Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни и структура цен, методы их расчета

Статистика цен и инфляции

1 Понятие «цена». Виды цен на товары и услуги

Предметом статистики цен и инфляции выступает исследование проблем цен в конкретных условиях с учетом места, времени и периода экономического развития.

Процесс определения показателей статистики цен и инфляции проходит 3 последовательные стадии:

1) статистическое наблюдение (сбор статистического материала);

2) сводка и группировка результатов наблюдения;

3) анализ полученных обобщенных материалов и показателей.

Основные задачи статистики цен и инфляции:

- анализ состояния рынка и ценовой конъюнктуры. Отслеживание поведения цен дает возможность принять оперативное решение по изменившейся экономической ситуации;

- изучение цен, их динамики и дифференциации по отдельным рынкам и регионам;

- анализ цен как фактора уровня жизни, оценка инфляционных процессов;

- анализ цен с точки зрения производителя, потребителя и государства для выявления структуры цен, доли в ней налогов и пропорциональности развития экономики;

- изучение цен для сопоставлений (межрегиональных, международных);

- анализ и оценка факторов, влияющих на уровень и колеблемость цен;

- выявление соотношений цен на различные товары;

- совершенствование методологии статистического наблюдения за уровнем и динамикой потребительских цен.

Цена – выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара.

На практике используют несколько основных видов цен:

- оптовые цены на продукцию промышленности (подразделяются на оптовые цены предприятия (отпускные цены) и оптовые цены промышленности);

- цены на строительную продукцию;

- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

- цены и тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;

- розничные цены;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Статистическое изучение цен направлено прежде всего на то, чтобы измерить их уровни. Уровень цен характеризуется абсолютными, средними и относительными показателями, отражающими цены отдельных товаров или их совокупности на определенный момент или промежуток времени.

Различают индивидуальный и средний уровень цен.

Индивидуальный уровень цен – абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке.

Средний уровень цен – обобщающий показатель уровня цен, определенный по однородным группам товаров.

Средние цены исчисляются за определенный период и по территории.

Для расчета средних цен применяют следующие средние величины.

Средняя арифметическая взвешенная – в качестве весов выступают показатели количества товаров в натуральном выражении или доли каждого товара в общем объеме товаров:

(1)

где p – цена товара,

q – количество товара.

Используют также формулу

(2)

где d – удельный вес каждого вида товара в общем объеме товаров.

Средняя хронологическая простая применяется в том случае, если моменты времени регистрации равноудалены друг от друга:

(3)

где n – число месяцев или дней в периоде.

Средняя хронологическая взвешенная применяется в том случае, если даты регистрации распространены неравномерно:

(4)

где - средняя цена за период;

- число месяцев или дней в периоде.

Средняя гармоническая взвешенная – в качестве весов используются данные в товарообороте:

(5)

где pq – товарооборот в денежном выражении.

Изучение состава и структуры цен позволяет проанализировать пропорции между элементами цены, выявить долю каждого звена в цепи товародвижения, регулирующую роль государства и административного регулирования цен.

 

Состав и структура цен характеризуются следующими показателями.

Удельный вес составляющих элементов в цене (d) (себестоимости, наценок, скидок, налогов и др.):

d=x: p (6)

где х – размер отдельного элемента цены.

Коэффициент соотношения оптовых и розничных цен ():

=ОЦ: РЦ (7)

где ОЦ – оптовые цены;

РЦ – розничные цены.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
План семинарского занятия | Тема 7. Сущность и роль государственных финансов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.