КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подходы к категории общения в психологии
Лекция №4. Общение как социально-психологический феномен Вопросы для повторения и обсуждения 1. В чем различие между социальным и государственным управлением? 2. В чем суть нравственно-ценностного регулирования в общественной жизни, каковы сегодняшние тенденции в этой сфере? 3. Каковы пути лечения такой социальной болезни, как аномия? 4. Особенности социального управления в Украине под углом зрения ценностно-нравственного регулирования. Какие они? 5. Жизненные силы человека и проблемы ноосферного развития Украины.
Выготский Л.С. Общение - фактор развития. Через общение ребенок усваивает весь культурно-исторический опыт, его функции становятся высшими. Рубинштейн С.Л. Общение - система отношений человека с другими людьми, которая опосредует отношение человека к бытию. Ломов Б.Ф. рассматривает человека в контексте жизни в двух аспектах: ü Субъект-объектные отношения (деятельность) ü Субъект-субъектные отношения (общение) Структурные элементы общения: Предмет общения – другой человек как субъект со свойственной ему активностью. Потребность в общении – стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке (общение необходимо для того, чтобы увидеть самого себя). Мотивы общения: v Познавательные v Деловые v Личностные (обмен эмоциями) v Мотивы самоутверждения v Мотивы собственно общения (вспомнить модель Маслоу) Действие общения – единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку. Средства общения: v Экспрессивно-мимические v Речевые v Предметно-действенные (операции, с помощью которых осуществляется действие общения) Продукт общения – образование духовного или материального характера, который создается в ходе общения (образ Я, представление о другом человеке и пр.) Круг общения – состав партнеров по общению. Содержание общения – вопросы, которые обсуждаются.
Стороны (функции) общения: 1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона) Процесс передачи информации и изучение способов передачи. Средства передачи информации: § Вербальные (слова) § Невербальные (жесты, мимика, контакт глаз) 2. Интерактивная - общение как взаимодействие людей. Что делают люди, чтобы договориться. Что происходит в процессе ролевого и не ролевого поведения. С позиции психологии личности рассматривается то, как личность влияет роль и наоборот 3. Перцептивная - общение как восприятие людьми друг друга (способы межличностного восприятия и познания, первое впечатление, каузальная атрибуция - приписывание причин)
§ 2. Общение как коммуникация. Коммуникатор - отправитель информации, говорящий. Реципиент - получатель, человек, воспринимающий информацию. Для передачи информации она кодируется средствами коммуникации (язык, код, азбука морза). Завтем эти коды декодируются и расшифровываются.
Обмен информацией сталкивается с проблемой коммуникативных барьеров. Барьер возникает, если средства кодирования и декодирования не совпадают, например, когда люди не знают языка.. Непонимание может возникнуть в силу личностных особенностей человека (застенчивость, агрессия). Средства могут не совпадать в силу лингвистических причин - у людей не совпадает смысл слов которые они произносят (например, профессионализмы) Коммуникационный барьер - особенности процесса коммуникации, в силу которых передача информации оказывается затрудненной. Схема коммуникативного акта Лассуэла
Невербальное общение Невербальная информация по своему источнику является бессознательной, поэтому она либо дополняет то, что говорит чеорвек словами либо опровергает, противоречит. Невербальная среда одного человека взаимодействует с невербальной средой другого человека и интуитивно неосознанно человек чувствует либо откровенность либо ложь. Средства невербального общения:
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |