КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические теории
ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
2.7.Классификация фундаментальных эмоций К.Е. Изард; Психологи нередко пользуются понятием фундаментальных (базовых, первичных) эмоций. Эмоция считается фундаментальной, если она имеет свой собственный механизм возникновения (специфический внутренне детерминированный нервный субстрат), выражается внешне особыми мимическими или нервно-мимическими средствами и обладает особым субъективным переживанием (феноменологическим качеством). К фундаментальным эмоциям относятся (по К.Е.Изарду): 1. Интерес-волнение — положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие стремления. Его возникновение при работе с конкретным объектом сопровождается активизацией познавательных процессов, стимулированием любознательности, увлеченности деятельностью. В межличностных отношениях интерес к другим людям снижает психологические дистанции, способствует установлению эффективных отношений. 2. Радость — положительное эмоциональное возбуждение, возникающее при появлении возможности достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невысока или неопределенна. В субъективном плане это наиболее желаемая эмоция. Примечательно, что радость редко когда достигается в результате прямого стремления ее получить. Она является скорее побочным результатом событий и условий их протекания. Радость может возникать и в результате ослабления или полного устранения неприятных эмоций или переживаний. Например, студент испытывает радость по поводу того, что все экзамены позади, даже если отметки оказались невысокими. 3. Горе-страдание — эмоция, вызываемая комплексом причин, связанных с невосполнимыми жизненным потерями. Нередко переживается как упадок духа, чувство одиночества, жалость к себе, ощущение собственной ненужности, покинутости, непонимания окружающими. 4. Гнев возникает при явном расхождении поведения другого человека с нормами этики, морали. При гневе возникает ощущение, что "кровь кипит", мышцы напрягаются, голос срывается от негодования, лицо начинает гореть. Эмоция гнева может способствовать мобилизации силы, вызывать ощущение уверенности в правильности собственных действий. эмоция получает в социальном окружении, в процессе социального научении. Являясь важным структурным элементом психической жизни человека, фундаментальные эмоции в "чистом" виде существуют лишь непродолжительный отрезок времени, поскольку их возникновение сопровождается активизацией других эмоций, с которыми возникают сложные эмоциональные комплексы. 5. Отвращение — часто возникает вместе с гневом, но имеет свои собственные признаки и иначе субъективно переживается. Если эмоция гнева вызывает желание покарать, наказать, то отвращение представляет собой желание избавиться от кого-либо или чего-либо. 6. Презрение — эмоция, отражающая деперсонализацию другого человека или целой группы, утрату ими своей значимости для индивида, переживание последним своего превосходства в сравнении с ними. Презрение к однокурснику, унизительно выклянчивающему у преподавателя более высокую отметку, делает невозможным принятие его мнений, взглядов как значимых. 7. Страх — переживание, вызываемое получением прямой или опосредованной информации о реальной или воображаемой опасности, ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, обусловленного возникшей ситуацией. Психологи считают, что страх является самой сильной отрицательной эмоцией. Страх может парализовать человека, а может и мобилизовывать его энергию. 8. Удивление — резкое повышение нервной стимуляции, возникающей из-за какого-то внезапного события. Возникновение данной эмоции способствует мгновенной ориентации всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление. В познавательной деятельности удивление, вызываемое неожиданным, парадоксальным фактом, может лечь в основу формирования интереса к учебному предмету в целом. Психологи утверждают, что эмоция удивления вызывается теми же условиями, что и страх, что это своеобразная форма страха, прямо пропорциональная разности между проводимой и фактически полученной информацией. Но при страхе внимание сосредотачивается на предвосхищении угрозы, а при удивлении - на причинах необычною. Поэтому один из рациональных приемов подавления парализующей волю эмоции страха - в смещении внимания с негативного прогноза на выявление причины происходящего. 9. Стыд возникает как переживание рассогласования (действительного или только воображаемого) между нормой поведения и фактическим поведением, прогнозирование осуждающей или резко отрицательной оценки окружающих в свой адрес. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть. Важно помнить, что у некоторых студентов эмоция стыда возникает по малейшему поводу, причиняя им огромные мучения. Это чаще всего проявляется у робких, застенчивых лиц, для которых допущенная ими случайно неловкость приобретает масштабы "полной потери уважения" среди окружающих. 10. Вина — эмоция, похожая на стыд, поскольку также возникает в результате рассогласования ожидаемого и реального поведения. Однако стыд может появляться из-за любых ошибок, вина же возникает при нарушении морального или этического характера, причем в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Чувство вины также в равной степени мобильно у разных людей. Некоторые люди настолько охотно принимают на себя вину за любые события, что несколько становятся постоянной жертвой менее совестливых лиц. Таким образом, фундаментальные эмоции также в разной степени представлены в психической жизни человека. Одни из них проявляются часто, тогда как для возникновения других нужны сверхсильные стимулы. Две или более фундаментальных эмоций могут объединяться в особые комплексы. Эти комплексы, проявляясь у человека относительно стабильно и часто, определяют какую-то его эмоциональную черту. Выделяют следующие основные эмоциональные черты человека. § Тревожность — комплекс фундаментальных эмоций, главным компонентом которого является страх, а дополняющими - горе, гнев, стыд, вина, а иногда интерес-возбуждение. § Депрессия - комплекс, включающий горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вину и робость. При этом гнев, отвращение и презрение могут быть как внешне направленными (враждебность, относящаяся к другим), так и внутренне направленными (враждебность, обращенная на самого себя). § Любовь — комплекс эмоций, занимающий особое место в жизни человека, высший уровень позитивного эмоционального отношения к соответствующему объекту. Понятие "любовь" в психологии употребляется в двух значениях. В широком значении любовь - это высшая степень эмоционально-положительного отношения, придающая соответствующему объекту статус базовой жизненной потребности человека (любовь к отчизне, к матери, к работе, к детям, к спорту и пр.). В более узком смысле под любовью понимается интенсивная, напряженная потребность быть максимально представленным в жизни другого человека, получая от него ответное чувство той же интенсивности, напряженности и устойчивости. § Враждебность - взаимодействие эмоций гнева, отвращения и презрения, иногда ведущее к агрессии или ненависти.
2.8.Классификация эмоций по Б.И. Додонову 1. Альтруистические эмоции переживания, возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям: желание приносить другим людям радость и счастье, чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота о нем; сопереживание удачи и радости другого; чувство надежности или умиления; чувство преданности; чувство участия, жалости. Нередко студенты, чрезмерно склонные к альтруизму, вызывают постоянное недовольство преподавателей: они подсказывают своим однокурсникам, дают им конспекты, делают за них домашние задания. В данном случае соответствующая потребность оказывается сильнее, чем доводы рассудка и внешние требования. 2. Коммуникативные эмоции — возникающие на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик; чувство симпатии, расположения; чувство уважения к кому-либо; чувство признательности, благодарности; чувство обожания кого-либо; желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей. Коммуникативные эмоции способствуют формированию неформальных отношений внутри учебной группы. 3. Глорические эмоции (от лат. "слава"), связанные с потребностью в самоутверждении и славе: стремление завоевать признание, почет; чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш; приятное щекотание самолюбия; чувство гордости; чувство превосходства; чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности. Некоторые студенты в процессе обучения стремятся не просто к получению знаний, а к высшим достижениям ("самый умный", "лучше всех успевающий" и т.д.). 4. Праксичсские эмоции, вызываемые деятельностью, ее изменением в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления и завершения: желание добиться успеха в работе; чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; любование результатами своего труда, его продуктами; приятная усталость; приятное удовлетворение от того, что дело сделано. Занимаясь любимым предметом, студент может испытывать сильное чувство усталости и одновременно удовольствие от самого процесса работы. 5. Пугнические эмоции (от лат. "борьба"), определяемые потребностью в преодолении опасности, интересом к борьбе: жажда острых ощущений; упоение опасностью, риском; чувство спортивного азарта; решительность; спортивная злость; чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, предельной мобилизации своих физических и умственных способностей. Более актуальны соответствующие эмоции у мужчин, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Поэтому между студентами нередко возникают специфические "соревнования" - борьба за лидерство, доминирование. 6. Романтические эмоции: стремление ко всему необыкновенному, таинственному; стремление к необычайному, неизведанному; ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда; манящее чувство дали; волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности, тайны; чувство особой значительности происходящего; чувство зловеще-таинственного, мистического. Сегодняшнему рациональному поколению бывает трудно понять своих родителей, которые в погоне за романтикой готовы были пренебречь всеми благами цивилизации и мчаться на край света "за туманом и за запахом тайги". 7. Гностические эмоции (от греч. "знание"), связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление понять происходящее или изучаемое, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения при столкновении с проблемой; чувство ясности или смутности мысли; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все знания и взгляды в систему; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины. Если у студента оказались несформированными соответствующие эмоции, то его учебная деятельность ведется чисто на формальном уровне (репродуктивное заучивание учебных текстов). 8. Эстетические эмоции, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение гармонией и красотой объекта, явления; чувство изящного, грациозного; чувство возвышенного или величественного; наслаждение звуками; чувство волнующего драматизма; чувство светлой грусти и задумчивости; поэтически-созерцательные переживания; чувство душевной размягченности, растроганности; чувство родного, милого, близкого; сладость воспоминаний о давнем; горько-приятное чувство одиночества. 9. Гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте: наслаждение приятными физическими ощущениями - от вкусной пищи, тепла, солнца и т.п.; чувство беззаботности, безмятежности; нега, сладкая лень; чувство веселья; приятная бездумная возбужденность в компании, на танцах; сладострастие. Эти эмоции в студенческой жизни нередко либо подавляются (аскетический образ жизни), либо, актуализируясь, отвлекают студентов от учебной деятельности. 10. Акизитивные эмоции (от франц. "приобретение"), порождаемые интересом, тягой к накоплению, коллекционированию, обладанию: стремление иметь определенные объекты в своем безраздельном пользовании, умножать их число, накапливать; радость по случаю увеличения своих накоплений; приятное чувство при осмотре своих накоплений. Объекты коллекционирования могут быть самые неожиданные - от произведений искусства до крышек от бутылок. Кто-то "коллекционирует" собственные сердечные победы, а кто-то - книги с описанием чужих побед.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |