Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Старшего школьника (ранняя юность)

Психология подростка и

Лекция 7

У исследователей нет единого мнения относительно чётких

возрастных рамок данных периодов.

Значительная часть исследователей полагает, что:

• в среднем школьном возрасте дети обучаются в 4-5 классе

(ориентировочно с 9 до 11 лет);

• подростковый возраст совпадает с обучением в V–VIII классах

школы (ориентировочно с 11 до 15 лет);

• период ранней юности совпадает с обучением в 9-11 классах и

далее (ориентировочно от 14-15 лет до 25 лет).

По мнению доктора психологических наук М.В. Гамезо,

граница между стадиями подросткового возраста (в который, по

его мнению, входит и средний школьный возраст) и старшего

школьного возраста в настоящее время настолько размыты, что

позволяет рассматривать эти 2 стадии одновременно, выделяя

некоторые особенности каждой из них.

Для нас особый интерес представляют особенности

психического развития детей данного возраста, среди которых

основную роль в психическом развитии подростка

и юноши имеют социальные взаимоотношения с

окружающими.

Регуляция данных взаимоотношений нелегко даётся

подростку в связи с особенностями его психофизиологического

развития. Так, усиленное функционирование желёз внутренней

секреции способствует повышенной раздражимости, обидчивости,

 

вспыльчивости, что в значительной мере «усложняет»

взаимоотношения ребёнка с окружающими.

Однако эти проявления могут быть минимизированы

чуткостью окружающих взрослых людей, деятельностью

педагога, способного активизировать развитие самосознания

подростка посредством рефлексии. В этом случае юношеский

период (старший школьный возраст) будет протекать более

спокойно. А в случае составления плана работы над собой,

своего саморазвития (это посильно для старшего школьника, а в

отдельных случаях и для подростка), юношеский период будет

насыщен интересными событиями, личностными достижениями и,

конечно же, сомнениями, волнениями и т.п., всем, что

характеризует человека на его пути к самосовершенствованию.

Старший школьный возраст – начальный этап

физической зрелости, стадия завершения полового развития.

В физическом отношении данный период можно назвать

спокойным:

• прирост веса больше, нежели роста;

• исчезает диспропорция отдельных частей тела, что влияет на

характер двигательной активности, устраняя характерную для

подростка угловатость, несоразмеренность движений;

• интенсивно развивается мускулатура;

• активно развивается мозг;

• происходят процессы внутриклеточного усложнения и т.п.

 

Однако физическая и половая зрелость не означает столь

необходимой для дальнейшей жизнедеятельности зрелости

социальной.

В данный период человек должен усвоить нормы,

правила социума в некой деятельности.

Какая же деятельность является ведущей в подростковый и

юношеский период?

Относительно ведущей деятельности подросткового периода

однозначного мнения исследователей не существует. Так:

• Д.Б. Эльконин выделил интимно-личностное общение,

• Д.И. Фельдштейн - общественно полезную деятельность,

• В.В. Давыдов - общественно значимую деятельность и др.

Представители русской психологической школы считают, что,

в отличие от периода младшего школьного возраста, в котором

психические изменения ребёнка связаны, в основном, с его

учебной деятельностью, в подростковом и юношеском возрасте

своеобразным детерминантом развития психических,

познавательных процессов субъекта будут иметь социальные

взаимоотношения.

При этом в период младшего, среднего и старшего школьного

возраста социальной средой ребёнка остаётся школа.

Таким образом, своеобразие социальной ситуации развития

подростка состоит во включении его в новую систему

отношений со взрослыми (в т.ч. с родителями),

одноклассниками, товарищами.

 

В подростковом возрасте ребёнок стремится занять особое

положение в обществе и в этих целях активно изучает нормы его

общежития. В связи с этим, данный период признаётся

сензитивным к социальным ценностям.

Начальный период усвоения данных ценностей происходит

часто на неосознаваемом уровне в процессе взаимодействия

подростка с учителями, поведение которых он сопоставляет, затем

осознаёт особенности их личностного развития, что оказывает

влияние на его личностную позицию, в части определения её

большей самостоятельности.

Усвоение социальных ценностей, конечно же, происходит не

только в школе. В связи с этим роль средств массовой

информации трудно переоценить.

Новую роль подросток начинает осваивать и в

коллективе: формируется чувство коллектива, чувства долга,

товарищества.

Исследования Д.И. Фельдштейна показывают, что личность

подростка развивается в системе социально одобряемой

деятельности. Автор выделил три основные стадии развития

подростков:

• в 10-11 лет (I стадия) подростки принимают себя, хотя и

выделяют множество недостатков;

• в 12—13 лет (II стадия) ситуативно-негативная самооценка

сочетается с общим позитивным отношением ребят;

 

• 14-15 лет (III стадия) развитие критического отношения к

себе, часто отрицательная самооценка, интерес к

собственному будущему (отмечен у 84%).

Д.И. Фельдштейн выделяет 4 группы мотивов общественно

полезного труда у подростков в период от 10 до 15 лет:

1) адекватные - т.е. ориентированные на дело, нужное для

людей, а не на престиж коллектива или личные интересы;

2) коллективистские, связанные с борьбой за первенство

класса или группы;

3) групповой солидарности, которая оттесняет и

социальную значимость дела, и критическое отношение к

совместно выполняемой деятельности;

4) индивидуалистические:

а) индивидуально-общественной мотивации, связанной с

самоутверждением, но отнюдь не с корыстолюбием;

б) индивидуалистические, ориентированные на извлечение из

труда только личной выгоды.

Исследования более тысячи детей показали, что у подростков

10—11 лет первая группа мотивов труда занимает половину

побудительной сферы их личности, 23,3% относятся к

индивидуально-общественным, а 13,3% — к

индивидуалистическим мотивам.

Но дети в этом возрасте еще плохо понимают смысл

общественно полезного труда, нередко толкуют его как помощь

близким людям и т.п.

 

Д.И. Фельдштейн признаёт, что в 14—15 лет структура

мотивов меняется. Так, примерно у половины подростков

индивидуально-общественные мотивы (стремление к

самопознанию, самосовершенствованию, реализации себя в

общественно полезном, ценимом обществом труде) выступают уже

на первое место. Чисто индивидуалистические мотивы – лишь

2% в направленности личности. Мотивы первой группы занимают

у них лишь 30%.

В 90-е годы, по мнению многочисленных исследователей, в

России образуется своеобразный «вакуум» духовности,

обесцениваются нравственные ценности. В школах исчезли

детские организации (контролируемые школой). Однако возникли

новые организации в связи с тягой подростков к разнообразным

социальным отношениям. При этом они часто направлены на

деформацию личности, стремящейся совсем не к «жертвенности»

во имя интересов коллектива.

Д.И. Фельдштейн полагает, что для педагогов и психологов в

настоящее время основной задачей является поиск «такой

социально заданной формы жизнедеятельности подростков,

которая обеспечивает каждому возможность стать реальным

субъектом социальной жизни, культуры, а значит, субъектом

собственного развития» (см. Фельдштейн Д.И. Проблемы

возрастной и педагогической психологии. М., 1995. С. 258).

 

Ранняя юность (старший школьный возраст)

Центральным новообразованием юности является

самоопределение – профессиональное и личностное, выбор

своего собственного пути.

Вопрос о самоопределении является сложным.

Исследователи в психологии развития в профессиональном

самоопределении выделяют несколько этапов:

• детская игра,

• подростковая фантазия,

• предварительный выбор профессии,

• собственно выбор профессии, на который значимое

влияние оказывают: уровень квалификации будущего

труда, объема и длительности подготовки к нему; выбор

специальности.

В выборе профессии в настоящее время старшеклассник

исходит из оценки возможности много зарабатывать. В связи с

этим у учащихся и их родителей меняется отношение к школе, как

к объекту, в котором может и должен быть организован

педагогический процесс, направленный на развитие

познавательных процессов, усвоение необходимых знаний, умений,

навыков, необходимых для дальнейшего успешного достижения

цели (получения желанной профессии).

К сожалению, большинство старшеклассников «по старинке»

выбирает профессию спонтанно, что часто ведёт к последующему

разочарованию...

 

Большую роль играет профориентационная работа в школе,

которую необходимо:

• проводить, опираясь на ценностные ориентации,

• сопровождать примерами удачного или неудачного выбора

профессии,

• знакомить с условиями труда;

• учитывать, что для юношей более важен размер оплаты, а

для девушек — благоприятные условия труда.

Грамотно проведённая психологическая диагностика,

направленная на выявление готовности к выбору будущей

профессии, обычно вызывает значительный интерес у

старшеклассников. Применяются следующие методические

процедуры:

• ОДАнИ (ориентировочно-диагностическая анкета интересов),

• ДДО (дифференциально-диагностический опросник),

• ОПГ (опросник профессиональной готовности),

• «Ваша будущая профессия»,

• «У входа в науку» (тест на выявление склонности к

творчеству) и др.

В межличностных отношениях у подростков и юношей ярко

проявляется стремление к самостоятельности.

Драгунова Т.В. (см. Драгунова, Подросток. М., 1976) выделяет

следующие особенности подростка, имеющие для него особую

ценность:

• стремление ко «взрослости» в поведении, работе,

деятельности;

 

• активность в достижении цели;

• склонность к фантазированию о своих «подвигах»;

• принятие разных «кодексов» (например, товарищества и

т.п.).

Подросток также особенно чувствителен в отношении

ограничения прав. Он стремится минимизировать влияние

взрослых, родителей, что часто приводит к конфликтам с ними.

Авторитет учителя уже не является для старшеклассника

непререкаемым. Главное – отношение к нему сверстников, что,

подчас, приводит к конфликтам с учителем.

Осуществляя педагогический процесс, учитель обязан знать

типы направленности личности подростков. Д.И. Фельдштейном в

типах направленности личности подростков выделил:

1. Первый тип характеризуется положительным отношением к

обществу и к себе и состоит из 2-х подтипов:

• гуманистическая направленность, сочетаемая с

альтруистической акцентуацией, для представителей которой

самую большую ценность представляет общество, интересы

других людей (коллективистическая направленность), что

нередко, в современных условиях, способно привести к

обесцениванию человеком себя, к патологическим изменениям

личности и депрессивному состоянию;

• гуманистическая направленность с индивидуалистической

акцентуацией, для представителей которой важно признание

обществом его личной значимости, неповторимости.

 

2. Второй тип характеризуется эгоистической направленностью,

состоящей в положительном отношении к себе и отрицательном —

к обществу.

3. К третьему типу автор отнёс подростков с депрессивной

направленностью, полностью обесценивающие себя и сдержанно

относящиеся к обществу.

4. Четвертый тип личности характеризуется отрицанием

значимости себя и общества, суицидальной направленностью.

Педагогам и родителям, признающим необходимость развития

самостоятельности ребёнка, нужно осознавать сущность данного

понятия, как оно понимается самим подростком.

Самостоятельность для подростка выражается в признании

его оригинальности, значимости, прежде всего, в глазах

сверстников. М.В. Гамезо констатирует, что «мнением классного

коллектива очень дорожит примерно половина юношей, а

мнением учителя — только треть» (с. 181).

Желание обрести самостоятельность личностную толкает

юношей на поиск «своей группы».

В настоящее время в отсутствии в России массовых

пионерских и комсомольских организаций, существуют

многообразные группы и течения: клубы самодеятельной песни,

любители тяжелого рока, рокеры, группы поклонников разных

кумиров эстрадной музыки (фаны), группы по спасению

памятников истории и культуры, группы экологического

направления, хиппи, панки и т.п.

 

Существуют и маргинальные, хулиганские группировки, а

также откровенно фашистские объединения.

К сожалению, исследователи признают, что преступность

сегодня молодеет. Организованная преступность проникает в

юношеские группировки в целях достижения своих целей. В этом

случае возникают банды, в которых существует жёсткая

дисциплина, суровые наказания за неповиновение вожаку или

отступления от принятых норм и правил.

Не менее опасны религиозные секты.

Молодых людей подкупает пристальное внимание в них к

ним, избавление от застенчивости, чувства личной вины.

Длительное время они существуют в неком особом царстве,

свободном от зла и насилия окружающего мира. Находясь во

власти секты, человек теряет чувство реальности, становится

неспособным к принятию осмысленных, самостоятельных

решений.

Психологическая основа данного поведения – необходимость

реализации чувства принадлежности к группе.

Что должен знать и может сделать психолог, педагог?

Обобщая взгляды исследователей, М.В. Гамезо пишет:

«Специалисты рекомендуют: не запрещать и не заискивать, не

бояться и не игнорировать, а учиться сотрудничать; самим

взрослым, прежде всего, необходимо овладеть сложной наукой

жить в неформальном обществе, уметь видеть светлые,

положительные стороны, использовать активность, инициативу,

творческий потенциал личности подросткового и юношеского

 

возраста в созидательных, социально значимых целях, как для

личности, так и для ее окружения» (с.185).

Ключ к эффективности обучения подростков – в

формировании мотивов учения. В этом трудно переоценить роль

учителя. Учёба должна быть интересной. Однако интерес в

старших классах развивается не столько с помощью т.н.

«сюрпризных моментов» (как это принято в дошкольном возрасте).

Педагог должен уметь вовлекать обучающихся в

ДИСКУССИЮ по поводу … поведения … Печорина или Онегина,

Татьяны Лариной или Анны Карениной, теории Юма или

квантовой теории и т.п.

Осуществление этой деятельности требует от педагога не

только хорошего образования, но и временных затрат для

самообразования. Общение с учащимися должно быть основано на

искренней заинтересованности в ребёнке, его жизни, в том числе,

сексуальной, что требует от педагога особых знаний и особой

чуткости.

Однако не только через дискуссии можно оказывать влияние

на развитие субъекта в период его ранней юности.

Важную роль в этом периоде играет самовоспитание.

Подросток, как и юноша, в отличие от младшего школьника,

способен намечать и выполнять программу самовоспитания.

Учитель способен привлечь внимание к проблеме

самовоспитания, заинтересовать, ознакомить и помочь овладеть

подростку, юношу приёмами самовоспитания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 7. 1. Социальное партнерство в общественных отношениях – это новое явление рыночного общества, активно утверждающе­еся с 50-60-х годов XX в | Информационный блок №7
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.