Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №7. Тема. Основы пожарной безопасности

План.

Тема. Основы пожарной безопасности.

Лекция №7

ПМСО

Механизмы специфических и неспецифических защит от манипуляции

Механизмы неспецифических защит начинают свое действие в ответ на сам факт присутствия угрозы и не учитывают ее характера. Так как манипуляция чаще всего бывает скрытая, наличие угрозы адресатом воспринимается в основном неосознанно. Защитные действия также не воспринимаются сознанием, а в случаях, когда они замечаются, им находятся вполне здравые объяснения. Например, уход, проявляющийся в попытках изменить что-либо во внешней обстановке, может иметь такие объяснения: «Вы не возражаете, если я открою форточку? Здесь очень накурено».

Есть некоторые особо часто встречающиеся проявления действий механизмов неспецифических защит:

— легкое покачивание головой в горизонтальной плоскости в момент, когда человек уже почти готов согласиться (неосознанное управление);

— острые позывы в туалет, которые возникают у человека в наиболее важный для манипулятора момент (неосознанное бегство);

— подавленное состояние, замедленные движения в момент, когда манипуляция начала действовать, но адресат еще не понял, что произошло (неосознанное замирание).

Среди механизмов специфических защит в зависимости от уровня, на котором они действуют, выделяют три подвида. К первому уровню относятся те, что имеют связь с особенностями угрозы, которую несет манипуляция. Действуют они в собственно личностных структурах. Ко второму уровню относятся защиты, имеющие связь с автоматизмами — психическими процессами, которые реализуют манипулятивное воздействие. Здесь механизмы защиты соотносятся с механизмами манипуляции. К третьему уровню относятся те защиты, которые связаны с используемыми манипулятором средствами.

 

1. Цели и организация пожарной безопасности.

2. Государственный пожарный надзор.

3. Горение и взрывы.

4. Противопожарный режим в школе.

 

Литература:

1. Сулла М.Б. Охрана труда, М.: Просвещение, 1989.- с.115-118.

2. Катренко Л.А., Пістун І.П. Охорона праці в галузі освіти, Суми: Еліта-Стар, 2001,-с. 97-127.

3. Бедрій Я.І., Дещинський Ю.Л., Мурін О.С. Основи охорони праці: Навч. посібник. 3-тє вид. переробл. і доп. – Львів: „Магнолія плюс”, 2004. – с. 68-77.

4. Керб Л.П. Основи охорони праці: Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 2005. – с.43-48.

5.Основи охорони праці: Навч. посібник / За ред. проф... В.В.Березуцького. – Х.: Факт, 2005. – с. 422-439.

6. Медведєва В.С. Охрана труда и противопожарная защита в химической промышленности. М., 1989. – 412с.

7.Система стандартів безпеки праці: ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ. Пожежна безпека. Загальні вимоги.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Виды и устройство огнетушителей.

2. Первичные средства пожаротушения.

3. Механизм тушения пожара.

 

Под пожарной охраной понимают систему государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану от огня людей, государственной и общественной собственности и личного имущества граждан. Такое же название имеет и организация, осуществляющая у нас в стране борьбу с пожарами.

Основная задача современной пожарной охраны - пожарная

профилактика, заключающаяся в проведении системы мероприятий с целью предупреждения пожаров, ограничения распространения возникших пожаров, создания условий для эвакуации людей из горящих зданий и успешного тушения пожаров.

Основы современного формирования пожарной охраны установлены «Положением о государственном пожарном надзоре». Руководство работой пожарной охраны осуществляется главным управлением пожарной охраны МВД, в состав которого входят: государственный пожарный надзор, организующий работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной (ВПО) и невоенизированной профессиональной пожарной охраны (ППО), на которые возложены следующие функции: тушение возникающих пожаров в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства.

Профессиональная пожарная охрана других министерств и ведомств делится на ведомственную военизированную пожарную охрану (ВВПО) и производственно-профессиональную (ПППО), а также пожарно-сторожевую охрану (ПСО), на которую возложена как общая охрана объектов, так и охрана от пожаров.

Работу пожарной охраны организуют по двум основным направлениям: первое – профилактическое, заключающееся в предупреждении пожаров и ограничении их размеров; второе - тушение возникших пожаров.

К профилактическим мероприятиям можно отнести:

- устранение непосредственных всевозможных причин пожаров (правильный и рациональный монтаж электрооборудования, отопления, запрещение пользования открытым огнем и курения в пожароопасных помещениях, запрещение хранения в необоснованных количествах горючих материалов и т.п.);

- ограничение распространения возникшего пожара (сооружение противопожарных стен, преград, противопожарные занавеси, водяные завесы, местные преграды и т.д.);

- создание безопасных условий для вынужденной эвакуации людей из зданий (противопожарные отсеки и секции, противодымная защита, устройство эвакуационных путей и выходов и т.п.);

- обеспечение возможности тушения пожаров (наличие подъездных путей и проходов к зданиям наличие действующего пожарного водопровода, гидрантов, исправность наружных пожарных лестниц).

