КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III. Работа с дебиторами
Лекция 8 Управление дебиторской задолженностью ДЗ-ть представляет собой ср-ва, временно отвлеченные из оборота предприятия. Ее величина зависит от объема продаж, предоставляемых отсрочек платежа и др. факторов. Система упр-ия ДЗ-тью включает: 1) отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты, включаемых в договор; 2) контроль уровня ДЗ-ти и безнадежных долгов; 3) работа с дебиторами; 4) анализ уровня и оборачиваемости ДЗ-ти.
I. Отбор покупателей производится с помощью таких критериев: - соблюдение платежной дисциплины в прошлом; - уровень платежеспособности и фин. устойчивости покупателя; - его прогнозные фин. возможности - и др. От этих критериев зависит, стоит ли заключать договор с покупателем и на каких условиях? Напр., для постоянного покупателя, кот соблюдал платежную дисциплину, м.б. предоставлены льготные условия, максимальная отсрочка платежа. Если же информации о покупателе недостаточно или она негативная, то для снижения риска м.б. потребована предоплата (хотя бы частичная).
II. Для контроля ДЗ-ти полезно ранжировать ее по срокам возникновения, выделяя такие группы: 0-30 дн.; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120 дней. В разрезе таких групп следует анализировать динамику, какая именно ДЗ-ть увеличивается быстрее. В качестве относительного показателя м.б. использован коэф-т погашаемости ДЗ-ти. Кдз = ДЗ / В, где ДЗ – средняя за период ДЗ; В – выручка за этот же период. Этот коэф-т показывает, какая часть ВР оседала в ДЗ.
Контроль сомнительных и безнадежных долгов требуется для обоснования размера резерва по сомнительным догам, для корректного расчета показателей ликвидности.
Возможность до наступления срока – отсрочка. Обычно такая работа начинается, когда должник не заплатил вовремя. Прежде всего, следует выяснить, по которым покупатель не платит. Это позволит правильно определить дальнейшие действия. Осн причинами м.б.: - причины экономич характера Покупатель временно испытывает дефицит ДС. Это м.б. связано с наличием у него просроченной ДЗ-ти или др. причинами. - недобросовестность покупателя При этом должник имеет средства, но не платит вовремя. Причинами это м.б. а) использование монопольного положения на рынке, б) значительный перевес в экономич потенциале, кот позволяют навязать свой стиль работы, в) особенности фин. стратегии (жить в долг), г) обнаружение просчетов в заключенных контрактах, д) недостаточный контроль за расчетами, е) недобросовестная конкуренция. - форс-мажорные обстоятельства. Действие непреодолимых сил, таких как: стихийные бедствия, природные катаклизмы, пожары, аварии, вмешательство гос органов и др. При этом банкротство должника не м.б. отнесено к одной из групп, поскольку это м.б. вызвано и экономич причинами, и форс-мажорными обстоят-ми и носить недобросовестный характер. В завис-ти от причин неплатежей следует выбрать метод воздействия на должников.
Меры воздействия м.б.: 1) юридические: претензионная работа, досудебная переписка, подача иска; 2) экономич – использование различных фин. санкций: штрафы, пени, неустойки, долговые отношения. Если постоянный покупатель нарушает условия оплаты, то мерой м.б. приостановка поставок, но при том след иметь в виду, что такое действие может усугубить фин. состояние покупателя и привести его к банкротству, поэтому при исп-ии санкций важно знать причины неплатежей. 3) психологические: телефонные переговоры, направление писем, персональные визиты.
Более сложные меры – распространение инфо о задержках платежей в СМИ или среди смежных поставщиков и др. заинтересованных сторон. При этом такие действия м.б. эффект-ми для добросовестных дебиторов. Если должник испытывает временные затруднения, связ с дефицитом ДС, то можно договориться с ним об рассрочках, отсрочках с уплатой %.
К работе с ДЗ-тью имеют отношение разл службы предприятия: - фин служба Она имеет наибольшую инфо и наличии должников, размерах долга, сроках неплатежа, но при этом не имеет инфо о конкретных дебиторах, причинах неплатежей и поэтому не может обеспечить индивид подход к работе с должниками. - юридич служба Работники этой службы в большей степени разбираются в правах и обязанностях своих клиентов. Они могут грамотно вести переписку, претензионную работу, выставлять обоснованные претензии и иски, но при этом они также не могут исп-ть индивид подход, поскольку не располагают информацией. - коммерческий отдел Занимается поиском покупателей, ведет с ними переговоры, заключает договоры. Так обр., этот отдел в наиб степени владеет инфо о характере покупателей, их потенц возможностях, об истории отношений с ними и др., поэтому участие такого отдела необходимо в работе с дебиторами.
Так обр., в работе по взысканию долгов должны участвовать разл службы предприятия: непосредственно с должниками должна работать коммерч служба, а фин. и юридич службы должны обеспечить необходимой инфо о наличии просроч платежей, особенностях заключения договоров и др.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |