КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Указка - 1 шт
Лектор 2000 - 1 шт. Слайды по теме № 8 (1-5). МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИИ по теме №8 «Органы гîñóäàðñòâåííой власти Росииской Федерации и субъектов Росииской Федерации». ВРЕМЯ: 4 часа УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Понятие, основные признаки и система государственных органов 2. Общие принципы организации представительной,исполнительной и судебной власти в субъектах РФ 3. Представительные органы государственной власти РФ. 4. Исполнительные органы государственной власти РФ. 5.. Судебные органы государственной власти РФ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
" Система и принципы деятельности государственных органов в Российской Федерации " План: 1. Понятие и система органов государственной власти в Российской Федерации. 2. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации. Литература: - Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 2001г.. - Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. N 11-П по делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2. 3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом // Российская газета. - 1996. - 15 мая. - Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - N 34. - Ст. 4081. - Указ Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" N 66 от 10 января 1994 года // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - N 3. - Ст. 1901. - Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 18. - Ст. 1589. - Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - N 13. - Ст. 1447. - Указ Президента России от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 3. - Ст. 173.
1. Вопрос Понятие и система государственных органов в Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет свои многообразные функции через государственные органы. Государственный орган (орган государства) - это составная часть государственного аппарата, образуемая в установленным законом порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти. Государственным органам присущи специфические черты, отличающие их от общественных и иных объединений (организаций): 1. Государственные органы образуются в точном соответствии с законом. Их состав определяется Конституцией Российской Федерации и принятыми на ее основе нормативно-правовыми актами. Порядок образования государственных органов регламентируется федеральными законами (о выборах депутатов в Государственную Думу, о выборах депутатов в соответствующие органы власти субъектов Российской Федерации, о Правительстве Российской Федерации и т.п.). 2. Государственный орган уполномочен Российским государством осуществлять строгоопределенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции конкретного государственного органа, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте. 3. Каждый государственный орган имеет четко определенную законом структуру. осуществляет свою деятельность в присущих ему организационно-правовых формах. Законодательством регулируется и процедура деятельности государственных органов. Так, основной формой деятельности парламента России - Федерального Собрания - Конституция РФ (ст. ст. 99, 100) называет заседание каждой из его палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Процедура работ палат Российского парламента определяется их регламентами. 4. Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью (ст. 5 п. 3 Конституции РФ) и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его возможности формировать государственные органы (ст. ст. 3, 32 Конституции РФ). Под системой государственных органов Российской Федерации понимается совокупность ее высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Таким образом, система государственных органов состоит из следующих основных видов: органов законодательной власти (представительных органов государственной власти); органов исполнительной власти; органов судебной власти. Все органы государственной власти в Российской Федерации составляют единую систему. Так, Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. N 11-П по делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2. 3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом: - в соответствии со статьей 77 (часть 2) Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. - в целях построения единой системы исполнительной власти в Российской Федерации федеральный законодательный орган - Федеральное Собрание (прежде всего, Государственная Дума) и законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации обязаны принять в пределах своей компетенции соответствующие законы. - на момент издания оспариваемого Указа Президента Российской Федерации надлежащая законодательная база по этому вопросу создана не была. И до настоящего времени не принят основной в данной сфере федеральный закон об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, предусмотренный статьей 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации. - В соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В силу этого не противоречит Конституции Российской Федерации издание им указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов. (Российская газета от 15 мая 1996 года). Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик в составе России, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации (Государственных Дум краев, областей, городов федерального значения и т. п.) и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и т.п. органов на уровне сельских и городских районов). Все указанные органы занимаются в основном нормотворческой деятельностью. Те из них, которые обладают правом принимать законы (парламент Российской Федерации и парламенты республик в ее составе) принято именовать органами законодательной власти. Органы государственной власти других субъектов Федерации (автономных образований, городов федерального значения, краев и областей), а также городов, сельских и городских районов, которые вправе принимать не законы, а иные нормативно-правовые акты (решения, постановления и т.п.) именуют обычно представительными органами государственной власти. Важно иметь в виду, что и органы законодательной власти также именуют представительными органами власти. И это верно: и первые, и вторые состоят из депутатов - представителей групп избирателей и общественных объединений, избранных в органы власти народам. Органы исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти" (Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1177) в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России. Министерство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр). Государственный комитет Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет Российской Федерации возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации. Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель федеральной службы России, российское агентство - генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России. Установить, что федеральные органы исполнительной власти создаются только с такими наименованиями и статусом, которые предусмотрены настоящим Указом. При этом не допускается придание им иного статуса. 2. Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. (Собрание законодательства Российской Федерации 1996. - N 34. - Ст. 4081). Кроме этого в систему органов исполнительной власти входят: правительства, министерства и иные органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации; главы администраций краев, областей, мэры городов федерального значения со своим рабочим аппаратом; главы администраций городов, сельских и городских районов. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация (претворение в жизнь) положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента России, а также решений соответствующих вышестоящих (федеральных, республиканских, областных и т.д.) органов исполнительной власти. По вопросам своей компетенции органы исполнительной власти вправе принимать постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на соответствующей территории (всей Федерации в целом, республики в составе России, края, области, города, района). В силу того, что эти органы обладают исполнительной, но и распорядительной властью, их именуют также исполнительно-распорядительными органами. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Организация судебной системы Российской Федерации, принципиальные начала ее деятельности и другие важнейшие вопросы осуществления судебной власти подробно рассматриваются в главе 16 настоящего учебника. На федеральном уровне это высшие судебные инстанции: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший арбитражный Суд РФ. В республиках в составе РФ - Конституционный, верховный и арбитражный суды республики. В других субъектах - краевые, областные, городов федерального значения и автономной области и автономных округов народные и арбитражные суды. На местном уровне - районные и городские народные суды. 2. Вопрос Конституционные принципы организации и деятельности органов Российского государства. Единство системы государственной власти в Российской Федерации обуславливает единство принципов организации и деятельности государственных органов. К числу таких принципов относятся: формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти; самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти; территориальная организация властных структур; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти в Российской Федерации; законности в деятельности государственных органов; осуществления полномочий государственных органов в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина; употребления в органах государственной власти национальных языков наряду с русским. Формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти - основополагающий принцип. Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является его многонациональный народ, осуществляющий свою власть наряду с другими организационно-правовыми формами и через органы государственной власти. При этом конституционная норма определяет, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Именно путем выборов многонациональный народ Российской Федерации формирует представительные органы государственной власти в центре и на местах, избирает Президента России и президентов тех республик в составе Российской Федерации, где их Конституциями предусмотрена такая должность. Органы исполнительной и судебной власти образуются в свою очередь, вышеуказанными органами. Глава Правительства Российской Федерации назначается Президентом России с согласия Государственной Думы, члены Правительства назначаются решениями Президента России. Судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента России. Главы администрации краев и областей назначаются всенародно избранным Президентом России, а мэры городов избираются населением этих городов. Важнейшим принципом организации и деятельности государственных органов является установленный в Конституции РФ (ст. 10) принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно указанному принципу, ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией Российской Федерации и другими законами. Действуя в этих пределах, государственные органы имеют возможность взаимодействовать между собой, уравновешивать друг друга, контролировать работу органов иных ветвей власти, указывать на нарушение закона. Все это необходимо для обеспечения демократического развития общества, функционирования механизма "сдержек и противовесов", предотвращение чрезмерной концентрации, монополизации власти одним органом (должностным лицом). Принцип территориальной организации властных структур вытекает из федеративного устройства России. В соответствии со статьей 11 Конституции РФ государственную власть на территории России в целом осуществляют федеральные органы: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, а также суды Российской Федерации. Эта же норма Конституции России устанавливает, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляется образуемыми ими государственными органами. Важно обратить внимание на то, что и Российская Федерация, и каждый ее субъект самостоятельно определяет организацию своих властных структур, Так, ст. 71 п. "ч" Конституции РФ закрепляет право самой России устанавливать системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Что касается системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 п. 1 Конституции РФ). Исчерпывающий перечень государственных органов каждого субъекта Российской Федерации закрепляется в Конституции республики в составе России, уставе края, области и др. субъектов Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти в Российской Федерации также определяется федеративным устройством нашего государства. В соответствии со ст. 11 п. 3 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется самой Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Смысл такого разграничения, исходящий из единства системы государственной власти и признания равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации, состоит в том, что по вопросам, имеющим общефедеральное значение, решения должны приниматься федеральными органами государственной власти, вопросы, имеющие значение и для Федерации, и для ее субъектов, должны решаться совместными усилиями центра и мест и, наконец, сами субъекты по вопросам, имеющим исключительно местное (республиканское значение, должны обладать всей полнотой государственной власти. Данный принцип реализован в положениях ст. ст. 71-73 Конституции РФ. При этом важно обратить внимание на то, что Конституция Российской Федерации, а вслед за ней и текущее законодательство вкладывает разный смысл в понятия "предметы ведения" и "полномочия". Под предметом ведения понимаются вопросы, которые вправе решать те или иные государственные органы (федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы и т.п.). Полномочия государственных органов - это установленная законом мера участия соответствующего государственного органа (его права и обязанности) в решении какого-либо вопроса. Так, например, в рамках решения вопроса о бюджете различные государственные органы имеют не одинаковые полномочия: общефедеральные органы составляют и утверждают федеральный бюджет, государственные органы субъектов Российской Федерации решают аналогичные задачи применительно к своим территориям, а государственные органы городов, городских и сельских районов вправе решать бюджетные вопросы лишь местного значения. Принцип правового государства, который предполагает во-первых, законность в деятельности органов государственной власти означает строгое и неуклонное соблюдение законов в практической работе каждого государственного органа в целом и любого его должностного лица. Требование законности устанавливается в ст. 15 Основного Закона Российской Федерации, обязывающей все государственные органы и должностных лиц соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации и во вторых, предусматривает осуществление своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина. Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют содержание деятельности законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Это означает, что конечной целью работы каждого государственного органа, любого его должностного лица, должно стать удовлетворение законных интересов человека и гражданина. Осуществление принципа употребление в органах государственной власти национальных языков наряду с русским предопределяется конституционной нормой (ст. 26 п. 2) о том, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения. Данное положение гарантируется правом республик устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации - русским - в органах государственной власти и государственных учреждениях республик (ст. 68 Конституции РФ). Текущим законодательством (положениями о порядке рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан, уголовно-процессуальном, административно-процессуальным и др. законами) установлено право граждан использовать родной язык также и в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации. Проблемные вопросы темы: Наиболее актуальными проблемами совершенствования деятельности государственных органов в Российской Федерации являются: правовое обеспечение реальной самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, организации их взаимодействия между собой; поиск оптимальных организационно-правовых форм разграничения предметов ведения и полномочий различных государственных органов. Контрольные вопросы: 1. Что понимается под государственным органом? 2. Каковы специфические черты, присущие государственным органам? Каково содержание этих черт? 3. Что включается в систему государственных органов Российской Федерации? 4. Каковы основные задачи представительных органов государственной власти? 5. В чем состоит основное содержание деятельности исполнительных органов власти?
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |