Место Прокуратуры в государственном механизме России
Ст. 129 Конституции РФ определяет только самые общие вопросы организации прокуратуры, а также порядок назначения на должность Генерального Прокурора РФ и иных прокуроров.
Исходя из положений ст. 11 Конституции РФ прокуратуры не относится ни к одной из ветвей государственной власти, поэтому в Конституции остался открытым вопрос о месте российской прокуратуры в государственном механизме страны.
По этому вопросу существуют несколько точек зрения:
Прокуратура – контрольный орган законодательной власти, т.к. Ген. Прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации, и должен ежегодно представлять палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ. однако большинство ученых и практических работников считают, что указанные положения не свидетельствуют о вхождении прокуратуры в состав законодательной власти или о подчинении прокуратуры законодательной власти, т.к. органы прокуратуры вправе осуществлять надзор за исполнением законов органами законодательной власти субъектов РФ, опротестовывать незаконные правовые акты этих органов, а Генеральный прокурор РФ может оспорить в КС РФ любой закон, нарушающий конституционные права граждан, который был применен для разрешения конкретного дела. кроме того прокуроры субъектов РФ могут участвовать в заседаниях органах законодательной власти субъектов РФ, а Генеральный Прокурор РФ или его заместители могут присутствовать на заседании палат Федерального Собрания, в комиссиях и комитетах этих палат и принимать необходимые меры реагирования на возможные нарушения закона.
Таким образом, органы прокуратуры взаимодействуют с законодательной властью, но ей не подчиняются.
Прокуратура – особый орган исполнительной власти, т.к. некоторые полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью имеют административно-властный характер, а система органов прокуратуры так же как и система органов исполнительной власти основана на подчинении нижестоящих органов вышестоящим. Однако эти особенности не делают прокуратуру органом исполнительной власти, более того органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов всеми органами исполнительной власти как на уровне субъектов РФ, так и на федеральном уровне, кроме Правительства РФ.
Включение прокуратуры в состав исполнительной власти может повлечь за собой усиление значение органов исполнительной власти и некоторые нарушения в системе сдержек и противовесов между ветвями власти.
Прокуратура входит в состав судебной власти, т.к. ст. 129 Конституции РФ находится в главе «судебная власть» (ГЛАВА 7). однако содержание данной главы не дает никаких оснований для отнесения прокуратуры в состав судебной власти, хотя суды и прокуратура взаимодействуют между собой, например, прокурор может участвовать в рассмотрении дел судами.
Прокуратура входит в состав президентской власти, а законодательство необходимо внести изменения о непосредственном подчинении органов прокуратуры президенту РФ. однако это нарушит принцип независимости органов прокуратуры и еще сильнее усилит президентскую власть в стране.
Прокуратура входит в состав так называемой правоохранительной власти, но такая терминология некорректна, т.к. в состав правоохранительных органов входят различные структуры, относящиеся к органами исполнительной, судебной власти либо структуры, не относящейся ни к одной ветви государственной власти, например, уполномоченный по правам человека, адвокатура, нотариат и т.д.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление