Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Стилистические трудности перевода

Стилистические трудности перевода

Освоению текстовых жанров в письменном переводе уделялось внимание в предыдущей лекции. Теперь рассмотрим специфику устных жанров:

1.Информационное сообщение - это краткий текст, содержащий общезначимую, общую информацию из области политики, культуры, искусства, общественной жизни. Переводчик должен знать особенности таких текстов:

- все они выдержаны в рамках литературной нормы. Просторечие, жаргон,
высокий стиль в них не допустимы.

- информация в них оформлена как объективная, яркие эмоционально-
оценочные средства встречаются редко. При переводе предпочтительны лексика с нейтральной
оценочностью и нейтральный порядок слов.

- преобладают общеизвестные термины

- эти тексты предназначены для передачи когнитивной информации, поэтому
применяя прием речевой компрессии, переводчик должен соблюдать максимальную
осторожность при попытке отбросить часть информации как второстепенную. В
информационном сообщении важны детали: даты, имена, цифры, географические названия,
поэтому сокращения опасны.

2. Интервью - это публичный диалог. Тематический диапазон здесь очень широк. Для переводчика самое главное - предвидеть, что ему может встретиться и знать какие приемы он должен применять.

- в интервью когнитивная информация преломляется через видение отдельной
личности. Поэтому, помимо нейтрального фона лексики и грамматики, здесь имеются средства
с яркой эмоционально-оценочной окраской, которую надо передать в переводе.

- у интервьюируемого бывает свой стиль, собственная манера выражаться:
длина и особенности построения предложений, любимые словечки, образность, отклонения от
литературной нормы (жаргон, диалект).

- интервью отличается от спонтанного диалога, т.к. это запланированный
диалог. Не все реплики могут быть оформлены в виде вопроса, бывают утверждения. Стиль
вопросов и ответов может различаться а иногда есть отклонения от темы. Это нельзя
игнорировать.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, уходят в «небытие», а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире.

Целью лекции является раскрытие предмета и значения философии для юристов. При этом ставятся следующие задачи:

1. Дать философский анализ категории «бытие»;

2 Охарактеризовать материю как философскую категорию;

3 Рассмотреть проблему движения в философии;

4 Проанализировать основные концепции пространства и времени

 

Вопрос 1. Философский анализ категории «бытие», его структура. Понятие субстанции и акциденции

 

Проблема бытия была поставлена в античной философии.

Представители элейской школы (Парменид) (VI-V вв. до н.э.) под бытием понимали вечное, неизменное, всегда равное самому себе существование. Их современник Демокрит (V-IVвв. до н.э.) полагал в качестве бытия бесконечную сумму атомов.

Чуть позже Платон (V-IV вв. до н.э.) объявил, что истинным бытием обладают вечные, неизменные и совершенные идеи. В средневековье представители катафатического (положительного) богословия утверждали, что вечное абсолютное бытие – Бог.

Философия Нового времени утратила прежнее понимание бытия как абсолютного, подлинного, совершенного и неизменного гаранта всего происходящего в мире. Человек, его сознание, его жизнь, его потребности стали восприниматься как единственное подлинное бытие.

В марксистской философии подбытием понимается материя.

В ХХ веке делается важный поворот к утверждению учения о бытии - онтологии как центральной части философии и в частности, к анализу человеческого бытия и бытия общества.

Бытие предстает как многоуровневый процесс, который не может быть сведен к предметно-вещественному миру. Многоуровневость бытия предполагает специфичность каждой из его форм и несводимость одной к другим.

Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование.

Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления. И одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия.

Все многообразие бытия, все реально существующее включает в себя два основных вида реальности:

1) объективную реальность,

2) субъективную реальность.

Объективная реальность содержит вещи, процессы, состояния, существующие вне и независимо от сознания, мышления, воли, желания человека. В объективной реальности философы различают, с одной стороны материальную (телесную, вещественную и т.п.), с другой стороны, духовную (бестелесную, идеальную) реальность.

Субъективная реальность включает в себя ощущения, представления, мысли человека, т.е. его сознание и бессознательные явления. Существовать субъективно – значит существовать в сознании, в сфере психической деятельности человека.

Существование человека – не внеприродное, а природно-телесное. Специфика его состоит в соединении – пересечении, взаимодействии – трех относительно разных бытийственных измерений.

Реально существует отдельный человек, прежде всего как данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело). Это первое измерение человеческого существования. Но одновременно человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и взятая на данном витке его развития, эволюции мира. Тут – второе измерение бытия человека. Кроме того, человек существует также и как социально-историческое существо (третье измерение его существования). Все эти три измерения, взятые в единстве, - исходные характеристики бытия человека.

В философии выделяются следующие формы бытия:

- бытие природы,

- бытие человека,

- бытие духовного (идеального),

- бытие общества (социального).

Основными типами небытия являются:

1) абсолютное небытие – это небытие без бытия; небытие, предшествующее бытию как таковому;

2) относительное небытие – это небытие, связанное с бытием; оно проявляется как небытие одного предмета в бытии других предметов.

Относительное небытие имеет следующие виды: небытие-до-бытия, небытие-в-бытии, небытие-после-бытия.

Взаимосвязь бытия и небытия может быть выражена так:

Бытие – это переход от небытия-до-бытия в небытие-после-бытия.

Сегодня в научный и повседневный обиход вошло понятие «виртуальная реальность». Обычно он ассоциируется с компьютерами. Компьютерные технологии позволяют присутствовать человеку в нескольких местах пространства одновременно, виртуально. Человек движется от жизни материальной, телесной к жизни сознания. Появление знака, символа, и, затем появление мифов, религии, письма, книгопечатания, театра, кино, компьютера все уводит нас от реальности данного мира в иные реальности. Виртуальный мир компьютера не вполне реален, он будит воображение, которое часто вносит в наше жизнь новые факторы, побуждающие нас изменить реальные условия.

В виртуальном мире мы можем находиться, не подозревая об этом, органы чувств могут ошибаться, сознание может не отличать реальности. Но материальная система жизнеобеспечения нашего тела находится в реальности окружающего мира. Для нас этот мира действителен, реален, но что за его границами, мы не знаем.

Бытие предполагает не только существование, но и его причину. Иначе говоря, бытие есть единство сущности и существования. Сущностная сторона бытия выражается в понятии субстанция.

Субстанция (от лат. сущность, то, что лежит в основе) это то, что имеет основание в самом себе и выступает причинной основой всего существующего. Субстанция – это сущность мира, которая всегда является абсолютной и неизменной.

Эта категория весьма значима в современной философии.

В идеалистической философии в качестве единой мировой субстанции рассматривается дух, идеальное начало, а в материалистической философии в качестве мировой субстанции признается материя.

Различают также метафизическое понимание субстанции как неизменного начала, и диалектическое – как изменчивой, саморазвивающейся сущности.

Все это – качественная интерпретация субстанции.

Количественная интерпретация субстанции возможна в 3-х формах:

· Монизм – объясняет многообразие мира из одного начала.

Философы, признающие одно первоначало, называются монистами.

Есть монисты-материалисты и монисты-идеалисты – это последовательные материалисты или идеалисты (например, Энгельс и Гегель).

· Дуализм – объясняет многообразие мира из двух начал.

Философы, которые считают, что в основе мира лежат два независимых друг от друга начала – называются дуалистами. (Французский математик и философ XVII в. Декарт; немецкий ученый и философ XVIII в. Кант).

· Плюрализм – объясняет многообразие мира из множества начал.

Философы, признающие множество независимых первоначал, называются плюралистами (древнегреческий философ V-IV вв. Демокрит, создавший атомистическую теорию; немецкий математик и философ XVII в. Г.Лейбниц, создавший учение, согласно которому мир образован бесконечным множеством духовных первоэлементов – монад).

В субъективном идеализме такой субстанцией является Бог, который вызывает в нас совокупность ощущений, т.е. порождает бытие.

В объективном идеализме субстанция также лежит в основе бытия, хотя здесь она также является лишь формой абстрактной мысли.

Материалистическая философия XVII-XVIII вв. трансформировала понятие «бытия» в понятие «материя», которое стало центральным в диалектико-материалистической философии марксизма-ленинизма. Эта философия не занималась проблемой бытия.

Вопрос 2. «Материя» как философская категория

В развитии представлений о материи можно выделить три основных этапа:

1) античный,

2) механистический,

3) диалектико-материалистический.

1. Античный материализм дает наивно-стихийное представление о материи. Под материей понимался тот субстрат (материал), из которого все состоит и в который все превращается. Эти представления о материи развивали древнегреческие философы – представители Милетской школы (VI в. до н.э.) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Так, Фалес началом всего считал воду. Анаксимандр говорил, что основой всего служит неопределенное вещество апейрон. Анаксимен утверждал, что все причины вещей заключены в беспредельном воздухе. Другой древнегреческий философ – Гераклит (VI-V в. до н.э.) основой всего существующего считал огонь.

В античной философии также возникло учение о материи как о совокупности мелких и неделимых частиц веществ – атомов. Авторами этого учения были древнегреческие философы Левкипп и Демокрит (V-IV вв до н.э) Они говорили, что все тела состоят из атомов, которые бесчисленны числом и бесконечны по форме.

Сам термин «материя» раннегреческими философами не употреблялся, в переводе с латыни «материя» значит «вещество».

2. Механистический материализм – это материализм Нового времени – периода развития частных наук. Здесь понимание материи связывается со свойствами, присущими всем вещественным предметам: с наличием массы, с протяженностью, со способностью к механическому перемещению. Эти признаки материи почерпнуты из классической механики Галилея, Ньютона, Декарта и др.

3. Диалектико-материалистическое понимание материи формируется в марксистской философии. Диалектико-материалистическое определение материи было дано в связи с попыткой выхода из кризиса в естествознании, сложившегося на рубеже XIX – XX веков.

Суть кризиса в следующем: во второй половине XIX в. совершаются выдающиеся открытия в физике, которые нарушают сложившиеся представления о материи и материальности мира. Это открытие электрона английским ученым Томсоном, радиоактивности французским ученым Беккерелем и создание планетарной модели атома английским ученым Резерфордом. Указанные открытия показали, что атом делим и имеет сложное строение, а также наряду с веществом существует электромагнитное поле.

Старые представления о материи рухнули, создалось впечатление, что исчезает сама материя. Все это потребовало нового, более широкого философского определения материи. Оно было дано В.И.Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1908). Материя – это объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. Это определение имеет онтологическую и гносеологическую стороны, которые связаны с двумя основными признаками материи:

1)существование вне и независимо от сознания в качестве объективной реальности (онтологическая сторона);

2) принципиальная познаваемость с помощью ощущений (гносеологическая сторона).

Диалектико-материалистический подход к пониманию материи имел свое мировоззренческое и методологическое значение в научном познании ХХ века.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перевод конструкций в страдательном залоге | Сущность самострахования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.