Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межличностное взаимодействие

Можно рассматривать с точки зрения транзактного анализа (Э.Берн "Игры в которые играют люди, люди, которые играют в игры".) Изначально данное направление рассматривалось как психотерапевтическая система для лечения психических расстройств.

В рамках данной теории выделяются компоненты структуры личности (эго состояния):

· Я родителя НОРМЫ, ЗАПРЕТЫ, ПРЕДРССУДКИ, НЕКРИТИЧНО ПЕРЕНЯЫЕ У РОДИТЕЛЕЙ. Необходимо для того, чтобы человек умел быть родителей сам. Основные функции - забота и контроль

· Я взрослого Объективная обработка информации, адекватное поведение с точки зрения анализа, выводов

· Я дитя - активизирующиеся детские переживания и состояния (маленькая девочка или маленький мальчик)

Я-Д

Естественный ребенок Доверие, искренность, непосредственность, импульсивность, Источник творчества и интуиции Приспособившийся ребенок Зависимый от взрослых или развитый и независимый

Транзакция - единица взаимодействия (фразы, реплики, жесты, взгляды, комплименты)

В процессе взаимодействия анализируется взаимодействие трех состояний одного человека и трех состояний другого человека. Происходит обмен транзакциями.

Виды транзакции:

· Дополняющие (В-В; Д-Д; Р-Р)

· Пересекающие (направлено на взрослого, ответ от дитя)

· Скрытые (транзакции, которые правят бал) - сколько стоит машина? - Вам не по карману!

Формы транзактного анализа:

ü Процедуры, ритуалы

Формальные Регистрация в ЗАГСе, церковная служба Неформальные Обмен поглаживаниями, которые не несут большой информационной нагрузки, например, при приветствии

ü Времяпрепровождение - серия дополнительных транзакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которых является структурирование времени. Темы: А вы бывали?. Родительский комитет, Доходы/расходы.

ü Игры - серии следующих друг за другом скрытых транзакций с четко определенным и предсказуемым исходом. "Если бы не ты…", Динамо",. Выигрыш в игре - доказательство, что ничего не получится, чтобы ничего не предпринимать.

ü Близость - единственная форма для реальных отношений, не подразумевает скрытых транзакций.

Симпатия и притяжение:

Симпатия - положительная эмоциональная установка на человека

Притяжение - потребность человека быть рядом с другим.

Факторы привлекательности:

1) Фактор сходства Люди взаимного склада испытывают взаимную симпатию. Хайер и Ньюком -симпатичны друг другу люди, у которых установки относительно важных предметов совпадают. = взаимное согласие относительно Я-концепции. Концепция взаимозаменяемости Р.Винга -супружеский выбор происходит с позиции теории дополняющих потребностей.

2) Близость. 2 момента - географическое соседство и функциональная дистанция (то, как часто мы взаимодействуем). Приятнее тот, кто знаком

3) Физическая привлекательность.

"Личная красота лучшеее поручительство чем любое рекомендательное письмо"

Аристотель

 

§4. Общение как восприятие людьми друг друга

Социальная перцепция - восприятие социальных объектов. Смысл социальной перцепции более глубок, корнями восходит к детским переживаниям, установки социальной перцепции формируются в детском возрасте, в процессе общения с близкими людьми:

Þ Я плохой - Ты хороший (жизнь без достижений или постоянное стремление вести себя хорошо, чтобы заслужить похвалу окружающих)

Þ Я плохой - Ты плохой Безнадежная позиция, окружающие обвиняются в том, что не уделяют должного внимания.

Þ Я хороший - Ты плохой. Установка неприятия других людей. Предпосылка - жестокое обращение в детстве. В последствии все действия окружающих воспринимаются как угроза или лесть.

Þ Я хороший - Ты хороший. Доверие к себе и к окружающим. Нет базовых установок предубежденности.

Механизмы межличностного восприятия:

ü Идентификация - встать на место другого

ü Эмпатия - способность эмоционально вчувствоваться в состояние другого человека

ü Социальная рефлексия - считывание отношения другого человека к нам

Каузальная атрибуция (приписывание причин)

Фриц Хайдер "Психология здравого смысла" - что происходит в процессе объяснения человеком окружающего мира. Использует ли человек внешние причины или внутренние причины.

Факторы приписывания причин (Гарольд Келли):

· Постоянство - всегда ли человек ведет себя так в подобных ситуациях

· Различия - ведет ли себя человек по-разному в разных ситуациях

· Сходство - ведут ли другие люди себя подобным образом в различных ситуациях.

 

Внутренняя атрибуция
Внешняя атрибуция
Постоянство

Различия

Сходство

Да

Нет

 

Ошибки каузальной атрибуции (ошибки взаимного восприятия)

ü Фундаментальная ошибка атрибуции - причины поведения приписываются личности и недооценивается ситуация (эксперименты Милгрэма)

ü Недооценка серьезности влияния последствий (машина съехала с горы: авария / нет последствий)

ü Ошибка ложного согласия (человек считает свои суждения свойственными большинству, свое поведение нормальным)

ü Ошибка неравных возможностей ролевого поведения (выгодная ли менее выгодная роль как правило не оценивается, а причина приписывается личности)

 

§5. Коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. К.К. - предполагает что человек общается с другими людьми более эффективно, полно, добивается своих целей в общении.

Коммуникативные умения:

1) Внимание к невербальному языку (своему и партнера по общению)

2) Умение слушать.

Индивидуальные особенности:

Профессиональные навыки

– Состояние

– Темп речи

– Пол

– Статусные различия (низкому по статусу человеку необходима возможность выговориться)

Виды слушания:

Нерефлексивное Рефлексивное
Пассивное слушание, внимательное молчание и активное восприятие партнера. Минимальное количество ответов. Ага - ответы. Отсутствие оценки личности говорящего Активное слушание, наличие ответов.
Техники: · Выяснение - просьбы уточнения · Перефразирование - формулирование мысли собеседника своими словами для проверки понимания точности сообщения. · Отражение чувств говорящего · Резюмирование - подведение итога беседы: если подытожить, то…

 

3) Правильная подача обратной связи.

Обратная связь - сообщение, адресованное другому человеку о том, как мы его воспринимаем, что мы чувствуем.

Виды обратной связи (К.Роджерс)

a) Оценочная - оценивает трудности, переживания, перспективы (хорошо/плохо)

b) Интерпретация ситуации -апелляция к разуму, переосмысление ситуации

c) Исследовательско-зондирующая - желание проанализировать ситуацию, просьба повторить или рассказать подробнее. Вопросы, выражающие интерес к собеседнику, требующие размышлений.

d) Поддержка - успокаивает, дает совет, ищет позитивное

Аспекты правильной подачи обратной связи:

· Затрагивать не личность. А конкретные поступки, поведение

· Говорим не о своих выводах, а о том факте, который мы наблюдали.

· Избегать фраз "Ты всегда.." "Ты никогда.."

· Сосредоточить внимание на конкретных недавних событиях, которые произошли именно сегодня

· Избегать советов

· Уважать оппонента.

Формы подачи обратной связи:

Я- высказывания Ты - высказывания
На твое определенное поведение были мои определенные чувства. Это мои проблемы и ты никакой ответственности за них не несешь Максимально отрицательная фраза Ты всегда…, Ты неряха…, Ты меня разозлил…

Правила реагирования на обратную связь:

· Выслушивание собеседника до конца

· Использование техники перефразирования(слышать то, что говорят, а не то, что задевает)

· Помнить, что слова собеседника - его мнение и видение ситуации, а не оценка им нашей личности.

· Когда нас обеспечивают обратной связью, мы не должны меняться в соответствии со сказанным.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Жесты и позы | Лекция 4. Статистические таблицы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.