КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Старшего школьника (ранняя юность)
Психология подростка и Лекция 7 У исследователей нет единого мнения относительно чётких возрастных рамок данных периодов. Значительная часть исследователей полагает, что: • в среднем школьном возрасте дети обучаются в 4-5 классе (ориентировочно с 9 до 11 лет); • подростковый возраст совпадает с обучением в V–VIII классах школы (ориентировочно с 11 до 15 лет); • период ранней юности совпадает с обучением в 9-11 классах и далее (ориентировочно от 14-15 лет до 25 лет). По мнению доктора психологических наук М.В. Гамезо, граница между стадиями подросткового возраста (в который, по его мнению, входит и средний школьный возраст) и старшего школьного возраста в настоящее время настолько размыты, что позволяет рассматривать эти 2 стадии одновременно, выделяя некоторые особенности каждой из них. Для нас особый интерес представляют особенности психического развития детей данного возраста, среди которых основную роль в психическом развитии подростка и юноши имеют социальные взаимоотношения с окружающими. Регуляция данных взаимоотношений нелегко даётся подростку в связи с особенностями его психофизиологического развития. Так, усиленное функционирование желёз внутренней секреции способствует повышенной раздражимости, обидчивости,
вспыльчивости, что в значительной мере «усложняет» взаимоотношения ребёнка с окружающими. Однако эти проявления могут быть минимизированы чуткостью окружающих взрослых людей, деятельностью педагога, способного активизировать развитие самосознания подростка посредством рефлексии. В этом случае юношеский период (старший школьный возраст) будет протекать более
спокойно. А в случае составления плана работы над собой, своего саморазвития (это посильно для старшего школьника, а в отдельных случаях и для подростка), юношеский период будет насыщен интересными событиями, личностными достижениями и, конечно же, сомнениями, волнениями и т.п., всем, что характеризует человека на его пути к самосовершенствованию. Старший школьный возраст – начальный этап физической зрелости, стадия завершения полового развития. В физическом отношении данный период можно назвать спокойным: • прирост веса больше, нежели роста; • исчезает диспропорция отдельных частей тела, что влияет на характер двигательной активности, устраняя характерную для подростка угловатость, несоразмеренность движений; • интенсивно развивается мускулатура; • активно развивается мозг; • происходят процессы внутриклеточного усложнения и т.п.
Однако физическая и половая зрелость не означает столь необходимой для дальнейшей жизнедеятельности зрелости социальной. В данный период человек должен усвоить нормы, правила социума в некой деятельности. Какая же деятельность является ведущей в подростковый и юношеский период? Относительно ведущей деятельности подросткового периода однозначного мнения исследователей не существует. Так: • Д.Б. Эльконин выделил интимно-личностное общение, • Д.И. Фельдштейн - общественно полезную деятельность, • В.В. Давыдов - общественно значимую деятельность и др. Представители русской психологической школы считают, что, в отличие от периода младшего школьного возраста, в котором психические изменения ребёнка связаны, в основном, с его учебной деятельностью, в подростковом и юношеском возрасте своеобразным детерминантом развития психических, познавательных процессов субъекта будут иметь социальные взаимоотношения. При этом в период младшего, среднего и старшего школьного
возраста социальной средой ребёнка остаётся школа. Таким образом, своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит во включении его в новую систему отношений со взрослыми (в т.ч. с родителями), одноклассниками, товарищами.
