Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Внутриличностные и межличностные конфликты




Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, с которым сталкивается человек.

Его научное изучение началось в конце XIX века; во многом это было связано с деятельностью основателя психоанализа – австрийского учёного Зигмунда Фрейда (1856–1939), показывающего человеческое состояние через призму постоянного напряжения и преодоления противоречия между биологическими влечениями и желаниями личности (прежде всего сексуального характера) и социокультурными нормами, между бессознательным и сознательным.

Немецкий психолог Курт Левин (1890–1947) рассуждал о внутриличностном конфликте как о ситуации, когда на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. Им описаны три конфликтные ситуации:

· Человек находится между двумя положительными силами (пример, буриданов осёл),

· Человек находится между двумя отрицательными силами (пример, необходимость ученику выполнять неприятное задание и осознание того, что за его невыполнение последует наказание),

· Человек находится между двумя разнонаправленными силами (например, ребёнок хочет погладить собаку, но он её боится).

Американский психолог Карл Роджерс (1902–1987) разрабатывал идею «Я-концепции», выступающей фундаментальным компонентом структуры личности. В его понимании внутриличностный конфликт – диссонанс между «Я-концепцией» и идеальным «Я».

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908–1968) разработал иерархическую структуру организованных потребностей, расположенных следующим образом:

· физиологические потребности;

· потребность в безопасности;

· потребность в любви;

· потребность в уважении;

· потребность в самоактуализации.

Наивысшая потребность – потребность в самоактуализации – реализация своего потенциала. В основе внутриличностного конфликта лежит несовпадение между стремлением к самоактуализации и реальным положением дел.

Одна из самых востребованных сегодня теорий внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом (р. 1905). Ключевой идеей теории выступает идея о том, что ведущей движущей силой жизни каждого выступает поиск им смысла жизни и борьба за него. Однако его осуществление даётся не каждому. В этом случае у человека возникает экзистенциональный вакуум (чувство бесцельности и пустоты). Возникает внутриличностный конфликт, выражающийся с наибольшей силой в ноогенных (нусогенных) (от греческого корня noos – смысл) неврозах, отражающих проблемы духовного порядка, несовпадение ценностей и т.п.

Большой вклад в теорию внутриличностного конфликта внёс Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979). Согласно его теории содержание и сущность такого конфликта обусловлена характером структуры самой личности, в первую очередь её мотивационной сферой. Противоречивое взаимодействие различных мотивов и образует внутриличностный конфликт.

Внутриличностный конфликт предстаёт как острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности. Сферывнутриличностного конфликта: когнитивная сфера, эмоциональная сфера, поведенческая сфера, интегральные показатели.

Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности, но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьёзную опасность для личности; они могут вариьроваться от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида.

Типология внутриличностных конфликтов.

- Конфликт потребностей.

- Конфликт между потребностью и социальной нормой.

- Конфликт социальных норм (дуэль – запрещена церковью, но в глазах общества прошлых веков выступала важнейшим и признаваемым средством смыть оскорбление и восстановить поруганную честь).

А.Я. Анцупов и А.И. Шепилов предложили свою классификацию:

· мотивационный конфликт (между «хочу» и «хочу»),

· нравственный конфликт (между «хочу» и «надо»),

· конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу»),

· ролевой конфликт (между «надо» и «надо»),

· адаптационный конфликт (между «надо» и «могу»),

· конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»).

Внутриличностный конфликт может быть результатом перехода объективных противоречий, внешних по отношению к человеку, во внутренний мир (например, нравственные или адаптационные конфликты) или стать следствием противоречий внутреннего мира личности, отражающими отношение личности к окружающей среде (например, мотивационные конфликты или конфликт неадекватной самооценки).

Разрешение (преодоление) внутриличностного конфликта — это восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Для его разрешения используются следующие механизмы психологической защиты: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, изоляция, интроекция, интеллектуализация, аннулирование, сублимация, рационализация, компенсация, идентификация.

Жизнь — это непрерывный процесс общения в общественной и профессиональной деятельности и в личной жизни, то в отношениях между членами этих пар часто возникают пре­тензии — выраженное или скрытое недовольство людей друг дру­гом, связанное, как правило, с неудовлетворением каких-либо потребностей.

Межличностные конфликты связаны с индивидуально-психологически­ми особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, про­исходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с окружающими. К причинам, которые в большей степени являются психологическими, можно отнести следующие: оценка поведения другого как недопустимого, низкий уровень социально-психологической компетентности, недостаточная психологическая устойчивость к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействии, плохо развитая у человека способность к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента. Конфликтологи, обращаясь к движущим силам и мотивации межличностных кон­фликтов, различают ресурсные и ценностные конфликты. Конкретный причины межличностных конфликтов чрезвычай­но разнообразны: ограниченность ресурсов — их качественная и количественная сторона; различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть, здания и другие ресурсы); различия в целях; различия в представлениях и ценностях; различия в манере поведения и жизненном опыте; неудовлетворительные коммуни­кации; личностные особенности участников столкновений.

Потенциальной причиной конфликтов выступают потери и искажения инфор­мации не только при общении оппонентов, но и в самом восприятии людьми ок­ружающего мира. Человек избирательно воспринимает бесконечно многообразную информацию об окружающем. Роль «фильтра» играют ценности, мотивы, цели, которые зависят от мировоззрения человека, его образованности, профессионализма, нравственности, культуры, жизненного опыта.

Существует несколько вариантов реагирования личности на конфликт: агрессивный, отстраненный, уступчивый.

К. Томас описал две важнейшие стратегии (напористость и партнёрство) и пять тактик (избегание, уступка, противоборство, сотрудничество, компромисс) поведения в конфликтной ситуации. Каждый из этих типов формируется в детстве под влиянием социальной среды, процесса воспитания, биологических характеристик личности.

 

Основная использованная литература

1. Анцупов А.Я., Шепилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 512с. – (Психологическое образование).

2. Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) и гуманитарно-социальным специальностям (020000) / [В.П. Ратников и др.]; под ред. проф. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2009. – 511с. – (Серия «Cogito ergo sum»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.