Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовый спорт

СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА И СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА

Старший преподаватель к.т.н.

кафедры «Экологии» Абсеитов Е.Т.

Спорт – обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям (В.И. Ильинич, 2005).

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений.

Массовый спорт составная часть спорта, занятия отдельными видами спорта или системами физических упражнений с целью восстановления, укрепления здоровья, повышения работоспособности, достижения физического совершенства.

Историческое развитие спорта как многогранного общественного явления, его социальная значимость и практическая ценность заставляют нас видеть в нем «совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности. А наряду с этим – одно из важнейших средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, способствующих сотрудничеству и дружбе между народами» (Л.П. Матвеев, 1976).

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит противостоять нежелательным воздействиям на организм человека современного производства и условий повседневной жизни.

Цель занятий различными видами массового спорта – укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная составляющая. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся.

К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах. Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25 % студентов (М.Я. Виленский). Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент.

Занятия отдельными видами спорта или системами физических упражнений, в основе которых доступность и возрастная приемлемость объединены в так называемый массовый спорт, спорт для всех. Цели и задачи его тесно увязываются с активными видами отдыха, рекреацией, повышением работоспособности, укреплением здоровья и гармоничным развитием, совершенствованием человека.

Если общая физическая подготовка создает начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для значительного раскрытия их, то массовый спорт способствует полному раскрытию этих возможностей и позволяет испытывать огромное чувство радости, полноты жизни и владения своим телом, преодоления трудностей. Кроме психологических аспектов, участие в спортивном движении способствует активизации всех систем организма.

Спорт для всех играет важную роль в решении проблем, касающихся целесообразной двигательной активности человека, как неотъемлемого компонента повседневного режима, стиля, здорового образа жизни.

 

Единая спортивная классификация. Национальные виды спорта в спортивной классификации.

Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов в одной спортивной дисциплине и в различных видах спорта, используется единая спортивная классификация. Действующая классификация включает в себя почти все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единой градации по спортивным званиям и разрядам, представлены нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленности спортсменов, их спортивные результаты и достижения. Условность сведения в единую систему спортивных разрядов и званий разнохарактерных видов спорта (например тяжелая атлетика – гимнастика) сочетается с научностью такой систематизации, которая опирается на статистическую достоверность установленной трудоемкости и реальных сроков достижения одного и того же разряда. Так, звание «Мастер спорта» одаренные молодые люди получают обычно после 6-8 лет регулярной и напряженной спортивной подготовки. Реально возможные сроки достижения нормативов и требований отдельных разрядов и званий это и определенные временные ориентиры как для начинающих, так и для высококвалифицированных спортсменов. Продвижение спортсмена от разряда к разряду служит критерием эффективности учебно-тренировочного процесса.

Структура спортивной классификации предусматривает присвоение следующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим).

Спортивные разряды: 5-й, 4-й (только в шахматах и шашках), «Спортсмен третьего юношеского разряда», «Спортсмен второго юношеского разряда», «Спортсмен первого юношеского разряда», «Спортсмен третьего разряда», «Спортсмен второго разряда», «Спортсмен первого разряда», «Кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо подтверждать.

Спортивные звания: «Мастер спорта», «Мастер спорта международного класса» (к этому званию приравнивается звание «Гроссмейстер» в шахматах и шашках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «Заслуженный мастер спорта России». Спортивные звания присваиваются пожизненно.

Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других – только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, высоты, веса и других количественных показателей. Разрядные требования определяются следующими положениями:

· занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба;

· добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов.

Спортивная классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др.

Среди многочисленных народов мира отдельные упражнения или даже целые системы физического и духовного воспитания народов, племен имеют сугубо практическую направленность, обусловленную особенностями обычаев, традиций, ритуалов, запросами жизнеобеспечения и безопасности, и иногда даже носят характер состязаний, но далеко не в нашем понимании сущности спорта. Национальные вида спорта культивируются в отдельных регионах Российской Федерации. В их основе лежат традиционные народные упражнения и игры, исторически связанные с укладом жизни и особенностями труда людей в условиях данных регионов. При этом особо следует отметить наличие в Российской Федерации спортивной классификации по национальным видам спорта.

Некоторые из этих видов спорта требуют незаурядной физической и специальной спортивно-технической подготовленности. Во многих республиках РФ ежегодно проводится множество оригинальных спортивных соревнований по национальным видам спорта. Так, в центральных регионах России известны такие национальные игры, как лапта, городки. Можно привести еще немало подобных примеров национальных видов спорта и в других регионах страны. Звание «Мастер спорта» по этим видам спорта присваивается на Федеральном уровне, хотя культивируются они, например, в Якутии, Татарстане, Дагестане. Спортивные разряды присваиваются региональными спортивными организациями, то есть на местах.

Национальные виды спорта, связанные с повышенной двигательной активностью, могут занять достойное место в рабочей программе учебной дисциплины «Физическая культура» в вузах, в программах межвузовских студенческих спортивных соревнований.

В зависимости от климатических условий, места расположения вуза, его возможностей материально-технической базы, особенностей будущей профессиональной деятельности выпускников, а также количества, содержания форм и видов спортивного совершенствования в не физкультурных вузах используется тот или другой вид массового студенческого спорта. При этом учитывается не только инициатива спортивной общественности, но и мотивации студенческой молодежи. Одно из важнейших требований к процессу современной вузовской физической культуры и спорта – обучение студентов технологии использования невостребованных средств и методов как для повышения физической и умственной работоспособности, так и для укрепления здоровья.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Достоинства и недостатки метода двоичного разбиения пространства | Структура личности по З.Фрейду
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.