КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и значимость восприятия
Управление впечатлением. Социальное восприятие. Организация восприятия. Избирательность восприятия. Сущность и значимость восприятия. Лекция 7. Процесс восприятия и управления впечатлением. Индивидуальные различия каждого человека во многом являются результатом специфики когнитивных процессов. Принято считать, что в ряду существующих когнитивных процессов (таких как воображение, восприятие и мышление) процесс восприятия является одним из важнейших; он формирует понимание ситуации и поведение индивидуума. Например, с помощью процесса восприятия можно лучше понять и объяснить то обстоятельство, что начальник отдела и его подчиненный могут совершенно по - разному реагировать на одно и тоже указание высшего руководства. Кроме того, последние исследования показали: такое явление, как возрастное восприятие, может оказать влияние на продвижение по службе и деятельность индивида. Ключ к пониманию процесса восприятия — в признании того факта, что восприятие является уникальной интерпретацией ситуации, но не точным ее отражением. Иначе говоря, восприятие - это весьма сложный познавательный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая, однако, может значительно отличаться от реальности. Восприятие менеджером реальности серьезно отличается от того, как ее воспринимают подчиненные, при этом оба восприятия могут существенно отличаться от реальной ситуации. У каждого свой тоннель реальности. «Реальность» человека (т.е. окружающий людей мир) определяется его чувствами. Однако только сенсорного «ввод а» информации недостаточно. Для понимания окружающего мира исходные сенсорные ощущения должны быть обработаны и осмыслены. Существует пять органов чувств - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Ощущение относится к элементарным актам поведения, которые во многом определяются этими физиологическими функциями. На этом уровне с помощью органов чувств воспринимаются цвет, освещенность, форма, сила звука и высота тона, тепло, запах и вкус. Восприятие - явление более сложное и емкое, нежели ощущение. Процесс восприятия можно охарактеризовать как сложное взаимодействие процессов выбора, систематизации и интерпретации. И хотя восприятие во многом зависит от органов чувств, которые являются своего рода источником получения «сырых» данных, процесс познания способен отфильтровывать, модифицировать и даже совершенно изменять эти исходные данные. Иными словами, процесс восприятия как бы добавляет или вычитает нечто из картины «реального» чувственного мира. Восприятие начинается с момента, когда возникает стимулирующая ситуация, которая оказывает воздействие на личность. Помимо взаимодействия по линии «ситуация — личность», имеют место внутренние когнитивные процессы регистрации, интерпретации и обратной связи. В процессе регистрации участвуют физиологические механизмы (как сенсорные, так и центральной нервной системы); при этом на восприятие будет оказывать воздействие психологическая способность слышать и видеть. Наиболее значимым когнитивным аспектом восприятия является интерпретация, она во многом зависит от образования, мотивации и особенностей структуры личности. Примером психологической обратной связи, которая может воздействовать на восприятие служащего, является приподнятая бровь начальника или изменение и интонации его голоса. Завершением процесса восприятия в поведенческом смысле может быть реакция или поведение (явное или завуалированное), которое необходимо, чтобы восприятие рассматривалось как поведенческое событие и в этом качестве как важная составляющая организационного поведения. В результате процесса восприятия служащий начнет действовать быстрее или медленнее (явная поведенческая реакция) или же сделает некий вывод для себя (скрытая реакция) Все эти подпроцессы восприятия совместимы с концепцией социального научения. Последние исследования подтвердили существование связи между такими познавательными переменными, как восприятие и поведение. Кроме того, дальнейшему прояснению когнитивных процессов восприятия способствуют также такие его показатели, как избирательность и организация.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |