Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психические познавательные процессы




Человек, чтобы грамотно общаться с окружающими, должен иметь развитым все познавательные процессы, а именно: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание, наблюдательность, интеллект.

Однако у многих людей эти качества дают о себе знать при взаимодействии с миром вещей и слабо проявляются с людьми, например, внимание и наблюдательность. Многие люди поразительно слепы и не тренируют свою наблюдательность, лишая себя возможности увидеть множество интересных вещей. Как много, к примеру, могут сказать о человеке его манеры, его речь, одежда (подробнее см. тему 6).

Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью. В зависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями, ощущения бывают:

· зрительные;

· слуховые;

· вкусовые;

· обонятельные;

· осязательные и т.д.

Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения.

Мышление – высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания – психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

 
 


Рис. 16. Классификация мышления

Внимание – сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания:

1. Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте.

2. Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других.

3. Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

4. Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

5. Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Таблица 8

Классификация впечатлений

По времени хранения:

Генетическая   - информация, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
Зрительная   - сохранение и воспроизведение зрительных образов.
Слуховая   - запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.
Двигательная   - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.
Эмоциональная   - память на переживания. То, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая   - удовлетворение биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
Мгновенная 0,1 – 0,5 с. – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации (память образа).
Кратковременная до 20 с. – представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая привлекает к себе повышенное внимание.
Оперативная до нескольких дней - хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком.
Долговременная неограниченно - хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты.

По характеру участия воли в процессах:

Непроизвольное запоминание - происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи.
Произвольное запоминание - процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. При условии наличия мнемической задачи.

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение (фантазия) – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее и творческое воображение.

Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

Активное –возникает по собственному желанию, усилием воли;

Пассивное –возникает у человека спонтанно, помимо воли и желания;

Продуктивное –действительность сознательно конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется);

Репродуктивное –воспроизводит реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии).

Воображая, человек творит: художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу, человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами, как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем.

Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что в зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Воображение работает на том этапе познания, когда велика неопределенность ситуации; трудно получить ответ с помощью мышления – здесь вступает в права фантазия.

Ценность воображения стоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний.

Особым свойством человека, самым сложным является интеллект. Правда, иногда под интеллектом подразумевается либо хорошо развитый ум, мышление человека, либо его разумное поведение, либо способность к обучению. По мнению Г. Айзенка, американского исследователя свойств личности, интеллект – это:

· Способность к абстрактному мышлению

· Специальные способности (математические, вербальные, пространственные т.д.).

А его измерение – одно из величайших достижений современной психологии. Интеллект имеет социальную сторону, что приводит к дискуссиям по поводу его измерения. Социальный интеллект показывает, как личность использует свой интеллект для своего продвижения.

Многие исследователи считают, что интеллект детерминирован генетикой. За 70% интеллекта отвечают гены.

В настоящее время существует несколько концепций измерения интеллекта. Одна из них исследует количество приобретенных знаний, другая измеряет скорость мыслительный работы. Исследования показывают правоту последней концепции, т.е. чем длиннее время реакции, тем ниже интеллект.

Уровень развития общего интеллекта часто измеряется через IQ – коэффициент интеллекта, который был предложен известным исследователем Д. Векслером. В шкале Векслера интеллект измеряется баллами по следующей системе:

от 120 до 135 баллов – высокий;

от 100 до 120 баллов – средний;

от 80 до 100 баллов – низкий.

Свою методику измерения интеллекта предлагает и Г. Айзенк. По его данным 50% людей имеет средний коэффициент интеллекта.

Измерение уровня интеллекта часто связано с отрицательными эмоциональными реакциями людей, так как человек боится, что он окажется невысоким. Поэтому такое измерение могут вести только психологи с соблюдением всех этических и профессиональных правил.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.