Все вновь поступившие на работу, кроме инструктажа по технике безопасности, должны пройти инструктаж о мерах пожарной безопасности и правилах пользования средствами пожаротушения.

 

II. Государственный пожарный надзор.

В соответствии с «Положением о Государственном пожарном надзоре» (принято в 1977г.) на органы государственного надзора возложены организаторские функции, заключающиеся:

- в разработке и издании правил, инструкций, технических норм, обязательных для всех предприятий, учреждений и отдельных лиц, и литературы по пожарной безопасности;

- в пропаганде вопросов борьбы с пожарами среди населения, в организации и обучении ДПО и ДПД борьбе с огнем;

и контрольные функции, которые состоят:

- в осуществлении систематического контроля по выполнению всеми объектами и отдельными лицами правил, инструкций и технических норм, регламентирующих пожарную безопасность;

- в проверке выполнения требований пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения;

- в контроле и проверке боеспособности пожарных подразделений и исправности средств пожарной сигнализации и пожаротушения во всех ведомствах, учреждениях и организациях.

В соответствии с этими функциями органам Государственного пожарного надзора предоставлено право:

- производить пожарно-техническое обследование всех объектов промышленного и гражданского назначения;

- требовать от руководителей предприятий и учреждений, а также от отдельных лиц необходимые сведения для выяснения состояния пожарной безопасности того или иного объекта;

- привлекать к административной или судебной ответственности лиц, виновных в нарушении правил, норм и инструкций по пожарной безопасности;

- приостанавливать частично или полностью работу объекта в случае нарушений, создающих угрозу пожара.

Государственный пожарный надзор (ГПН) на территории страны осуществляется через Главное управление пожарной охраны.

 

III. Горение и взрывы.

Для выработки эффективных мероприятий по предупреждению возникновения и ограничению размеров пожаров, ликвидации возникшего пожара необходимо изучение химических и физических процессов, которые происходят при горении и взрыве веществ.

Горение - это химический процесс соединения вещества с кислородом, сопровождающийся выделением тепла и света. Современная физико-химическая теория горения относит к горению все химические процессы, связанные с быстрым превращением и тепловым или диффузионным их ускорением.

Для возникновения и протекания процесса горения необходимо наличие горючего вещества, окислителя (обычно это кислород воздуха, но могут быть также фтор, хлор, озон и т.п.) и источников воспламенения, причем первые два элемента должны быть в соответствующем количественном соотношении, а источник воспламенения должен иметь температуру и запас энергии, достаточные для нагревания вещества до необходимой температуры. Температуру, при которой вещество воспламеняется и начинает гореть, называют температурой воспламенения. Эта температура различна для разных веществ и зависит не только от природы вещества, но и от атмосферного давления, концентрации кислорода и других факторов. Чем ниже температура воспламенения материала, тем этот материал более огнеопасен. При длительном нагреве тела возможно его самовоспламенение. Самовоспламенение -- это процесс горения, вызванный внешним источником тепла и нагреванием вещества без соприкосновения с открытым пламенем.

Температура самовоспламенения зависит от давления, состава летучих веществ, степени измельчения твердого вещества.

Различают следующие виды процессов горения: вспышка, возгорание, воспламенение, самовозгорание. Вспышка это быстрое сгорание горючей смеси, не сопровождающееся образованием сжатых газов. Возгорание возникновение горения под воздействием источника зажигания.

Воспламенение - возгорание, сопровождающееся появлением пламени. Самовозгорание — это явление резкого возрастания скорости экзотермических реакций, приводящее к возникновению горения веществ в отсутствии источника зажигания.

Наименьшую температуру горючего вещества, при которой создается смесь газов или паров с воздухом, вспыхивающая при поднесении пламени, называют температурой вспышки. Все сгораемые жидкости делятся на два класса. К первому относятся легковоспламеняющееся жидкости (ЛВЖ), обладающие температурой вспышки до 45° С, ко второму - горючие (ГЖ), обладающие температурой вспышки выше 45°С (см. табл. 1, табл. 2).

Таблица 1.

Температура вспышки некоторых жидкостей

Жидкость Температура вспышки, °С
Легковоспламеняющиеся жидкости
Ацетон -18
Бензины От -50 до 28
Бензол - 12
Метиловый спирт  
Керосины Более 40
Скипидар  
Горючие жидкости
Мазут 60-100
Масла минеральные 65-310
Моторное топливо 70-120

 

Таблица 2.

Температура самовоспламенения материалов

Вещество Температура самовоспламене- ния, °С Вещество Температура самовоспламе- нения, °С
Целлулоид   Древесина  
Масла нефтяные 250-400 Ацетилен  
Керосин   Этиловый спирт  
Бензин А-76   Древесный уголь  
Мазуты 380-420 Водород  
Каменный уголь   Ацетон  

Пожар это неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб.

Взрыв это процесс освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Характерный признак взрыва - мгновенный рост высокой температуры и высокого давления газов в месте взрыва.

Различают взрывчатые химические соединения и взрывчатые смеси. Взрывчатые химические соединения делят на пять групп:

- азотистоводородная кислота и ее соли (азиды свинца, ртути, серебра и т.д.); - циановая кислота и ее соли;

- нитросоединения (тринитротолуол и др.);

- сложные эфиры азотной кислоты (тринитроглицерин и др.);

- соли азотной кислоты (нитрат аммония, метиламинонитрат).

Взрывчатые смеси делят на:

- смеси невзрывчатых веществ (черные пороха, оксиликвиты, игданиты, гранулиты и др.),

- смеси взрывчатых веществ с невзрывчатыми (хлоратные и перхлоратные, аммонитоселитренные),

- смеси взрывчатых веществ (бездымные пороха).

Взрывоопасны горючие газы, пары легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Одна из наиболее распространенных причин взрыва в учебном заведении неправильное использование газовыми приборами: горелками, плитками, научным оборудованием. Так как при работе с газовыми приборами в помещениях, где они установлены, накапливаются продукты сгорания газов, то эти помещения необходимо постоянно проветривать. Расстояние от газопровода до электропровода, проложенного открыто, должно быть не менее 10 см, до скрытой проводки - не менее 5 см.

 

IV. Противопожарный режим в школе.

Противопожарный режим в школе включает разработку эффективных, экономически целесообразных и технически обоснованных способов и средств предупреждения пожаров, выработку мероприятий, предотвращающих распространение возникшего пожара и мер по его ликвидации.

Ответственность за организацию мероприятий пожарной безопасности, за соблюдение требуемого противопожарного режима в учебном заведении, за своевременное выполнение противопожарных мероприятий, предписаний Госпожарнадзора, за исправное содержание пожарной техники и оборудования возложена на директора школы.

Противопожарный режим в школе должен отвечать требованиям «Типовых правил пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений Министерства образования и науки». Эти правила включают: общие положения, определяющие ответственность и обязанности директоров, учителей; требования к содержанию территории, помещений, учебного оборудования, отоплению, освещению; к проведению массовых мероприятий (устройство елок, показ кинофильмов, проведение вечеров); обязанности дежурного и сторожа; требования к первичным средствам пожаротушения и действия при пожаре.

Директор школы:

- организует изучение и выполнение «Правил пожарной безопасности...»;

- назначает ответственных за пожарную безопасность кабинетов и лабораторий;

- утверждает план эвакуации людей и имущества на случай пожара;

- организует добровольную пожарную дружину и ЮДПД и обеспечивает их работу в соответствии с действующими положениями,

- устанавливает во всех помещениях строгий противопожарный режим и постоянно контролирует строжайшее соблюдение его всеми работающими и учащимися;

- периодически проверяет состояние пожарной безопасности школы, наличие и исправность технических средств борьбы с пожарами;

- обеспечивает дежурство, организует проведение занятий по пожарной безопасности со школьниками.

Для установления противопожарного режима в каждом классе, кабинете, лаборатории, мастерских и других объектах должны быть противопожарные инструкции. В этих инструкциях нужно предусмотреть: специальные мероприятия для отдельных процессов, которые могут вызвать пожар, порядок и нормы хранения пожаро- и взрывоопасныхвеществ и материалов; требования по уборке и очистке помещений от промасленных и сгораемых материалов; обязанности учителей, лаборантов, мастеров, учащихся при возникновении пожара (правила вызова пожарной команды, порядок отключения электрооборудования и вентиляции, правила применения средств пожаротушения, порядок эвакуации людей и материальных ценностей, последовательность осмотра и приведение в безопасное состояние конкретного помещения.

Инструкции вывешивают на видном месте. В помещении должны быть также таблички с фамилиями лиц, ответственных за пожарную безопасность.

Все обучающиеся должны знать и неуклонно выполнять требования инструкций. С этой целью директор школы устанавливает порядок проведения инструктажей. По окончании инструктажа проводится проверка знаний и навыков, полученных инструктируемыми.

Ответственность за противопожарное состояние кабинетов, лабораторий, складов, мастерских и других объектов, а также за своевременное выполнение в них противопожарного режима возлагается приказом директора школы на учителей, лаборантов, заведующею учебной частью и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Словообразование | Внесердечные боли в области сердца
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.