Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Международные экономические отношения

Мировая экономика - это сумма всех национальных экономик мира.

Между странами существуют экономические отношения (внешнеэкономические связи), т.е. хозяйственные отношения между юридическими и физическими лицами разных стран. Их можно классифицировать по следующим формам:

- международная (мировая) торговля товарами и услугами;

- международное движение капитала;

- международная миграция рабочей силы;

- международная передача технологий;

- международные валютно- расчетные отношения.

Мировой рынок товаров и услуг сложился к концу 19 века. После того, как к началу 20 века к этому добавилось мощное международное движение факторов производства, стали говорить о более широком понятии мирового хозяйства.

Наибольший объем международной торговли имеют США. С 1976 г. Объем экспорта и импорта США как %-я доля ВВП более чем удвоилась.

К другим страна, активно занимающимся международной торговлей, относятся Германия, Япония, страны Западной Европы и азиатские государства Китай, Южная Корея, Тайвань и Сингапур.

Основная статья в структуре экспорта нашей страны - это сырье: 42,3% всего экспорта. Доля металла- 16%, машин и оборудования- 10,3%, продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно- бумажной промышленности- 4,1%. Это плохо для России, т.к. мы теряем природные ресурсы. При вывозе топливно- энергетических ресурсов образуется их дефицит на внутреннем рынке.

В основе мировой торговли лежат 3 обстоятельства:

а) Экономические ресурсы распределяются между странами неравномерно;

б) Эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов;

в) Продукты дифференцируются как по качеству, так и другим неценовым характеристикам.

Например, Япония способна эффективно (с низкими издержками) производить трудоемкие товары, т.к. квалифицированный труд стоит дешево (в изобилии).

Австралия может дешево производить землеёмкие товары (пшеница, шерсть, мясо), т.к. обширные земельные угодья, но недостаточные людские ресурсы и капитал.

Промышленно развитые страны могут дешево производить капиталоемкие товары (автомобили, сельскохозяйственное оборудование, станки, химические вещества), т.к. большие запасы капитала.

История мировых экономических отношений - это вместе с тем история борьбы двух концепций в подходе к мировым связям и соответственно двух направлений в государственной внешнеполитической политике.

Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции.

Сторонники свободной торговли (фритредерство - от англ. слов free, trade) считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

Впервые наиболее последовательное обоснование выгод свободной торговли было представлено в трудах А.Смита (1776г.) и Д.Риккардо (1817г.).

Каждая страна, согласно А.Смиту, должна специализироваться на производстве того товара, где она обладает абсолютным преимуществом, т.е. способностью производить данный товар с меньшими затратами (объемами привлекаемых факторов производства), чем в странах, с которыми она вступает в торговые отношения. Абсолютное преимущество-это более высокая эффективность использования факторов производства, измеряемая как отношение:

Объем продукции.

Кол-во затраченных факторов производства

Дальнейшее развитие теоретического обоснования выгод свободной торговли связано с именем Д. Риккардо и созданной им теории сравнительных преимуществ.

Теория сравнительных преимуществ - универсальная теория, которая обосновывает преимущества всякого разделения труда не только между нациями, но и между регионами, предприятиями и предпринимателями внутри национальных хозяйств.

Выводы о целесообразности обмена надо делать на основании сопоставления сравнительных издержек.

Сравнительное преимущество выявляет такой показатель как альтернативная стоимость (альтернативные издержки, издержки упущенных возможностей, упущенной выгоды).

Абсолютное и сравнительное преимущества влияют на производственную специализацию по странам и состав, направления товарных потоков международной торговли.

Пример: США и Бразилия производят пшеницу и кофе. Одинаковое количество затраченных экономических ресурсов позволяет США увеличить выпуск пшеницы на 30 тонн, отказавшись от 30 тонн кофе.

Производственные возможности США и Бразилии:

Кофе, тонн Кофе, тонн

       
   
 


20

       
   
 
 

 

 


30 Пшеница, тонн 10 Пшеница, тонн

 

Линии производственных возможностей прямые, т.к. альтернативные издержки постоянны.

США обладают сравнительным преимуществом в производстве пшеницы и должны специализироваться на пшенице.

Если Бразилия станет выращивать пшеницу, то мировая экономика должна будет отказаться от большего количества кофе, чем необходимо для получения тонны пшеницы.

Внутренние альтернативные издержки производства кофе ниже у Бразилии, т.е. Бразилия должна пожертвовать только ½ т пшеницы, чтобы производить 1 т кофе. Бразилия обладает сравнительным преимуществом в производстве кофе, и поэтому ей следует специализироваться на нем.

Если бы США производили кофе, то мировой экономике пришлось ба отказаться от большего количества пшеницы, чем это необходимо для получения каждой тонны кофе.

Условия торговли будут находиться между: 3

1 пш. = 1 кофе (для США), например 1пш. = 1--- кофе

4 1

и 1пш. = 2 кофе (для Бразилии), например, 1к. = 1----- пш.

Американцы хотят получить больше кофе за каждую тонну пшеницы, которую они экспортируют. Бразилия стремится отдать как можно меньше кофе за каждую тонну пшеницы, которую она получает в обмен.

Конечный курс обмена, или условия торговли, определяют, как выгоды от международной специализации и торговли делятся между двумя странами.

Фактический коэффициент обмена зависит от соотношения мирового спроса на эти два товара и их предложения. Если совокупный мировой спрос на кофе ниже его предложения, а спрос на пшеницу выше предложения, то цена на кофе будет низкой, а цена на пшеницу высокой. Коэффициент обмена в этом случае установится близким к 1п = 2к, которому отдают предпочтение СШа. При обратном соотношении мирового спроса и предложения коэффициент установится близко к уровню 1п = 1к, наиболее благоприятному для Бразилии.

Если страна имеет сравнительное преимущество в производстве какого- либо товара, то влияние свободной международной торговли заключается в следующем: объем национального производства и цены этого товара возрастают, внутреннее его потребление сокращается из- за более высоких цен, а весь прирост производства и часть бывшего внутреннего потребления представляет собой объем экспортных поставок.

Когда преимущества нет, под влиянием свободной международной торговли на национальном рынке происходят следующие изменения: национальное производство сокращается, однако импорт позволяет не только это компенсировать, но и увеличить объем потребления данного товара населением страны из- за снижения цен.

3-я теория международной торговли – теорема выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера- Олина- Самуэльсона (шведск.)), до II Мировой войны.

В соответствии с теоремой механизм выравнивания цен на факторы производства состоит в следующем: при отсутствии внешней торговли цены на факторы производства (заработная плата и 5-я ставка) будут различаться в обеих странах: цена на избыточный фактор будет относительно ниже, а цена на дефицитный фактор - относительно выше.

Участие в международной торговле и специализация страны на производстве капиталоемких товаров приводят к переливу капитала в экспортные отрасли.

В другой стране, относительно лучше наделенной трудовыми ресурсами, специализация на производстве трудоемких товаров приводит к перемещению трудовых ресурсов.

Таким образом, страны будут стремиться экспортировать избыточные факторы производства и импортировать дефицитные, компенсируя относительно низкую обеспеченность стран факторами производства в масштабах мирового хозяйства.

4-я теория международной торговли - теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера (1993г.)

Центральное место в его концепции занимает идея национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны.

Стратегия фирм,

их структура и

соперничество

(степень монопо-

Правительство лизации страны)

 


Наличие факторов Параметры спроса

производства

 

Родственные и

поддерживающие Случай

отрасли

 

 

Наличие факторов производства - рассматривая факторы производства с точки зрения их влияния на конкурентные преимущества страны, Портер наряду с традиционными факторами выделяет ресурс знаний, т.е. сумму научной, технической, рыночной информации, а также инфраструктуру (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, жилой фонд).

Стратегия фирм - если отсутствует конкурентная среда, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то на внешнем рынке у таких фирм конкурентного преимущества не возникает.

Параметры спроса - это емкость спроса, динамика его развития, дифференциация продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода на мировой рынок.

Родственные и поддерживающие отрасли - наличие таких отраслей, обеспечивающих фирмы в экспортно- ориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле.

Портер отводит роль также случаю и правительству.

Случай: новые изобретения, резкие изменения цен на ресурсы, изменения обменных курсов, политические решения. Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств.

Роль правительства: денежно- кредитная, налоговая, таможенная политика, антимонопольное регулирование.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление Россией в 1906-1917 гг | Перспективы развития внешней торговли России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.