КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В реальном времени
Сравнение общепринятых подходов и подхода стратегических перемен Зависимость типа ситуации от внешней среды
Применительно к товарам или услугам, которые производит изучаемая Вами организация, определите, в какой ситуации она находится. Насколько её менеджеры используют при разработке стратегических решений указанный факторный и ситуационный анализ? В последние годы в практику стратегического менеджмента все шире входит анализ «стратегических перемен в реальном времени»[8]: Таблица 11
Сравнительно новым приемом целостного анализа стратегии, охватывающим процесс её разработки и реализации является «С истема с балансированных п оказателей деятельности» (ССП) или B alanced S core c ard (BSC) [9]. ССП (BSC) была разработана в содружестве исследователя Р. Каплана и топ - менеджера Д. Нортона. Основной принцип ССП – управлять можно только тем, что можно измерить. Она выступает как механизм последовательного доведения до персонала стратегических факторов успеха, целей компании и контроль их достижения через так называемые к лючевые п оказатели э ффективности (КПЭ) или Key P erformance I ndicator (KPI), которые являются, по сути, измерителями достижимости целей, характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. Она обеспечивает целенаправленный мониторинг деятельности организации, позволяет прогнозировать и упреждать появление проблем. Преимущество ССП – органичное сочетание стратегического и оперативного управления. ССП как бы задаёт «систему координат» действий в соответствии со стратегией на любых уровнях управления. ССП включает: · новую систему управления организации; · механизм реализации стратегии и её корректировки; · инструмент перевода стратегии в плоскость конкретных целей, показателей и задач; · надежный инструмент контроля показателей будущего; · систему мотивации персонала; · систему обратной связи, обучения и постоянного развития. В ССП акцентируются и оцениваются нефинансовые показатели эффективности, обычно считающиеся трудно измеримыми (степень лояльности клиентов, инновационный потенциал фирмы компании и т.д.). Структура ССП включает ряд обязательных элементов: 1. Перспективы (perspectives), спомощью которых проводится декомпозиция стратегии с целью ее реализации. Базовыми перспективами являются: · финансы (стабильная прибыль, чем мы ценны для акционеров); · клиенты (улучшение знания каждого клиента – чем мы ценны клиентам); · внутренние процессы компании – чем мы выделяемся среди конкурентов, какие процессы нужно усовершенствовать, чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятия; · персонал (обучение и развитие) и инновации (как мы создаем и увеличиваем ценность для наших клиентов).
Рис. 36. Схема определения базовых перспектив В соответствии со спецификой стратегии организации список базовых перспектив может быть и расширен. 2.Стратегические цели (objectives) определяют, в каких направлениях будет реализовываться стратегия. 3. Показатели (measures) – это метрики достижений, которые должны отражать прогресс в движении к стратегической цели, они подразумевают определенные действия, необходимые для достижения цели, и определяют, как стратегия будет реализована на операциональном уровне. 4. Целевые значения (targets) – количественные выражения уровня, которому должен соответствовать тот или иной показатель. 5. Причинно-следственные связи (cause and effect linkages) должны связывать в единую цепочку стратегические цели компании – достижение одной из них обуславливает прогресс в достижении другой (связь по типу «если-то»). 6. Стратегические инициативы (strategic initiatives) – проекты или программы, которые способствуют достижению стратегических целей. ССП, таким образом, ориентируется на необходимость для оценки успеха современной организации в конкурентной борьбе четкого знания и представления об отношениях с клиентами; уровне инновации и индивидуализации продукции; степени квалификации и мотивации работников, продуктивности информационных систем и т.д. Подчеркивая это Р. Каплан и Д. Нортон отмечали: «ССП поддерживает традиционные финансовые показатели. Однако финансовые параметры лишь отражают ход предшествующих событий, они дают адекватное описание для компаний эпохи промышленного производства, для которых инвестиции в долговременные программы и в развитие взаимоотношений с клиентами не были существенны. Но эти финансовые показатели неадекватны для управления деятельностью компаний эпохи информационных технологий, компаний, которые добиваются будущих результатов, вкладывая средства в клиентов, поставщиков, сотрудников, бизнес-процессы, технологию и инновации»[10] Инструментом ССП выступает: · карта стратегических задач, связанных со стратегическими целями; · карта сбалансированных показателей (количественно измеряющих эффективность бизнес-процессов, «точку достижения цели» и сроки, в которые должны быть достигнуты требуемые результаты)[11]; · целевые проекты (инвестиции, обучение и т. п.), обеспечивающие внедрение необходимых изменений; · «приборные панели» руководителей различных уровней для контроля и · оценки деятельности. Основные этапы (шаги) внедрения ССП: 1. Определение вùдения 2. Определение стратегий 3. Определение перспектив и факторов успеха. 4. Определение показателей. 5. Способы расчёта. 6. Создание планов действия. 7. Управление и развитие. Но – при всем позитивном значении – дальнейшее распространение методики ССП натолкнулось на серьезную проблему (кстати, типичную для всех технологий управления) – адаптацию к конкретным отраслевым и культурным условиям. Попытки просто продублировать американские ССП далеко не всегда оказывались удачными. И этот пусть и негативный опыт весьма поучителен для современных российских организаций. По мере развития стратегического менеджмента все более значимой оказывается оценка результатов. В качестве примера можно привести недавнее исследование Price Waterhouse Coopers первых руководителей 355 американских частных компаний[12]: почти половина опрошенных измеряют успех своих решений, используя четкие критерии: влияние на рост доходов компании (78%), удовлетворенность клиентов (76%), рост доходов от новых продуктов (74%), повышение производительности труда (71%), динамика прибыли (68%). [1] См.: Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М. 1985. Акофф Р.Л., Магидсон Дж., Эдиссон Г.Дж. Иеализированное проектирование. Как сегодня предотвратить завтрашний кризис. Создание будущего организации. М., 2008. [2] Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Новосибирск, 2007. [3] Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (Опыт лучших компаний) /Пер.с англ. М., 1986. [4] Ламбден Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. СПб., 1996. С.550. [5] Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления//Thesis. Т.1, вып.3, 1993 [6] См.: Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М., 1989; Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. М.-СПб.-Харьков-Мн., 1999; Ансофф И.С. Стратегический менеджмент: классическое издание. СПб., 2009. [7] См.: Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. 7-е изд., испр. и доп. М., 2007. [8] Джейкобс Р.В. Стратегические перемены в реальном времени.[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_18/article_2262/ [9] Материал о ССП дается в ознакомительных целях. См.: http://www.qpronline.ru/balanced-scorecard.htm; http://www.qpronline.ru/balanced-scorecard.htm; http://ru.wikipedia.org/wiki/BSC; Браун М.Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения. / Пер.с англ. М., 2005; Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер.с англ. М., 2004; Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. М., 2010; Нивен П.Р. Сбалансированная система показателей для государственных и неприбыльных организаций. / Пер.с англ. М., 2005; Измерение результативности компании. М., 2006; Пашанин И. Сбалансированная система показателей как основа стратегического управления // Финансовая газета. 2007. 15 марта; Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство с примерами. 2-е изд., расшир. / Под ред. А.М. Гершуна, Ю.С. Нефедьевой. М., 2005; и др. [10] Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер.с англ. М., 2004. С.18. [11] Методику разработки стратегических карт см.: Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_27/article_2136/ [12] Хомутский Д. Как измерить инновации? // Управление компанией. 2006. №2.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |