Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки возникновения искусства

1.

3.

2.

1.

Определение понятия «Мировая художественная культура».

МХК выступает как результат творческой деятельности всех народов населяющих планету. На разных этапах истории развития человечества возникали и развивались многообразные национальные культуры, которые на современном этапе прогресса социума благодаря всевозможным факторам всыпают в интенсивный диалог. И в первую очередь на диалог и положительно и отрицательно влияет развитие коммуникационной системы, высоких информационных технологий.

Ключевой дефиницией в термине «Мировая художественная культура» являются – «культура» и «художественная культура». И стоит отметить, что понятие культуры интерсубъективно. В наши дни существует уже около тысячи дефиниций понятия «культура». С позиций философского анализа содержания данного сложного термина можно дать следующее определение. Культура – это вся совокупность материальных и духовных ценностей, способов их производства, трансляции, созданных в целях социального прогресса.

Духовная культура является частью культуры нации, человечества. Она включает в себя науку, искусство, религию, философию. Духовная культура напрямую связана с образованием и является результатом духовной деятельности.

Художественная культура входит в состав духовной культуры. Отличительной чертой художественной культуры является художественность – мера эстетической ценности произведений искусства, степень их красоты. Таким образом, мы видим, что Мировая художественная культура – это научная дисциплина, изучающая духовное наследие человечества, раскрытое в историческом процессе через художественное творчество.

Виды искусства и их классификация.

Искусство – это вид духовного освоения индивидом окружающей действительности, воплощение стремления человека к прекрасному бытью. Искусство является сложным и многогранным человеческим феноменом. Основой для выделения разных видов искусства является критерий предмет и способ подражания.

Искусство разделяется на пространственные, временные и пространственно-временные виды. К пространственным видам искусства относятся архитектура, графика, изобразительное искусство. Во временные виды искусства входят литература и музыка. И к пространственно-временным или синтетическим видам искусства можно отнести театр и кино.

В ходе изложения избранной тематики идет обращение к основным видам визуальных искусств – архитектуре, скульптуре, живописи. Всех их объединяет художественно-образное видение мира, но каждое из них имеет свои специфические черты и выразительные средства.

Архитектурно-художественная среда включает в себя элементы монументально-декоративного искусства, малых архитектурных форм, и поэтому это не только техническое, утилитарное сооружение, но всегда художественное явление, формирующее условия человеческой жизнедеятельности. Зависимость архитектуры от общественных отношений заключается и в том, что любому историческому обществу свойственны определенные типы зданий, сооружений, которые соответствуют практическим потребностям и духовным устремлениям общества. Каждое архитектурное сооружение способно многое рассказать об имущественном неравенстве, своеобразии общественного уклада, политическом устройстве, представлениях общества о мире, социальной иерархии, художественных вкусах, развитии материального производства, уровне строительной техники.

Архитектура играет важную социализирующую роль, так как участвует в общественных процессах, затрагивает внутренний, духовный мир личности, идейные, нравственные убеждения, интеллектуальные способности и чувства. В зодчестве, по существу, отражаются все грани жизнедеятельности общества – развитие производительных сил, технические возможности, строительное мастерство и материалы, представления о целесообразности форм, строений Вселенной.

В силу вышеназванных причин архитектура занимает особое место в художественном наследии, она всегда являлась как бы «матерью» всех видов искусства. Не случайно история искусства полна примеров, когда для обозначения отдельных периодов его развития использовались термины «эпоха готики», «эпоха барокко», почерпнутые из названий известных архитектурных стилей. Эти понятия у специалистов ассоциируются не только с обликом сооружений, но и весьма характерными особенностями пластики, фресковой живописи, мозаики, декоративно-прикладного искусства интерьера, объединенными общими художественно-выразительными средствами, образующими понятие «стиля». Архитектура олицетворяет наглядно, в зримой форме художественную эволюцию стиля, является средой формирования пластического и живописного видения мира.

По сравнению с архитектурой, ваяние, живопись более оперативны, динамичны, способны быстрее менять содержание, основную идею произведения, его выразительные средства. Скульптура, живопись и другие визуальные искусства могут влиять на общество, порождать социальные идеалы, ненавязчиво, но постоянно формировать сознание, ценностные ориентации, психолого-педагогические установки, эстетические идеалы! Несомненно, по словам Э.Фальконе, «скульптура подобна единожды высказанному слову. Надо, чтобы это слово было энергичным». Скульптура всегда изображает реальный мир, человека в трех измерениях – пространственно. Сам термин имеет латинское происхождение и означает «высекать» или «вырубать». В силу своей специфики выразительные возможности скульптуры более ограничены, нежели живописи, графики и других искусств. Однако она имеет и определенные преимущества перед этими видами искусства, поскольку способна передавать в скульптурных композициях человека во всем многообразии его деяний, жизненных явлений. Скульптура стремится создать образы героические, наиболее полно отражающие лучшие черты человека.

Живопись является одним из видов изобразительного искусства, ее возможности в передаче через рисунок, цвет, световую моделировку не ограничены. Художник воспевает вечную красоту и разнообразие окружающей природы и мир страстей человеческих, передает глубину пространства, очертания и объем реальных вещей и предметов. Основным изобразительным средством в живописи является цвет, посредством которого художник передает красочное богатство мироздания. Живописуя реальную жизнь, художник как бы выносит свое суждение о ней, выражает свои чувства, переживания и мысли. Этим он приглашает к сопереживанию всех, делает всеобщим достоянием свои мысли и чувства.

 

Историко-культурный стиль: стили большие и малые.

Очевидно, что искусство, как и человеческое общество в целом постоянно находится в динамике, изменении и движении. Искусство напрямую связано с конкретным историческим типом общества, вот почему и говорят о художественной культуре Средневековья или допустим о художественной культуре эпохи Просвещения.

Для того чтобы знать и понимать искусство необходимо множество предпосылок, в том числе и владение определёнными элементами теории искусства. Одним из ключевых вопросов искусствоведения является вопрос периодизации искусства. И здесь прослеживаются, по крайней мере, два не взаимоисключающих подхода: деление на историко-культурные стили и деление на цивилизации. Основополагающим при первом подходе является принцип историзма – искусство воспринимается по мере своего зарождения, развития и постепенной эволюции от одного историко-культурного стиля к другому. Историко-культурный стиль – это типолого-интегрирующая константа культурного, развития искусства определённого отрезка развития мирового искусства.

Необходимо отметить, что художественное творчество любого автора протекает в ситуации определенной обусловленности форм его творчества. Эта обусловленность существует в культуре еще до самого процесса творчества и до рождения самого автора. К числу таких явлений относится понятие «художественный стиль». По сути, это устойчивый конструктивный принцип, который существует не только в определенном историческом типе культуры, но и в каждой национальной культуре, проявляется в творчестве каждого отдельного автора. Собственно, само понятие «стиль» возникает еще в античной греческой культуре и имеет прямое отношение к стилосу – палочке для письма. Каков твой стилос, так ты и пишешь. Основой любого стиля являются определенные мировоззренческие принципы, отражающие самосознание эпохи, которые трансформируются затем в определенные конструктивные и языковые приемы. Любой стиль стремится к определенной культурной экспансии, стремясь подчинить себе не только все сферы художественного творчества, но и вторгаясь в различные сферы человеческой деятельности. Тем самым стиль обозначает внешнее и внутреннее единство культуры.

Для каждой конкретной культурной эпохи свойственно стремление определить те способы познания и поэтического претворения мира, которые будут для нее признаны наиболее совершенными, отражающими дух и сущность этой культуры. В стилистическом своеобразии эпохи как в зеркале отражаются представления культуры о самой себе, специфические представления об иерархии ценностей этой культуры и способы создания особого языка выразительности, присущие только ей. Необходимо заметить, что стиль может сохраняться и тогда, когда исчезают те мировоззренческие установки конкретной культурной эпохи, в рамках которой формировались выразительные средства данного стиля – например, классицизм, стилистические особенности которого воспроизводились постоянно в европейской художественной культуре.

О стиле наиболее правомерно говорить тогда, когда на определенных этапах развития искусства образуется достаточно устойчивое единство архитектуры, изобразительного искусства, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, т.е. образуется некоторый синтез искусств. Как правило, ведущую роль в формировании стиля играет архитектура, которая подчиняет себе и живопись, и скульптуру, и прикладное искусство. Становление авторского начала в европейской культуре (эпоха Возрождения) означает новый этап в развитии стиля: начинает активно формироваться авторский стиль – стиль Рафаэля, Микеланджело. В таком случае можно говорить об авторском стиле, как о высшем выражении стиля как конструктивного принципа. В истории европейского искусства зафиксирован целый ряд художественных стилей. Одни из них отличаются внутренней целостностью и сменяют последовательно друг друга (например, романский стиль и готика), другие могут существовать одновременно, в рамках одного и того же культурного пространства, выражая совершенно различным языком идеи своей эпохи (например, зарождение тенденций классицизма в рамках барокко). Все это нарушает стилистическое единообразие культурной эпохи, делает границы стиля более подвижными.

Выделяются следующие периоды в развитии искусства.

· Искусство первобытного общества (неолит – 2 тыс. д.н.э.)

· Искусство древнего мира (2 тыс. д.н.э. – 1 тыс. д.н.э.)

· Античное искусство (1 тыс. д.н.э. - 5 век)

· Искусство Европы 5-10 вв.

· Романское искусство

· Готика

· Эпоха Возрождения

· Контрреформация и барокко

· Искусство Европы 18 века.

· Искусство Европы 19 века.

· Модернизм

· Постмодернизм

 

Лекция 2. Искусство каменного века.

1. Предпосылки возникновения искусства.

2. Сущностные черты искусства каменного века.

3. Искусство палеолита.

4. Искусство мезолита.

5. Искусство неолита.

Никогда не будет дан точный ответ, когда, где и при каких обстоятельствах появилось первое произведение искусства. До его появления человечество уже должно было пройти определённый путь развития человека как биологического организма. Изучая известные нам данные о первых представителях человеческого рода, мы можем отметить, что человеку не было чуждо сострадание – хоронили стариков и детей, то есть ненужных членов стада. К тому же человек уже обладал представлениями о загробном мире – рядом с умершими родственниками мы видим пищу и орудия труда.

Причиной возникновения искусства можно назвать появление и развитие труда. Труд формировал представление человека об окружающем мире. Изготовление и применение орудий труда делает человека человеком, изменяя в его жизни всё: от анатомии до образа жизни. Познание труда с одной стороны и природы с другой стороны вырабатывала у индивида представление о гармонии, симметрии, упорядоченности, способность воображения и фантазии. Немаловажной причиной возникновения культуры также является установление табу. Самое важное последствие введения табу – возникновение нового отношения к жизни: она рассматривается как ценность, и с этой точки зрения изучается весь мир.

Исторический путь первобытного общества принято делить на определённые отрезки на основании последовательности использования человеком материала для производства орудий труда и предметов быта. В 1836 г. датский учённый К. Ю. Томсен предложил разделить первобытную историю на каменный, бронзовый и железный века. В свою очередь каждый из данных периодов разделяется ещё на более узкие отрезки. Так каменный век разделяется на палеолит, мезолит и неолит.

Население планеты в эпоху каменного века было очень небольшим. В эпоху палеолита люди занимались собирательством и охотой, умели делать примитивные орудия труда. Мы знаем, что следы человека обнаружены в Африке, Америке, Азии, но только на западе Средней Европы обнаружены признаки художественной деятельности человека. Человек преимущественно жил в пещерах и землянках, одевался в одежду из шкур животных. Проблески людей в стремлении к искусству проявились в попытках в более эстетичном изготовлении орудий труда из камня (камень покрывался полосками, полученными методом выскабливания). Позже человек обратил внимание на своё тело, которое он стремился украсить. Были обнаружены составные части цепочек (выполнены из нанизанных зубов животных, раковин аммонитов, грубо обработанных кусочков камня и кости). Реже встречаются неумело обработанные куски янтаря и красная краска с помощью, которой человек раскрашивал своё тело.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Искусство палеолита
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.