В подростковом возрасте ребёнок стремится занять особое положение в обществе и в этих целях активно изучает нормы его общежития. В связи с этим, данный период признаётся сензитивным к социальным ценностям. Начальный период усвоения данных ценностей происходит часто на неосознаваемом уровне в процессе взаимодействия подростка с учителями, поведение которых он сопоставляет, затем осознаёт особенности их личностного развития, что оказывает влияние на его личностную позицию, в части определения её большей самостоятельности. Усвоение социальных ценностей, конечно же, происходит не только в школе. В связи с этим роль средств массовой информации трудно переоценить. Новую роль подросток начинает осваивать и в коллективе: формируется чувство коллектива, чувства долга, товарищества. Исследования Д.И. Фельдштейна показывают, что личность подростка развивается в системе социально одобряемой деятельности. Автор выделил три основные стадии развития подростков: • в 10-11 лет (I стадия) подростки принимают себя, хотя и выделяют множество недостатков; • в 12—13 лет (II стадия) ситуативно-негативная самооценка сочетается с общим позитивным отношением ребят;
• 14-15 лет (III стадия) развитие критического отношения к себе, часто отрицательная самооценка, интерес к собственному будущему (отмечен у 84%). Д.И. Фельдштейн выделяет 4 группы мотивов общественно полезного труда у подростков в период от 10 до 15 лет: 1) адекватные - т.е. ориентированные на дело, нужное для людей, а не на престиж коллектива или личные интересы; 2) коллективистские, связанные с борьбой за первенство класса или группы; 3) групповой солидарности, которая оттесняет и социальную значимость дела, и критическое отношение к совместно выполняемой деятельности; 4) индивидуалистические: а) индивидуально-общественной мотивации, связанной с самоутверждением, но отнюдь не с корыстолюбием;
б) индивидуалистические, ориентированные на извлечение из труда только личной выгоды. Исследования более тысячи детей показали, что у подростков 10—11 лет первая группа мотивов труда занимает половину побудительной сферы их личности, 23,3% относятся к индивидуально-общественным, а 13,3% — к индивидуалистическим мотивам. Но дети в этом возрасте еще плохо понимают смысл общественно полезного труда, нередко толкуют его как помощь близким людям и т.п.
Д.И. Фельдштейн признаёт, что в 14—15 лет структура мотивов меняется. Так, примерно у половины подростков индивидуально-общественные мотивы (стремление к самопознанию, самосовершенствованию, реализации себя в общественно полезном, ценимом обществом труде) выступают уже на первое место. Чисто индивидуалистические мотивы – лишь 2% в направленности личности. Мотивы первой группы занимают у них лишь 30%. В 90-е годы, по мнению многочисленных исследователей, в России образуется своеобразный «вакуум» духовности, обесцениваются нравственные ценности. В школах исчезли детские организации (контролируемые школой). Однако возникли новые организации в связи с тягой подростков к разнообразным социальным отношениям. При этом они часто направлены на деформацию личности, стремящейся совсем не к «жертвенности» во имя интересов коллектива. Д.И. Фельдштейн полагает, что для педагогов и психологов в настоящее время основной задачей является поиск «такой социально заданной формы жизнедеятельности подростков, которая обеспечивает каждому возможность стать реальным субъектом социальной жизни, культуры, а значит, субъектом собственного развития» (см. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. С. 258).
Ранняя юность (старший школьный возраст) Центральным новообразованием юности является самоопределение – профессиональное и личностное, выбор своего собственного пути. Вопрос о самоопределении является сложным. Исследователи в психологии развития в профессиональном
самоопределении выделяют несколько этапов: • детская игра, • подростковая фантазия, • предварительный выбор профессии, • собственно выбор профессии, на который значимое влияние оказывают: уровень квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; выбор специальности. В выборе профессии в настоящее время старшеклассник исходит из оценки возможности много зарабатывать. В связи с этим у учащихся и их родителей меняется отношение к школе, как к объекту, в котором может и должен быть организован педагогический процесс, направленный на развитие познавательных процессов, усвоение необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для дальнейшего успешного достижения цели (получения желанной профессии). К сожалению, большинство старшеклассников «по старинке» выбирает профессию спонтанно, что часто ведёт к последующему разочарованию...
Большую роль играет профориентационная работа в школе, которую необходимо: • проводить, опираясь на ценностные ориентации, • сопровождать примерами удачного или неудачного выбора профессии, • знакомить с условиями труда; • учитывать, что для юношей более важен размер оплаты, а для девушек — благоприятные условия труда. Грамотно проведённая психологическая диагностика, направленная на выявление готовности к выбору будущей профессии, обычно вызывает значительный интерес у старшеклассников. Применяются следующие методические процедуры: • ОДАнИ (ориентировочно-диагностическая анкета интересов), • ДДО (дифференциально-диагностический опросник), • ОПГ (опросник профессиональной готовности), • «Ваша будущая профессия», • «У входа в науку» (тест на выявление склонности к творчеству) и др. В межличностных отношениях у подростков и юношей ярко проявляется стремление к самостоятельности. Драгунова Т.В. (см. Драгунова, Подросток. М., 1976) выделяет следующие особенности подростка, имеющие для него особую ценность: • стремление ко «взрослости» в поведении, работе, деятельности;
• активность в достижении цели; • склонность к фантазированию о своих «подвигах»; • принятие разных «кодексов» (например, товарищества и т.п.). Подросток также особенно чувствителен в отношении ограничения прав. Он стремится минимизировать влияние взрослых, родителей, что часто приводит к конфликтам с ними. Авторитет учителя уже не является для старшеклассника непререкаемым. Главное – отношение к нему сверстников, что, подчас, приводит к конфликтам с учителем. Осуществляя педагогический процесс, учитель обязан знать типы направленности личности подростков. Д.И. Фельдштейном в типах направленности личности подростков выделил: 1. Первый тип характеризуется положительным отношением к обществу и к себе и состоит из 2-х подтипов: • гуманистическая направленность, сочетаемая с альтруистической акцентуацией, для представителей которой самую большую ценность представляет общество, интересы других людей (коллективистическая направленность), что нередко, в современных условиях, способно привести к обесцениванию человеком себя, к патологическим изменениям личности и депрессивному состоянию; • гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией, для представителей которой важно признание обществом его личной значимости, неповторимости.
2. Второй тип характеризуется эгоистической направленностью, состоящей в положительном отношении к себе и отрицательном — к обществу. 3. К третьему типу автор отнёс подростков с депрессивной направленностью, полностью обесценивающие себя и сдержанно относящиеся к обществу. 4. Четвертый тип личности характеризуется отрицанием значимости себя и общества, суицидальной направленностью. Педагогам и родителям, признающим необходимость развития самостоятельности ребёнка, нужно осознавать сущность данного понятия, как оно понимается самим подростком. Самостоятельность для подростка выражается в признании его оригинальности, значимости, прежде всего, в глазах сверстников. М.В. Гамезо констатирует, что «мнением классного коллектива очень дорожит примерно половина юношей, а мнением учителя — только треть» (с. 181). Желание обрести самостоятельность личностную толкает юношей на поиск «своей группы». В настоящее время в отсутствии в России массовых пионерских и комсомольских организаций, существуют многообразные группы и течения: клубы самодеятельной песни, любители тяжелого рока, рокеры, группы поклонников разных кумиров эстрадной музыки (фаны), группы по спасению памятников истории и культуры, группы экологического направления, хиппи, панки и т.п.
Существуют и маргинальные, хулиганские группировки, а также откровенно фашистские объединения. К сожалению, исследователи признают, что преступность сегодня молодеет. Организованная преступность проникает в юношеские группировки в целях достижения своих целей. В этом случае возникают банды, в которых существует жёсткая дисциплина, суровые наказания за неповиновение вожаку или отступления от принятых норм и правил. Не менее опасны религиозные секты. Молодых людей подкупает пристальное внимание в них к ним, избавление от застенчивости, чувства личной вины. Длительное время они существуют в неком особом царстве, свободном от зла и насилия окружающего мира. Находясь во власти секты, человек теряет чувство реальности, становится неспособным к принятию осмысленных, самостоятельных решений. Психологическая основа данного поведения – необходимость реализации чувства принадлежности к группе. Что должен знать и может сделать психолог, педагог? Обобщая взгляды исследователей, М.В. Гамезо пишет: «Специалисты рекомендуют: не запрещать и не заискивать, не бояться и не игнорировать, а учиться сотрудничать; самим взрослым, прежде всего, необходимо овладеть сложной наукой жить в неформальном обществе, уметь видеть светлые, положительные стороны, использовать активность, инициативу, творческий потенциал личности подросткового и юношеского
возраста в созидательных, социально значимых целях, как для личности, так и для ее окружения» (с.185). Ключ к эффективности обучения подростков – в формировании мотивов учения. В этом трудно переоценить роль учителя. Учёба должна быть интересной. Однако интерес в старших классах развивается не столько с помощью т.н. «сюрпризных моментов» (как это принято в дошкольном возрасте). Педагог должен уметь вовлекать обучающихся в ДИСКУССИЮ по поводу … поведения … Печорина или Онегина, Татьяны Лариной или Анны Карениной, теории Юма или квантовой теории и т.п. Осуществление этой деятельности требует от педагога не только хорошего образования, но и временных затрат для самообразования. Общение с учащимися должно быть основано на искренней заинтересованности в ребёнке, его жизни, в том числе, сексуальной, что требует от педагога особых знаний и особой чуткости. Однако не только через дискуссии можно оказывать влияние на развитие субъекта в период его ранней юности. Важную роль в этом периоде играет самовоспитание. Подросток, как и юноша, в отличие от младшего школьника, способен намечать и выполнять программу самовоспитания. Учитель способен привлечь внимание к проблеме самовоспитания, заинтересовать, ознакомить и помочь овладеть подростку, юношу приёмами самовоспитания.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |