КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сила воздействия
Организационная культура может быть сильной или слабой. В организациях с сильной культурой работники сохраняют верность идеям и ценностям компании даже в период кризисных потрясений, а в организациях со слабой культурой нормативы и ценностные ориентиры воспринимаются лишь как рекомендации и часто игнорируются. Это делает организацию трудноуправляемой и в значительной мере ненадежной.
Функции организационной культуры Во-первых, организационная культура позволяет работникам идентифицировать себя как некое целостное образование. Она делает возможным достижение общих целей и задач на основе единых и общепризнанных принципов деятельности. Во-вторых, организационная культура образует между работниками своеобразные мостики, цепочки взаимопонимания: единые взгляды и интересы. Именно в рамках организационной культуры формируется чувство причастности к общему делу. В-третьих, организационная культура определяет для всех работников ценности и правила поведения в организации. Во многих зарубежных фирмах (особенно в странах с низкоконтекстуальной культурой) базовые ценности и правила поведения часто оформляются в виде специального документа. Его обычно называют кодексом корпоративного поведения. Роль письменного кодекса в высококонтекстуальных культурах обычно исполняет устный рассказ о том, "как у нас это принято делать". Обычно такую роль с молчаливого согласия руководителей берут на себя наиболее опытные и проверенные менеджеры низшего звена управления. В-четвертых, организационная культура определяет, как сотрудники организации относятся к окружающей их действительности, насколько организация готова и способна к изменениям. Таким образом, сильная корпоративная культура всегда характеризуется стремлением к новшествам, поощряет новации. Обычно подобная культура стремится сохранить гибкость в организационной структуре фирмы, свободный обмен информацией и неформальный, творческий характер отношений между работниками. В-пятых, деловая культура организации показывает пути и средства, используя которые ее работники могут реализовать свой потенциал, добиться признания, продвинуться по карьерной лестнице. Общепризнанным является, что корпоративная культура всегда носит отпечаток личности первого руководителя. В зависимости от системы ценностей одни организации делают акцент на выстраивании личных отношений, стремясь превратить компанию в своего рода образец социального партнерства. В других организациях первоочередной акцент ставится на объективные критерии (профессионализм, конечные результаты и т.п.), на достижение которых должны ориентироваться работники. В-шестых, базовые ценности обычно устанавливаются основателями компании в первые годы ее существования. В-седьмых, организационная культура не только устанавливает формальные нормы поведения, но и вырабатывает неформальные обряды и ритуалы, регулирующие повседневную жизнь. Такие обряды обычно служат укреплению связей между сотрудниками. Характерным ритуалом в России (и большинстве стран СНГ), например, является обряд "прописки" нового сотрудника в коллективе, когда с первой зарплаты он (она) обычно устраивает угощение сослуживцам. Интересно, что в США, напротив, для того, чтобы отметить первый месяц работы нового сотрудника на фирме, менеджер и сослуживцы приглашают его на ланч, ужин или барбекю (пикник на природе с закуской, которая готовится на гриле). Несмотря на противоположное распределение ролей, в обеих странах обряд преследует одни и те же цели — создание дружелюбной, товарищеской атмосферы, способствующей укреплению деловой культуры компании. Значение ритуалов и знаков отличия для создания сильной и динамичной организационной культуры не стоит приуменьшать (церковь, армия). Соответствующие церемонии могут организовываться, чтобы отметить годовщины компании, вручить награды героям, организовать посвящение новеньких в корпоративную культуру. Для укрепления корпоративного духа часто используется совместное участие сотрудников в спортивных соревнованиях, совместный выезд на отдых, совместная учеба и т.п. Наконец, в-восьмых, важнейшим фактором, определяющим характер организационной культуры и способствующим сохранению ценностей культуры бизнеса, является налаживание эффективного обмена информацией. Эффективный обмен информацией - это характер и передача информации со скоростью и доступностью, которые соответствуют целям, профилю деятельности и ценностям организационной культуры компании. Отсутствие ограничений на движение информации внутри компании — важнейший показатель демократичности ее деловой культуры. Ограничение информации — свидетельство ее тоталитарно-бюрократического характера. В любой компании помимо официальных каналов распространения информации существуют неформальные каналы, по которым обычно идет интенсивный обмен между сотрудниками, а также между сотрудниками и внешней средой. Речь идет об импровизированных чаепитиях, разговорах в курилках, на лестницах, по дороге домой и т.п. По этим каналам в форме доверительных рассказов, слухов, сплетен циркулирует много ценнейшей информации. При этом при прочих равных, чем более тоталитарно построено управление компании, тем интенсивнее передается информация по неофициальным каналам. Таким образом, культура организации в значительной мере предопределяет ее как внешнюю, так и внутреннюю структуру. Она охватывает самые разнообразные аспекты взаимодействия и отношений между работниками, затрагивает все уровни принятия управленческих решений.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |