Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор стратегии и формирование стратегического плана




Для большей ясности и наглядности здесь уместно применить военную, "боевую" терминологию.

Выбрав первую альтернативу, организация (ее руково­дство) выбирает активно-наступательную стратегию. Это – стратегия, требующая серьезного напряжения сил, борьбы за лидерство. Конечно, такой выбор может сделать организация, имеющая серьезный потенциал и высокие качественные харак­теристики. Ей нужно быть готовой к новаторству, к тяжелой ноше первопроходца, но это, как правило, окупается в случае успеха как материальными так и моральными приобретениями.

Следует отметить, что в динамично развивающихся от­раслях с быстро устаревающей технологией организации более склонны выбирать такую стратегию.

Выбрав вторую альтернативу, организация тем самым избирает умеренно-наступательную стратегию. Это стратегия, требующая достаточно серьезного напряжения сил, но не обязы­вающая к лидерству первого порядка (где-то на уровне "первых призеров", то ли "первой тройки", то ли "пятерки", то ли "десятки", но не среди аутсайдеров). Идя "за лидером", органи­зация избегает связанных с лидирующим положением риска и неудобств, но вовремя перенимает появляющиеся новшества, тем самым не переходя в "отстающие".

В отраслях с относительно стабильной технологией и ус­тойчивыми сегментами рынка такая стратегия может вполне се­бя оправдать.

Выбрав третью альтернативу, организация тем самым избирает оборонительную стратегию. Эта стратегия не требует максимума усилий и означает, что довольствуясь сохранением достигнутого, организация занимает пассивно-выжидательную позицию. Она использует какие-либо новшества через значи­тельные промежутки времени, когда они уже опробованы дру­гими.

Следует иметь в виду, что такая стратегия может стать массовой в определенных социально-экономических условиях, как, например, в 90-е гг. XX в. в России – главной целью многих предприятий стало хотя бы относительно благополучное выжи­вание с сохранением достигнутого научно-технического потен­циала и сложившегося трудового коллектива.

Выбрав четвертую альтернативу, организация выбира­ет стратегию отступления. Организованное отступление – это большое искусство, и его не следует путать с беспорядочным отступлением. Тем более что, как правило, "отступление на од­ном участке фронта" может сочетаться с "наступлением на другом". Закрывая одни производства, организация может откры­вать новые, перспективные, и даже прекращая свое существова­ние в одной форме, организация может полностью сменить про­филь своей деятельности и "возродиться как птица Феникс" в другой форме, с иным содержанием.

Отсюда очевидно, что наиболее эффективной стратегией будет гибкая и комбинированная стратегия: в том смысле, что организация способна легко переходить от "обороны к на­ступлению" и обратно, и в том смысле, что "обороняясь" на од­ном участке, она активно "наступает" на другом. Между прочим, обычно даже мощные фирмы и даже в условиях неэкстремаль­ной среды не рискуют применять наступательную стратегию в рамках широкого круга товаров или в обширных сегментах рынка. Как правило, так же, как и в военном искусстве, "прорыв" осуществляется только "на узком участке" – в отношении одного или нескольких видов продуктов или услуг, в какой-то одной области или достаточно узкой сфере – за счет концентрации там сил и средств.

Выбрав определенную стратегию, организация избирает и те способы и приемы, посредством которых она собирается в конкретных обстоятельствах осуществить стратегию, добиться успеха.

Так, например, избрав активно-наступательную страте­гию и стремясь захватить лидерство на рынке какого-то данного вида продуктов или услуг, организация может осуществить это несколькими путями (или их комбинацией): за счет минимиза­ции издержек производства, за счет повышения качества про­дукции, путем полной замены продукта или услуги, путем уста­новления контроля над конкурентами и т.д.

Выбор того или иного из этих указанных путей – это уже область тактики, а не стратегии. Поэтому опи­сываемые в управленческой литературе "стратегии поведения фирм на рынке" (относительно продукта, рынка, технологии, перестройки структур и т.д.), большей частью относятся все-таки к тактическому поведению.

Итак, стратегический выбор сделан, и может быть оформлен документально в виде стратегического плана. В своей совокупности миссия, цели и стратегия организации образуют фактически концепцию движения организации из настоящего в будущее. Действительно, стратегический план, в отличие от плана, например, оперативного, это в большей мере концепту­альный документ и в меньшей – распорядительный.

Таким образом, организация получила стратегическую линию. Но есть ли это конец планирования? Нет, это во многом еще только начало. Ведь стратегический план необходимо реа­лизовать, его нужно выполнить.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.