КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни и структура цен, методы их расчета
Статистика цен и инфляции 1 Понятие «цена». Виды цен на товары и услуги Предметом статистики цен и инфляции выступает исследование проблем цен в конкретных условиях с учетом места, времени и периода экономического развития. Процесс определения показателей статистики цен и инфляции проходит 3 последовательные стадии: 1) статистическое наблюдение (сбор статистического материала); 2) сводка и группировка результатов наблюдения; 3) анализ полученных обобщенных материалов и показателей. Основные задачи статистики цен и инфляции: - анализ состояния рынка и ценовой конъюнктуры. Отслеживание поведения цен дает возможность принять оперативное решение по изменившейся экономической ситуации; - изучение цен, их динамики и дифференциации по отдельным рынкам и регионам; - анализ цен как фактора уровня жизни, оценка инфляционных процессов; - анализ цен с точки зрения производителя, потребителя и государства для выявления структуры цен, доли в ней налогов и пропорциональности развития экономики; - изучение цен для сопоставлений (межрегиональных, международных); - анализ и оценка факторов, влияющих на уровень и колеблемость цен; - выявление соотношений цен на различные товары; - совершенствование методологии статистического наблюдения за уровнем и динамикой потребительских цен. Цена – выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. На практике используют несколько основных видов цен: - оптовые цены на продукцию промышленности (подразделяются на оптовые цены предприятия (отпускные цены) и оптовые цены промышленности); - цены на строительную продукцию; - закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; - цены и тарифы грузового и пассажирского транспорта; - цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению; - розничные цены; - цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. Статистическое изучение цен направлено прежде всего на то, чтобы измерить их уровни. Уровень цен характеризуется абсолютными, средними и относительными показателями, отражающими цены отдельных товаров или их совокупности на определенный момент или промежуток времени. Различают индивидуальный и средний уровень цен. Индивидуальный уровень цен – абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке. Средний уровень цен – обобщающий показатель уровня цен, определенный по однородным группам товаров. Средние цены исчисляются за определенный период и по территории. Для расчета средних цен применяют следующие средние величины. Средняя арифметическая взвешенная – в качестве весов выступают показатели количества товаров в натуральном выражении или доли каждого товара в общем объеме товаров:
где p – цена товара, q – количество товара. Используют также формулу
где d – удельный вес каждого вида товара в общем объеме товаров. Средняя хронологическая простая применяется в том случае, если моменты времени регистрации равноудалены друг от друга:
где n – число месяцев или дней в периоде. Средняя хронологическая взвешенная применяется в том случае, если даты регистрации распространены неравномерно:
где - средняя цена за период; - число месяцев или дней в периоде. Средняя гармоническая взвешенная – в качестве весов используются данные в товарообороте:
где pq – товарооборот в денежном выражении. Изучение состава и структуры цен позволяет проанализировать пропорции между элементами цены, выявить долю каждого звена в цепи товародвижения, регулирующую роль государства и административного регулирования цен.
Состав и структура цен характеризуются следующими показателями. Удельный вес составляющих элементов в цене (d) (себестоимости, наценок, скидок, налогов и др.):
где х – размер отдельного элемента цены. Коэффициент соотношения оптовых и розничных цен ():
где ОЦ – оптовые цены; РЦ – розничные цены.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |