемы) не нарушается. Граница между словообразованием и словоизменением не абсолютна: возможны промежуточные явления (например, вид глагола в русском языке). Формообразовательной структурой обладают только многоформенные (изменяемые) слова (сады, делал и т.п.). Одноформенные (неизменяемые) слова (здесь, теперь и т.п.) не рассматриваются с этой точки зрения. Многоформенное слово представляет собой класс словоформ, парадигму. Парадигма может быть большой и малой. Большая парадигма (макропарадигма) охватывает, например, все категориальные изменения русских существительных (12 форм). Малая парадигма (микропарадигма) включает, например, парадигму падежа имен существительных. Сравнение словоформ, входящих в одну парадигму, позволяет расчленить их на две структурные составляющие: - основу, которая остается инвариантной при образовании грамматических форм одной лексемы, - форматор (форматив, формальный показатель), который является экспонентом соответствующего грамматического значения (граммемы или совокупности граммем). Так, в словоформе сады выделяем основу сад- и форматор -ы, показатель граммемы множественного числа и одновременно граммемы именительного падежа. Можно говорить о парадигме отдельного конкретного слова и о парадигме класса слов. Парадигму отдельного слова представляют в виде записи всех словоформ данного слова: Им.пад. стол-; Род. пад. стол-а; и т.д. Одна из словоформ парадигмы рассматривается как исходная (основная). Формообразование слова представляет собой процесс построения по определенным правилам морфологических преобразований (трансформаций) из исходной словоформы косвенных словоформ. Существенно усложняют картину формообразования значащие чередования фонем. Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться. Значит, для образования новых слов у языка есть собственные внутренние механизмы. Их изучает словообразование. Термин «словообразование» употребляется в разных значениях: 1) процесс образования слов в языке; 2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.
3. Средство словообразования – это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся: · словообразовательные морфемы; · специальные операции с основой слова. Природа средств различна, но предназначение у них схожее: служить для образования одних слов от других. Словообразовательные морфемы – это приставки, например: за-, на-, до-, пере- в словах записать, написать, дописать, переписать; суффиксы, например: -тель-, -ик-, -онок- в словах писатель, садик, медвежонок. Cпециальные операции с производящей основой или несколькими основами – это особые действия, которые позволяют образовывать слова без участия приставок и суффиксов, к примеру, такими операциями являются: · сложение основ: дымоход, водопровод; · сращение основ: труднодоступный, малопонятный; · сокращение основы: спец, комп и некоторые другие. При образовании слов могут использоваться одно или сразу несколько средств. Например, при образовании слов бездомный, справа, по-нашему использованы одновременно и приставки, и суффиксы. Словообразовательный формант – это наименьшее в семантическом и формальном отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми данное производное слово отличается от производящего. Словообразовательный тип – это крупная комплексная единица словообразовательной системы, совокупность производных слов, которые выражают одно и то же словообразовательное значение при помощи одного и того же словообразовательного средства (форманта) и объединены следующими признаками: 1) часть речи, к которой они принадлежат; 2) часть речи, от которой они образовались; 3) одинаковое средство словообразования (формант); 4) одинаковое словообразовательное значение. Слово участвует в системной организации словообразования лишь в составе словообразовательного типа: 1) домик ← дом, слоник ← слон; 2) танцовщик ← танцует, докладчик ← докладывает. При нарушении хотя бы одного из необходимых условий функционирования словообразовательного типа слова не относятся к одной группе. Например, слова писатель, учитель, воспитатель являются представителями одного словообразовательного типа, а слова учитель и нагреватель представляют разные словообразовательные типы, так как имеют разные значения. Омонимические типы – одинаковая форма, но разное содержание: богатство, равенство (признак); дежурство, бегство (действие). Синонимические типы – с одинаковым словообразовательным значением, но различными словообразовательными средствами: рубка, варка, ходьба, переписка (опредмеченное действие). Словообразовательная модель – это конкретная реализация словообразовательного типа. Например, имя прилагательное + суффикс -ость → отвлечённое существительное (смелый + -ость → смелость, злой + -ость → злость). Бывают продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Что такое с ловообразование? Как оно пересекается с морфологией? 2.Какие вы знаете основные способы словообразования? 3.Какие существуют средства словообразования? Что такое словообразовательная модель?
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |