Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувства и их психологическая характеристика




Структура эмоциональной сферы личности

Эмоции являются составной частью эмоциональной сферы человека. Отдельные компоненты этой сферы выделяются в особый раздел психологии – психические состояния, и требуют самостоятельного рассмотрения. Однако для того, чтобы восстановить целостность эмоциональной жизни человека, необходимо рассмотреть состав всех образующих ее компонентов. В него входят:

1) Эмоциональный тон ощущений — непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия и побуждающие человека к их сохранению и устранению (иначе - желания).

2) Отдельные, так называемые ситуативные эмоции, являющиеся субъективной формой выражения степени удовлетворения той или иной потребности и выражающие оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности, конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям и перспективам удовлетворения потребностей.

3) Эмоциональные состояния:

- общий эмоциональный фон - так называемые настроения;

- реакции на экстремальные условия, когда человек не справляется с возникшей ситуацией - аффекты;

- реакции на длительные повышенные нагрузки, требующие мобилизации всех сил - стрессы.

4) Абсолютно доминирующие, устойчивые чувствастрасти.

5) Высший уровень развития эмоций человека – устойчивые чувства к объектам (материальным или духовным), относящимся к высшим потребностям.

6) Эмоциональность человека - то есть содержание, качество и динамика его эмоций и чувств.

7) Эмоциональный опыт человека - закрепившиеся способы реагирования, иерархия эмоций и чувств.

Поскольку эмоциональную сферу невозможно полностью абстрагировать от других явлений психической жизни человека, многие из перечисленных выше компонентов будут рассмотрены в разделах о психических состояниях и свойствах. В данной теме основное внимание будет уделено собственно эмоциям и чувствам.

 

 

По сравнению с эмоциями чувства – более устойчивые и продолжительные психические явления, имеющие отчетливо выраженный характер. Человек не может пережинать чувство вообще, оно всегда привязано к кому-то или чему-то, и выражает устойчивое отношение этого человека к определенным объектам, реальным или воображаемым.

Чувства возникают как результат обобщения эмоционального опыта. Их предметами становятся те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности событий, и которые потому воспринимаются эмоционально. В процессе жизнедеятельности чувства появляются позднее, чем ситуативные эмоции, и в большей степени зависят от тех воспитательных воздействий, которые оказываются на человека семьей, школой, обществом в целом. По мере своего формирования чувства становятся ведущими детерминантами эмоциональной сферы человека. Теперь уже они, а не непосредственно происходящие события, придают особую эмоциональную окраску переживаниям человека. Например, чувство любви матери к ребенку окрашивает все ее эмоциональные переживания, связанные с ним: тревогу за его здоровье и будущее, сопереживание при его физических и психических травмах, обиду, когда он ведет себя эгоистично по отношению к ней,

Характерная особенность чувств - их амбивалентность, то есть несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к данному предмету чувств. Так, ребенок может любить отца и в то же время бояться его; выпускница испытывает одновременно и радость по поводу окончания школы, и горе из-за того, что предстоит расставаться со школой, учителями, друзьями, и тревогу о том, как сложится ее дальнейшая судьба.

Таким образом, если эмоции в основном дополняют процесс познания, расширяют познавательные возможности человека относительно отдельных событии внешнего мира и своего отношения к ним, то чувства это эмоциональные процессы более высокого уровня. Они выражают интегральное, продолжительное отношение человека к отдельным объектам и к миру в целом.

Достаточно полная классификация чувств пока еще отсутствует. Обычно выделяют чувства моральные, интеллектуальные и эстетические. Моральные (нравственные) чувства отражают отношение человека к человеку и – далее - к обществу. Это любовь, сострадательность, гуманность, преданность, честность, бескорыстие, альтруизм, патриотизм. Наряду с ними существуют и аморальные, безнравственные чувства: жадность, эгоизм, жестокость, злорадство, надменность, себялюбие, и т.д.

Интеллектуальные чувства определяют отношение человека к процессу познания. К ним относятся: интерес и любовь к познанию, истине, радость познания, открытия нового, упорство в достижении цели и пр. "Античувства" в процессе познания проявляются в отсутствии соответствующих познавательных эмоций, интеллектуальной пассивности, опустошенности.

Эстетические чувства отражают отношение человека к жизни в таких критериях, как прекрасное или безобразное, комическое или трагическое, возвышенное или пошлое, изящное или грубое. Они определяют формирование художественного вкуса, переживаются как эстетическое наслаждение, восторг - или, напротив, отвращение.

Рассмотрим более подробно некоторые наиболее близкие нам и чаще всего встречающиеся виды чувств.

Счастье. Наиболее остро переживается счастье тогда, когда удовлетворяются потребности человека в оптимальном сочетании положительных и отрицательных эмоций, при насыщенности жизни самыми разными переживаниями. Абсолютного счастья как однородного чувства не существует - в отдельные моменты своей жизни человек может чувствовать себя то безмерно счастливым, то глубоко несчастным, и, тем не менее, считать себя в целом счастливым. Чувство счастья как интегральной оценки жизни возникает, когда человек реализует себя как личность, имеет возможность раскрыть и реально раскрывает свои человеческие потенции.

Любовь. О любви можно говорить, как это делает художественная литера­тура, бесконечно. Однако с точки зрения психологии как науки любовь - это моральное отношение к другому человеку, ее, по мнению С.Л. Рубинштейна, можно выразить формулой: "Хорошо, что вы существуете в мире". В настоящей любви,- утверждает он,- другой человек существует для любящего не как "маска", носитель определенной функции, который может быть использован соответствующим образом как средство, а как человек в полноте своего бытия. Человека любят не за определенный поступок, встречающий одобрение или порицание других людей, не за его заслуги, а за него самого, за его подлинную сущность. В психологии такое отношение к человеку как уникальному, единственному и неповторимому называется "безусловным принятием". Тот, кого не любят, может быть легко заменен. С уходом же любимого человека невосполнимо теряется определенная часть жизни того, кто остается.

Чувства комического и трагического. Чувство комического возникает, если человек внезапно обнаруживает несоответствие между декларируемой значительностью какого-то факта, события, явления, действия, какого-то лица и его фактической нелепостью, несуразностью, пустячностью, то есть если на глазах человека совершается разоблачение неосновательной претензии. Чувство трагического возникает, когда зло побеждает, когда оно выступает как закономерное явление жизни, когда человек переживает принципиальную несовместимость добра и зла и одновременно неизбежность зла в жизни.

Производными от этих чувств являются: юмор (умение видеть, подразумевать за внешне смешными событиями, поступками нечто положительное, привлекательное), ирония (противопоставление положительного отрицательному, возвышенного - смешному, подчеркивание несовершенства мира с позиций идеала).

Переживание комического и трагического под влиянием произведений искусства (литературы, театра, кино) позволяет человеку подняться над суетой текущей жизни ("возвыситься" над ней), опередить этот подъем в форме возвышенных чувств, испытать особо острое эмоциональное переживание - катарсис. Катарсис (от. греч. «очищение») – эмоциональное потрясение, после которого происходит переосмысление взглядов на многие жизненные явления, переоценка жизненных ценностей и бытия в целом.

Страсти. Это особый вид устойчивых, глубоких и сильных чувств, подчиняющих себе все мысли и поступки человека.

Страсти обычно разделяют на «высокие» и «низкие», хотя это деление достаточно условно. Очевидно, основным критерием оценки страсти может служить соответствие или несоответствие ее проявления нравственным нормам общества, моральным критериям поведения, развитие или разрушение самой личности.

В страсть может превратиться любое чувство. Тогда оно становится постоянно действующей силой, определяющей мысли, эмоции, переживания, поступки человека, побуждая его к одним действиям и препятствуя другим. Если человек лишен возможности удовлетворить свою страсть, то возникают сильные негативные эмоции, особо острые вспышки гнева, возмущения, отчаяния, обиды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.