КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №7. Тема. Основы пожарной безопасности
План. Тема. Основы пожарной безопасности. Лекция №7 ПМСО Механизмы специфических и неспецифических защит от манипуляции Механизмы неспецифических защит начинают свое действие в ответ на сам факт присутствия угрозы и не учитывают ее характера. Так как манипуляция чаще всего бывает скрытая, наличие угрозы адресатом воспринимается в основном неосознанно. Защитные действия также не воспринимаются сознанием, а в случаях, когда они замечаются, им находятся вполне здравые объяснения. Например, уход, проявляющийся в попытках изменить что-либо во внешней обстановке, может иметь такие объяснения: «Вы не возражаете, если я открою форточку? Здесь очень накурено». Есть некоторые особо часто встречающиеся проявления действий механизмов неспецифических защит: — легкое покачивание головой в горизонтальной плоскости в момент, когда человек уже почти готов согласиться (неосознанное управление); — острые позывы в туалет, которые возникают у человека в наиболее важный для манипулятора момент (неосознанное бегство); — подавленное состояние, замедленные движения в момент, когда манипуляция начала действовать, но адресат еще не понял, что произошло (неосознанное замирание). Среди механизмов специфических защит в зависимости от уровня, на котором они действуют, выделяют три подвида. К первому уровню относятся те, что имеют связь с особенностями угрозы, которую несет манипуляция. Действуют они в собственно личностных структурах. Ко второму уровню относятся защиты, имеющие связь с автоматизмами — психическими процессами, которые реализуют манипулятивное воздействие. Здесь механизмы защиты соотносятся с механизмами манипуляции. К третьему уровню относятся те защиты, которые связаны с используемыми манипулятором средствами.
1. Цели и организация пожарной безопасности. 2. Государственный пожарный надзор. 3. Горение и взрывы. 4. Противопожарный режим в школе.
Литература: 1. Сулла М.Б. Охрана труда, М.: Просвещение, 1989.- с.115-118. 2. Катренко Л.А., Пістун І.П. Охорона праці в галузі освіти, Суми: Еліта-Стар, 2001,-с. 97-127. 3. Бедрій Я.І., Дещинський Ю.Л., Мурін О.С. Основи охорони праці: Навч. посібник. 3-тє вид. переробл. і доп. – Львів: „Магнолія плюс”, 2004. – с. 68-77. 4. Керб Л.П. Основи охорони праці: Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 2005. – с.43-48. 5.Основи охорони праці: Навч. посібник / За ред. проф... В.В.Березуцького. – Х.: Факт, 2005. – с. 422-439. 6. Медведєва В.С. Охрана труда и противопожарная защита в химической промышленности. М., 1989. – 412с. 7.Система стандартів безпеки праці: ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ. Пожежна безпека. Загальні вимоги.
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Виды и устройство огнетушителей. 2. Первичные средства пожаротушения. 3. Механизм тушения пожара.
Под пожарной охраной понимают систему государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану от огня людей, государственной и общественной собственности и личного имущества граждан. Такое же название имеет и организация, осуществляющая у нас в стране борьбу с пожарами. Основная задача современной пожарной охраны - пожарная профилактика, заключающаяся в проведении системы мероприятий с целью предупреждения пожаров, ограничения распространения возникших пожаров, создания условий для эвакуации людей из горящих зданий и успешного тушения пожаров. Основы современного формирования пожарной охраны установлены «Положением о государственном пожарном надзоре». Руководство работой пожарной охраны осуществляется главным управлением пожарной охраны МВД, в состав которого входят: государственный пожарный надзор, организующий работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной (ВПО) и невоенизированной профессиональной пожарной охраны (ППО), на которые возложены следующие функции: тушение возникающих пожаров в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства. Профессиональная пожарная охрана других министерств и ведомств делится на ведомственную военизированную пожарную охрану (ВВПО) и производственно-профессиональную (ПППО), а также пожарно-сторожевую охрану (ПСО), на которую возложена как общая охрана объектов, так и охрана от пожаров. Работу пожарной охраны организуют по двум основным направлениям: первое – профилактическое, заключающееся в предупреждении пожаров и ограничении их размеров; второе - тушение возникших пожаров. К профилактическим мероприятиям можно отнести: - устранение непосредственных всевозможных причин пожаров (правильный и рациональный монтаж электрооборудования, отопления, запрещение пользования открытым огнем и курения в пожароопасных помещениях, запрещение хранения в необоснованных количествах горючих материалов и т.п.); - ограничение распространения возникшего пожара (сооружение противопожарных стен, преград, противопожарные занавеси, водяные завесы, местные преграды и т.д.); - создание безопасных условий для вынужденной эвакуации людей из зданий (противопожарные отсеки и секции, противодымная защита, устройство эвакуационных путей и выходов и т.п.); - обеспечение возможности тушения пожаров (наличие подъездных путей и проходов к зданиям наличие действующего пожарного водопровода, гидрантов, исправность наружных пожарных лестниц). Все вновь поступившие на работу, кроме инструктажа по технике безопасности, должны пройти инструктаж о мерах пожарной безопасности и правилах пользования средствами пожаротушения.
II. Государственный пожарный надзор. В соответствии с «Положением о Государственном пожарном надзоре» (принято в 1977г.) на органы государственного надзора возложены организаторские функции, заключающиеся: - в разработке и издании правил, инструкций, технических норм, обязательных для всех предприятий, учреждений и отдельных лиц, и литературы по пожарной безопасности; - в пропаганде вопросов борьбы с пожарами среди населения, в организации и обучении ДПО и ДПД борьбе с огнем; и контрольные функции, которые состоят: - в осуществлении систематического контроля по выполнению всеми объектами и отдельными лицами правил, инструкций и технических норм, регламентирующих пожарную безопасность; - в проверке выполнения требований пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения; - в контроле и проверке боеспособности пожарных подразделений и исправности средств пожарной сигнализации и пожаротушения во всех ведомствах, учреждениях и организациях. В соответствии с этими функциями органам Государственного пожарного надзора предоставлено право: - производить пожарно-техническое обследование всех объектов промышленного и гражданского назначения; - требовать от руководителей предприятий и учреждений, а также от отдельных лиц необходимые сведения для выяснения состояния пожарной безопасности того или иного объекта; - привлекать к административной или судебной ответственности лиц, виновных в нарушении правил, норм и инструкций по пожарной безопасности; - приостанавливать частично или полностью работу объекта в случае нарушений, создающих угрозу пожара. Государственный пожарный надзор (ГПН) на территории страны осуществляется через Главное управление пожарной охраны.
III. Горение и взрывы. Для выработки эффективных мероприятий по предупреждению возникновения и ограничению размеров пожаров, ликвидации возникшего пожара необходимо изучение химических и физических процессов, которые происходят при горении и взрыве веществ. Горение - это химический процесс соединения вещества с кислородом, сопровождающийся выделением тепла и света. Современная физико-химическая теория горения относит к горению все химические процессы, связанные с быстрым превращением и тепловым или диффузионным их ускорением. Для возникновения и протекания процесса горения необходимо наличие горючего вещества, окислителя (обычно это кислород воздуха, но могут быть также фтор, хлор, озон и т.п.) и источников воспламенения, причем первые два элемента должны быть в соответствующем количественном соотношении, а источник воспламенения должен иметь температуру и запас энергии, достаточные для нагревания вещества до необходимой температуры. Температуру, при которой вещество воспламеняется и начинает гореть, называют температурой воспламенения. Эта температура различна для разных веществ и зависит не только от природы вещества, но и от атмосферного давления, концентрации кислорода и других факторов. Чем ниже температура воспламенения материала, тем этот материал более огнеопасен. При длительном нагреве тела возможно его самовоспламенение. Самовоспламенение -- это процесс горения, вызванный внешним источником тепла и нагреванием вещества без соприкосновения с открытым пламенем. Температура самовоспламенения зависит от давления, состава летучих веществ, степени измельчения твердого вещества. Различают следующие виды процессов горения: вспышка, возгорание, воспламенение, самовозгорание. Вспышка это быстрое сгорание горючей смеси, не сопровождающееся образованием сжатых газов. Возгорание возникновение горения под воздействием источника зажигания. Воспламенение - возгорание, сопровождающееся появлением пламени. Самовозгорание — это явление резкого возрастания скорости экзотермических реакций, приводящее к возникновению горения веществ в отсутствии источника зажигания. Наименьшую температуру горючего вещества, при которой создается смесь газов или паров с воздухом, вспыхивающая при поднесении пламени, называют температурой вспышки. Все сгораемые жидкости делятся на два класса. К первому относятся легковоспламеняющееся жидкости (ЛВЖ), обладающие температурой вспышки до 45° С, ко второму - горючие (ГЖ), обладающие температурой вспышки выше 45°С (см. табл. 1, табл. 2). Таблица 1. Температура вспышки некоторых жидкостей
Таблица 2. Температура самовоспламенения материалов
Пожар это неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Взрыв это процесс освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Характерный признак взрыва - мгновенный рост высокой температуры и высокого давления газов в месте взрыва. Различают взрывчатые химические соединения и взрывчатые смеси. Взрывчатые химические соединения делят на пять групп: - азотистоводородная кислота и ее соли (азиды свинца, ртути, серебра и т.д.); - циановая кислота и ее соли; - нитросоединения (тринитротолуол и др.); - сложные эфиры азотной кислоты (тринитроглицерин и др.); - соли азотной кислоты (нитрат аммония, метиламинонитрат). Взрывчатые смеси делят на: - смеси невзрывчатых веществ (черные пороха, оксиликвиты, игданиты, гранулиты и др.), - смеси взрывчатых веществ с невзрывчатыми (хлоратные и перхлоратные, аммонитоселитренные), - смеси взрывчатых веществ (бездымные пороха). Взрывоопасны горючие газы, пары легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Одна из наиболее распространенных причин взрыва в учебном заведении неправильное использование газовыми приборами: горелками, плитками, научным оборудованием. Так как при работе с газовыми приборами в помещениях, где они установлены, накапливаются продукты сгорания газов, то эти помещения необходимо постоянно проветривать. Расстояние от газопровода до электропровода, проложенного открыто, должно быть не менее 10 см, до скрытой проводки - не менее 5 см.
IV. Противопожарный режим в школе. Противопожарный режим в школе включает разработку эффективных, экономически целесообразных и технически обоснованных способов и средств предупреждения пожаров, выработку мероприятий, предотвращающих распространение возникшего пожара и мер по его ликвидации. Ответственность за организацию мероприятий пожарной безопасности, за соблюдение требуемого противопожарного режима в учебном заведении, за своевременное выполнение противопожарных мероприятий, предписаний Госпожарнадзора, за исправное содержание пожарной техники и оборудования возложена на директора школы. Противопожарный режим в школе должен отвечать требованиям «Типовых правил пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений Министерства образования и науки». Эти правила включают: общие положения, определяющие ответственность и обязанности директоров, учителей; требования к содержанию территории, помещений, учебного оборудования, отоплению, освещению; к проведению массовых мероприятий (устройство елок, показ кинофильмов, проведение вечеров); обязанности дежурного и сторожа; требования к первичным средствам пожаротушения и действия при пожаре. Директор школы: - организует изучение и выполнение «Правил пожарной безопасности...»; - назначает ответственных за пожарную безопасность кабинетов и лабораторий; - утверждает план эвакуации людей и имущества на случай пожара; - организует добровольную пожарную дружину и ЮДПД и обеспечивает их работу в соответствии с действующими положениями, - устанавливает во всех помещениях строгий противопожарный режим и постоянно контролирует строжайшее соблюдение его всеми работающими и учащимися; - периодически проверяет состояние пожарной безопасности школы, наличие и исправность технических средств борьбы с пожарами; - обеспечивает дежурство, организует проведение занятий по пожарной безопасности со школьниками. Для установления противопожарного режима в каждом классе, кабинете, лаборатории, мастерских и других объектах должны быть противопожарные инструкции. В этих инструкциях нужно предусмотреть: специальные мероприятия для отдельных процессов, которые могут вызвать пожар, порядок и нормы хранения пожаро- и взрывоопасныхвеществ и материалов; требования по уборке и очистке помещений от промасленных и сгораемых материалов; обязанности учителей, лаборантов, мастеров, учащихся при возникновении пожара (правила вызова пожарной команды, порядок отключения электрооборудования и вентиляции, правила применения средств пожаротушения, порядок эвакуации людей и материальных ценностей, последовательность осмотра и приведение в безопасное состояние конкретного помещения. Инструкции вывешивают на видном месте. В помещении должны быть также таблички с фамилиями лиц, ответственных за пожарную безопасность. Все обучающиеся должны знать и неуклонно выполнять требования инструкций. С этой целью директор школы устанавливает порядок проведения инструктажей. По окончании инструктажа проводится проверка знаний и навыков, полученных инструктируемыми. Ответственность за противопожарное состояние кабинетов, лабораторий, складов, мастерских и других объектов, а также за своевременное выполнение в них противопожарного режима возлагается приказом директора школы на учителей, лаборантов, заведующею учебной частью и т.д.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |