КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды мышления
В психологии сложилось несколько подходов к проблеме классификации видов мышления. По степени развернутости мышление может быть дискурсивным, поэтапно развернутым процессом, и интуитивным, характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью. Дискурсивное мышление опосредовано логикой рассуждения, а не восприятия. Интуитивное мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. По степени новизны и оригинальности решаемых задач можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Репродуктивное (воспроизводящее) – мышление на основе образов и представлений, взятых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление – на основе творческого воображения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового решения той или иной задачи. Репродуктивное мышление представляет собой применение готовых знаний и умений. В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении. По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое. Теоретическое мышление основано на теоретических размышлениях и умозаключениях. Практическое мышление основано на суждениях и умозаключениях, связанных с решением практических задач. В зависимости от содержания решаемой задачи выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Наглядно-действенное – опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
При наглядно-действенном мышлении задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая по частям свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным. Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления и образы. Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами — человек анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление воссоздает все многообразие характеристик предмета. В этом смысле наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения. В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. В этом случае, познавая объект, ребенку не обязательно трогать его руками, но ему необходимо наглядно представлять этот объект. Словесно-логическое мышление – осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые могут не иметь образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать общие закономерности, предвидеть развитие процессов, обобщать различный наглядный материал. Абстрактное мышление – основано на выявлении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несуществующих.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |