Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверка значимости коэффициентов. Учет нелинейных членов

Учет нелинейных членов

Принятие решений после построения модели процесса

Интерпретация результатов эксперимента

Проверка адекватности модели

Проверка значимости коэффициентов

Анализ модели начнем с проверки значимости ко­эффициентов. Смысл ее состоит в том, чтобы выяс­нить, равны ли нулю некоторые коэффициенты моде­ли, иными словами, все ли факторы существенно (по сравнению с помехой) влияют на отклик. Для этого не­обходимо сравнить разность между вычисленным зна­чением коэффициента и нулем (или, что то же самое, модуль этого значения) с величиной среднеквадратич­ной ошибки определения этой оценки. Если они одно­го порядка, то факт отличия оценки от нуля можно объяснить помехами, то есть случайными причинами. В этом случае проверяемый коэффициент считается незначимо (несущественно) отличным от нуля и соот­ветствующий фактор удаляется из модели. В противном случае говорят, что он значим, то есть действительно не равен нулю; соответствующий фактор тогда остается в модели.

Формально эта проверка производится следующим образом. Для каждого коэффициента bi вычисляется отношение

,

 

где

 

2.Проверка адекватности модели

Следующий этап анализа модели состоит в проверке ее адекватности, то есть проверки того, насколько точно построенная модель описывает проведенный эксперимент. Суть ее состоит в следующем. Оцененную некоторым образом степень рассогласования модели и эксперимента сравнивают с величиной помех в эксперименте. Если они одного порядка, то, очевидно, расхождение между моделью и экспериментом вызвано случайными причинами и модель считается адекватной. В противном случае необходимо признать, что это расхождение не случайно и модель плохо описывает эксперимент, то есть неадекватна.

Степень рассогласования модели и эксперимента оценивается так называемой диспер­сией адекватности Sад2.:

Дисперсией адекватности называется остаточная сумма квадратов, т.е. сумма квадратов разно­стей между экспериментальными значениями параметра оптимизации и значениями, предсказанными по уравнению регрессии, деленная на число степеней свободы .

Числом степеней свободы в статистике называется разность между числом опытов N и числом ко­эффициентов (констант), которые уже вычислены по результатам этих опытов независимо друг от друга – (k+1).

Для проверки гипотезы адекватности используется критерий Фишера F(p, fвосп, fад), где fвосп и fад – степени свободы для дисперсий воспроизводимости и адекватности:

Если F> Fтабл ., то модель неадекватна, при F≤ Fт абл она признается адекватной. Во втором случае правильнее говорить так: у нас нет достаточных оснований, чтобы считать модель неадекватной, или гипотеза об адекват­ности не противоречит опытным данным. Это следует из общих соображений по процедуре проверки гипо­тез. Вероятность признать адекватную модель неадек­ватной не превосходит р.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка доказательств | Учет нелинейных членов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.